Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Почему растут цены?

16 Февраля, 2015

О ситуации на продовольственном рынке корреспондент нашей газеты побеседовал с одним из опытнейших аграриев региона

За последние два месяца цены на  продукты питания первой необходимости в Иркутской области увеличились от 7 до 40 процентов. Областная власть, чтобы успокоить народ, заявила о том, что местные товаропроизводители вынуждены поднимать цены на свою продукцию из-за увеличения цены на иностранную упаковку и компоненты, которые используются при производстве. Но главная причина повышения цен в Иркутской области на продовольственные товары первой необходимости заключается в работе торговых организаций, а не сельхозтоваропроизводителей региона. При этом власти Прибайкалья настолько бессильны в регулировании цен на продукты питания в розничной сети, что населению приходится надеяться на предпринимателей, которые перестанут накручивать цены и подумают о людях и их без того худых кошельках. Фермеры же в этих непростых условиях, чтобы выжить, просят правительство региона о возвращении системы государственных заказов для бюджетной сферы. Об этом состоялся наш разговор с первым заместителем мэра Иркутского района Александром Менгом — человеком, знающим сельское хозяйство «от» и «до».

— Александр Александрович, рост цен на продовольствие, наблюдающийся в текущем году, болезненно затронул интересы большинства  жителей Иркутской области. Каковы основные причины, повлиявшие на повышение стоимости продовольственных товаров?

— Сегодня на рынках областного центра наблюдается существенный рост цены на основные продукты питания, и многие продавцы и поставщики товара ссылаются на то, что цена увеличивается из-за иностранной упаковки и компонентов, используемых при производстве того или иного продукта. Но я бы хотел заметить, что все кривят душой.

Конечная цена продукта, по которой обычный покупатель берет товар в магазине, складывается из трех составляющих, которые мы рассмотрим на примере формирования цены на 1 литр молока.

Так, первоначальная цена товара равна себестоимости полученного 1 л молока жирностью 3,6 процента на ферме. У сельхозтоваропроизводителей Иркутского района на 1 января 2015 года этот показатель равен 19 рублям. Далее по этой цене молоко поступает переработчикам, которые с помощью сухого молока, обратов и других компонентов делают молоко разной жирности, упаковывают готовый продукт. На этом этапе идет дополнительная накрутка на конечную цену продукта. У переработчиков продукт перекупают поставщики товаров для розничной сети и оптовых рынков.

Так вот, конечную цену, по которой покупатели берут молоко в магазине, формируют именно переработчики и поставщики.

Несложными математическими действиями можно подсчитать, что от сельхозпроизводителей через перерабатывающие предприятия, поставщиков, организации оптовой и розничной торговли молоко до покупателя доходит со 150-процентной накруткой.

— Насколько фермеры увеличили первоначальную цену на продукт при существующей инфляции, росте цен на корма, ГСМ и электроэнергию?

— Если те три составляющие, по которым формируется конечная цена товара, разложить, то получается, что в конечной цене 1 л молока заключено менее 30 процентов на само производство молока и 70 процентов — на переработку и поставку товара в продуктовые магазины.

К сожалению, власти Иркутской области настолько запутали народ, что он в последнее время все больше гневится и ругается на сельхозтоваропроизводителей. А что фермеры? Они стали заложниками этой ситуации. С 2013 года фермеры увеличили цену на товар всего от 3 до 8 рублей, а на некоторые товары, в частности на морковь, картофель, муку, и вовсе цена не поднималась уже три года.

Например, в 2013 году фермеры переработчикам отдавали молоко по цене 16,70 рубля, картофель — 15 рублей, капусту — 10 рублей, морковь — 15 рублей. В 2015 году молоко идет по 19 рублей, картофель — 15 рублей, капуста — 18 рублей, морковь — 15 рублей. Рост цен в текущем году к уровню цен 2013 года у фермеров на товары составил всего 13 процентов, и как ни грустно говорить, но этот рост цены даже меньше процента инфляции 2013 (11) и 2014 годов (9,5) вместе.

При этом с 1990 года цена на сельскохозяйственную технику увеличились от 70 до 194 раз, на удобрения — в 134 раза, ГСМ — 167 раз, электроэнергию — 250 раз.

Увы, но низкие цены товара на первом этапе влекут за собой низкую заработную плату работников, кадровый голод, а также социальные проблемы. Между тем в Иркутском районе 17 производителей молока, выращиванием и заготовкой овощей занимаются 30 крестьянско-фермерских хозяйств, животноводством — 10.

— Все-таки возможно ли контролировать накрутку на продукты питания на этапе покупки у производителя и при поставке на прилавки магазинов?

— В этом вся суть и заключается. Получается, что у нас сегодня контролируются только сельхозпроизводители, а переработчики и поставщики товара остаются без внимания надзорных органов.

Например, за селянами контроль осуществляется посредством исполнения соглашений, заключенных между министерством сельского хозяйства Иркутской области и производителем. Поскольку селяне получают субсидии из федерального и областного бюджетов, то им сразу ставится ряд ограничений, которые фермеры должны выполнять: выдержанное поголовье коров, площади посевов и так далее, а для переработчиков и торговли ограничений никаких нет, их просто никто не контролирует. 

Я считаю, что на всех этапах формирования цены обязателен контроль, который должен осуществляться областными чиновниками. И если мы ограничим ту маржу, которую каждый добавляет к цене продукта, то товар станет более доступным для покупателя, появится возможность стабилизировать рост цен, а также пресечь нерадивых переработчиков и поставщиков, которые так и жаждут нажиться на населении.

Эта перспектива позволила бы на продовольствие устанавливать следующий процент маржи: себестоимость, которая сложилась в процессе сбора и обработки продукта, плюс 10 процентов прибыли для товарной точки.

— Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко поставил задачу по обеспечению бюджетной сферы продуктами местных товаропроизводителей. Насколько это выполняется?

— Задача практически не выполняется. Сельхозтоваропроизводители стараются по своим первоначальным ценам поставлять продукты питания в школы, детские сады и больницы, но бюджетники помимо этих продуктов требуют и сопутствующие (печенье, чай, фрукты, крупы и т. д.), которые не являются основным товаром фермеров.

Уверен, что нужно ставить бюджетников в жесткие рамки. Потому что сегодня на аукционе на поставку продуктов бюджетной сфере цена на товары особой роли не играет, а играет ассортимент продукции. Так, например, для одной школы нужно 20 л молока, а детскому саду — 10 л, но фермеры не имеют таких возможностей, чтобы развозить продукты слишком малыми порциями.

Поэтому, сельхозтоваропроизводители хотели, чтобы поставками продуктов питания для бюджетников занималась потребительская кооперация Иркутской области. По мнению губернатора, потребкооперация должна была снабжать товарами первой необходимости жителей труднодоступных и отдаленных сел и деревень, а также бюджетную сферу региона, вести заготовку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Но на деле оказалось иначе, региональная потребкооперация на первоначальную цену фермеров на товар стала накручивать до 40 процентов.

После этого фермеры заявили правительству Иркутской области, что для бюджетной сферы было бы неплохо установить государственный заказ, как это было в советское время. Государственный заказ не на всю продукцию, а именно столько, сколько нужно бюджетной сфере для осуществления питания. Уверен, что такие данные есть в каждом учреждении, и подсчитать общее количество необходимых продуктов не составит никакого труда.

Так вот, государство, заключая с сельхозтоваропроизводителями такой контракт, давал бы фермерам гарантию востребованности в производимом им продукте и развития производства, а авансированные государствам средства фермер мог бы направить на закупку необходимых компонентов для производства продукции, ремонт техники, закупку кормов и другое. Кроме таких бесспорных плюсов есть и еще один — в государственном контракте фиксированная цена на сельхозпродукцию, с которой и фермер получит прибыль, и государство сможет экономить на этой статье расходов.

Сегодня, если подсчитать, сколько средств из региональной казны идет на приобретение продуктов для бюджетной сферы, которые, кстати, покупаются по рыночным ценам, получится громадная сумма. Например, только в Иркутском районе на обеспечение бюджетной сферы продуктами питания (не только молочное, овощи и мясо, но и прочие сопутствующие продукты) выделяется около 20 млн рублей в год.

Селяне постоянно обращаются к региональной власти, но там не слышат наших предложений. Скорее всего, вокруг продуктовой темы крутится много народу, может, и чьи-то родственники, которые имеют на этом маржу.

Как нам говорят власти Прибайкалья: «Мы вам дали частичное погашение процентной ставки по кредитам, субсидии на зерно, картофель и т. д., вот и выполняйте наши условия». Но всех этих денег, которые получают сельхозтоваропроизводители сегодня, хватает только для того, чтобы держаться на плаву.

Беседовала Ирина Раздьяконова,
специально для «Байкальских вестей»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии