Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

О чем ты плачешь, скрипка Паганини, о чем рыдаешь на плече?...

05 мая, 2015


20.jpg

14 апреля в Иркутском музыкальном театре имени Н.М.Загурского с единственным концертом выступил всемирно известный скрипач Дмитрий Коган. В его руках в одном концерте прозвучали сразу пять редчайших и неповторимых инструментов — пять  великих скрипок — Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома,  доставленных из разных концов света.

— Мы с вами стали счастливыми  участниками уникального проекта, который благодаря Дмитрию Павловичу Когану, удивительному музыканту и подвижнику, прозвучал в Иркутске. Дмитрий Коган выступил  автором большого всероссийского проекта «Время высокой музыки». Проект направлен на то, чтобы каждый  житель нашей страны мог прикоснуться к миру  искусства, почувствовать его великую силу, — сказал на пресс-конференции  перед началом концерта министр культуры Виталий Барышников.

Пять великих скрипок

Отвечая на вопросы, доброжелательный и располагающий к беседе,  внутренне сосредоточенный и внешне благородный, как и полагается классическому музыканту, Дмитрий Коган с удовольствием делился впечатлениями и  много рассказывал:

— Я рад, что пять великих скрипок прибыли в Иркутск. Я уже не первый раз здесь. И в прошлый  приезд мы с Виталием Владимировичем говорили об этом концерте и о том,  что я приеду именно с этим проектом. Так и случилось. Хотя определенные трудности были, но мы их преодолели.

На скрипке Амати я предпочитаю играть старинную музыку, эта скрипка самая почтенная из всех, язык не поворачивается назвать ее старой, но ей ни много ни мало 350 лет. Звук ее нежный, чистый и звенящий. На скрипке Страдивари играю те произведения, которые максимально отражают божественный тембр инструмента, на скрипке Гваданини —  что-то очень мощное, мужественное, с ярко выраженным мужским началом, а на скрипке  французского мастера Вильома, она самая молодая, ей около 150 лет, исполняю французские произведения. Все скрипки – разные,  и каждая  из них — чудо. И если я похвалю одну, «обидятся» другие.

— Как родился ваш проект «Пять великих скрипок»?

— Все началось с того, что я дал первый концерт на пяти скрипках  в Колонном зале Дома Союзов в 2011 году, и мне это так понравилось, что я решил его повторить. Причем понравилось не только мне, но и публике. Ажиотаж был такой, что не все смогли попасть на концерт, а желающих было много.  Поэтому я просто не мог не повторить его. А потом это переросло в проект, который мы назвали «Пять великих скрипок».

Финансово проект поддержал предприниматель  Валерий Савельев. Проект очень дорогостоящий, сами понимаете — страховки, перевозки, транспортировки стоят немалых денег. И вот уже четвертый год  подряд, помимо, конечно, моих зарубежных концертов, мы арендуем эти скрипки на пять-восемь месяцев, и я езжу с этим туром по России. Все скрипки находятся на хранении в частных коллекциях,  у владельцев Швейцарии, Англии и Германии, собрать их вместе — задача невероятной сложности. Поэтому подобного рода концерты большая редкость. Одни могут дать скрипку в октябре, другой владелец только в июне, третий в декабре и т. д., вот в этом сложность. 

За эти четыре года я объехал всю страну: Урал,  Дальний Восток, Центральная часть России, Сибирь,  Забайкалье. Выступал в Ненецком автономном округе, в Тыве, на Алтае и даже перед полярниками на Северном полюсе. Я открыл для себя страну, общаясь с этими людьми, и просто переполнен эмоциями. Моей мечтой всегда было то, чтобы люди услышали эти скрипки, эти потрясающие инструменты. Я мог бы давать больше концертов, но есть сроки, специальные меры безопасности, условия хранения (климат-контроль), транспортировка.

30.jpg

Собрать воедино

Приглашения на концерт  Дмитрия Когана получили учащиеся музыкальных школ по классу скрипки из Иркутска и Ангарска. Они смогли не только послушать звучание  инструментов, но и пообщаться с музыкантом во время экскурсии, которую он сам провел для них. Музыкант рассказал ребятам о скрипках и поделился секретами мастерства:

— Скрипка Николо Амати имеет неповторимый серебристый тон. Скрипка Страдивари издает звуки, сравнимые с человеческим голосом, а музыкальный инструмент работы Гварнери идеален для мощного исполнения в большом зале и обладает поразительной мощью, энергетикой и харизмой. Голос скрипки Джованни Батисты  Гваданини благородный и удивительно глубокий. Единственный инструмент не итальянского мастера — скрипка Жана Батиста Вильома. Она имеет свои достоинства и совершенна в своем звучании.

Помимо того что Дмитрий Павлович — талантливый музыкант, из этой глубокой и интересной лекции все присутствующие сделали заключение, что он еще умеет и красноречиво, ярко, пронзительно рассказать о своих «подопечных». После таких рассказов о скрипках действительно начинаешь верить, что они, вобрав в себя мудрость предшествующих веков и их хозяев, «живые» и могут о многом поведать внимательному и тонкому слушателю.

Вообще, это уникальное явление, ведь за возможность услышать хотя бы одну знаменитую скрипку люди платят огромные деньги,  а здесь сразу в одном концерте можно было услышать пять  знаменитых скрипок, сравнить их звучание, причем концерт был благотворительным. Организатором уникального культурно-музыкального события выступило  Иркутское региональное отделение партии «Единая Россия» при поддержке Фонда имени Когана, правительства Иркутской области, администрации Иркутска, областной филармонии, музыкального театра имени Н.М.Загурского.

40.jpg

Воплощение мечты

Концерт оставил самые глубокие впечатления, обогатил душу, сделал мир на время чище и лучше. И если бы можно было к словам приложить  музыку, то читатели бы услышали поистине божественные звуки.

— Дмитрий Павлович, вы  продолжатель и носитель знаменитой фамилии Коганов. Ваш знаменитый дед — скрипач Леонид Коган, отец — дирижер,  бабушка — скрипачка,  мама — пианистка. На вас ведь не должна прерваться нить вашей знаменитой музыкальной  семьи. Вам уже есть кому передать свое мастерство и опыт?

— Пока нет, но надеюсь, что такие продолжатели появятся.

— Вы играете на знаменитых скрипках — это мечта любого именитого музыканта, а уж неименитого — тем более, а о чем еще вы мечтаете?

— Мечта — это  некая точка, к которой ты стремишься. Моя самая главная мечта — иметь возможность всю жизнь заниматься любимым делом, своим творчеством и дарить его людям.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Алексея Головщикова

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии