Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Когда есть свой остров

04 мая, 2016


2.jpg

Мое путешествие в Братск началось с телефонного звонка. Звонил главный режиссер Братского драматического театра Сергей Терпугов: «Вы сможете приехать к нам на фестиваль?» — «А что за фестиваль, когда?» — «Хотим провести первый фестиваль театральной молодежи, назвать «У Братского моря» и дать ему имя Геннадия Михасенко, он жил в Братске, много писал о молодых. Нашему театру исполнилось недавно 30 лет, мы тоже молоды, активны, много работаем, востребованы нашими зрителями. Конечно, есть трудности, но у кого их сейчас нет. Так что покажем себя и посмотрим, что делается у соседей. Время сложное, но фестиваль задумали давно, спонсоры  обещали помочь, поэтому откладывать не будем. Думаю, все получится. А открыться хотим 1 апреля, в день юмора, и это без шуток!»

Не ждать, а действовать!

И действительно, все у братчан получилось. Хорошо, когда идея обретает не просто реальные очертания, а превращается в нечто масштабное, значительное и объединяющее. Ведь в жалобах на плохие времена, не способствующих фестивальной жизни и тем более гастролям коллективов, когда нарушен творческий кровообмен и поездки театров в другие регионы почти прекратились, можно опустить руки и жить в ожидании хороших перемен. Но наступят ли они, вот  вопрос. А потому нужно обустраивать жизнь в этих временах и не ожидать милостей. 

Активные, креативные, энергичные руководители театров так и делают. Засучив рукава ищут новые формы  привлечения зрителей в театр, новые формы работы в сложившихся «исторических обстоятельствах». Ищут меценатов, изучают современные методы  менеджмента,  рекламы, организации  и проч. и проч.

Свет для провинции

— Главное, чтобы театр жил и продуктивно работал,  — говорит директор Братского драматического театра Любовь Кудряшова. — Тем более в таком индустриальном, провинциальном сибирском городе, как Братск. Развлечений,  полезных душе и сердцу, у нас немного. Театр, можно сказать, единственный, он альтернатива всему прочему. По городу должны ходить просвещенные люди, а не дикари, и мы все делаем для этого. Я верю в воспитательное, просветительское значение театра, в его высокую миссию возвышения чувств и души. Сила слова многое значит. Кто же будет делать это за нас? Человек после хорошего спектакля хоть ненадолго, но становится лучше, в нем поселяются добро и свет, и это, возможно, удержит  его впоследствии от каких-то дурных поступков. Я не идеализирую и не говорю, что все зрители будут от нас выходить хорошими людьми, но кое-кто задумается.  Не зря  говорят, что в театр приходит масса, а выходит — народ…

О проблемах  Любовь Николаевна говорит спокойно, без нервов, с улыбкой.

— Их просто нужно решать, а не паниковать, все взвесить, продумать, сосредоточиться  и… спокойно начинать работать.

Любовь Кудряшова относится к тому типу людей, которым интересно все, если это талантливо. Она поддерживает все идеи и проекты, идущие от коллектива, от труппы, а фонтанировать идеями они могут бесконечно. Идею фестиваля она поддержала сразу, хотя понимала все финансовые проблемы, связанные с ним.  Она прирожденный творческий лидер, талантливый организатор, у  нее безошибочная интуиция, которая ведет ее по жизни. А еще  она обладает не менее важным качеством, вернее, искусством — способностью любить. Любить свой театр, свой коллектив, любить каждого в отдельности.

Я видела, как  радостно, озорно заходили к ней в кабинет сотрудники театра, который, кстати, постоянно открыт,  делегациями или поодиночке. И дарили кто букеты, а кто-то просто розу в ее день рождения, который случился в день закрытия фестиваля, 4 апреля. А на ее столе постепенно вырастала целая оранжерея…

3.jpg

От «застоя» к современности

Открывали  фестиваль  молодежной  пьесой  Геннадия Михасенко «Милый Эп»  в постановке Олега Кравзе и Сергея Терпугова,  которую показали самые молодые актеры Братского драматического и  студийцы  экспериментальной студии «Театр+». Студия существует при театре шесть лет, и в ней занимается  молодежь: школьники, студенты.

А закрывали  этот театральный праздник  хозяева  фестиваля  спектаклем по пьесе американского драматурга Марши Норман «Спокойной ночи, мама» в постановке Сергея Терпугова. Думается,  очень правильным было решение организаторов расставить  акценты именно так, начав разговор со времен 1970-х годов прошлого века, в которых  написана  пьеса Михасенко и которые принято называть застойными. И перейти к современной пьесе, в которой отражены многие пороки нынешнего времени. Оно сильно  отличается от 70-х, в обществе произошли и идут почти  необратимые процессы. И проблемы, еще только смутно заявлявшие о себе в 70-х годах, стали явными, чудовищно неразрешимыми сегодня, в XXIвеке.

Фестиваль изначально задал высокую планку, пригласив к серьезному разговору, и наряду с капустными развлечениями, которые неотделимы от веселой фестивальной жизни, его  участники размышляли над серьезными  вопросами, думали и высказывали свои мысли.

Слушать и слышать

Нужной и полезной частью фестиваля стало обсуждение  спектаклей зрителями сразу по их окончании. Зрители могли задать вопросы режиссеру, актерам, поделиться мнением об увиденном. Так возникал диалог, отклик, который так важен театру.

Многие  зрители не отсиживались, активно включались в разговор.  А потом наступало время разбора спектаклей с членами экспертного совета. Это Валерий Шевченко — актер, режиссер, лауреат международных, российских кино и театральных фестивалей, генеральный директор фестиваля пантомимы «Белая маска», педагог ВГИКа (Москва). А также  представительницы Иркутска Лора Тирон — филолог, театровед, журналист, Елена Константинова — актриса, режиссер, педагог.

Фестиваль — это не только площадка для просмотра спектаклей, но и создание особого пространства, где есть место искреннему и заинтересованному общению, спорам, в которых не всегда рождается истина, но всегда есть место для разносторонних мнений. На обсуждения приходили не только актеры того театра, который накануне показывался, но и из других трупп, и это говорило об их интересе, о возможности отметить какие-то творческие удачи внутри каждого спектакля, а это важно для артистов, для самих театров. На разборах  была видна готовность прислушаться, ведь взгляд со стороны — не указующий перст,  а стремление помочь, разобраться, докопаться до чего-то главного, существенного.

Спектакли, показанные в рамках Первого фестиваля имени Г. Михасенко «У Братского моря», были неоднозначны по художественному уровню, мастерству, по эстетической  составляющей. Да это и невозможно — уравнять всех, но они  показали срез тех проблем и вопросов, которые волнуют театры. Вместе со зрителями режиссеры пытались разобраться в  болевых точках своего времени, сказать о том, что беспокоит, найти нестандартные подходы, осмыслить день сегодняшний.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора

Окончание следует.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии