Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мы делили апельсин

24 августа, 2015

Руководство Законодательного собрания, отказавшееся провести внеочередную сессию в связи с чрезвычайной пожарной ситуацией на территории области, тем не менее прервало парламентские каникулы: 21 августа комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству провел общественные слушания. Тема оказалась не менее печальной, чем десятки тысяч гектаров сгоревшего леса, — полномочия сельских поселений по решению вопросов местного значения.

Слушания открыла заместитель председателя ЗС и по совместительству председатель профильного комитета Наталья Дикусарова. Она не стала ничего говорить от себя, лишь акцентировала внимание на большом количестве проблем и нерешенных вопросов.

Правительство на слушаниях представляли далеко не первые лица. С основным докладом от лица исполнительной власти выступил Александр Гоголев — всего лишь заместитель начальника управления по региональной политике. Он напомнил участникам слушаний, что за сельскими поселениями закреплено лишь 13 вопросов местного значения. В Иркутской области сейчас действует переходный период, который завершится 31 декабря 2015 года, и завершится он, видимо, не так, как планировали ранее региональные власти. Область имеет огромную территорию, сельские поселения области очень сильно отличаются друг от друга. Есть крохотные поселки с населением несколько десятков человек, а есть и Хомутово, население которого превышает 20 тысяч человек.

— У многих поселений до сих пор нет согласованного перечня полномочий, — отметил Александр Гоголев. — Некоторые районы подошли к проблеме просто: передали все полномочия поселениям, хотя часть вопросов поселения решать просто не могут в силу географического положения и других причин. Мы проанализировали предложения районов, потом поработал финансово-экономический блок. Есть вопросы местного значения специфические: вопросы энергоснабжения, ритуальные услуги, безопасность на водах, вывоз твердых бытовых отходов. В итоге закон получился очень сложным, я сразу хочу сказать, что в первом чтении он в нынешнем виде принят не будет — нужно анализировать, нужны обоснования тех вопросов, которые имеют для поселений принципиальное значение.

Правительство области провело с местными органами власти селекторное совещание, по итогам которого стало понятно, что всех волнуют три вопроса: как будут определять штаты, как будут финансировать и как (если такая тема существует на территории) передавать имущество. В некоторых районах просто нет отдела ЖКХ, нет и специалистов, а полномочия внезапно могут возникнуть. Управление по региональной политике работает над таблицами поправок и ждет предложения от местных властей.

Глава администрации пос. Усть-Ордынского Евгений Бардаханов в ответном выступлении заявил, что поселковая администрация много лет работала эффективно, и никакой необходимости в переменах нет.

— Из столицы автономного округа Усть-Ордынский превратили в столицу национального округа, теперь хотите сделать просто сельское поселение. Я этого так не оставлю, я этот вопрос переведу в политическую плоскость, — заявил Евгений Бардаханов.

Наталья Дикусарова с большим трудом остановила эмоциональной монолог и предложила перевести разговор из политической в деловую плоскость. Получалось плохо, потому что многие представители муниципалитетов считали себя в той или иной степени обиженными и непонятыми. Многие руководители поселений уверены, что вопросы тепло- и водоснабжения должны остаться в районах, ведь именно районная администрация получает средства из областного бюджета и может по своему произволу давать или не давать их поселениям. Если эта практика укоренится, «районы будут в шоколаде, а мы все в шишках». Александр Гоголев чувствовал себя уже не столь уверенно, как в начале слушаний, и вынужден был признать некоторую правоту пессимистов.

И. о. министра финансов областного правительства Наталия Бояринова рассказала участникам слушаний то, что им было известно и без министра, — финансовые аспекты закона о закреплении за сельскими территориями ряда полномочий.

— Я напоминаю, что это требование федерального законодательства, мы с вами обязаны принять этот закон, — отметила Наталия Бояринова. — Закон еще не прошел даже первое чтение, а правительству очень важно услышать именно ваше мнение. Я слышу непонимание: единый будет подход или индивидуальный? Единая концепция, подход индивидуальный к районам. Если в районе хотя бы одно поселение исполняет полномочия и все остальные готовы его исполнять – полномочие закреплялось. Что касается отопления и водоснабжения, эти вопросы планируется закрепить за районами. Дорожная деятельность — между районами и поселениями при желании поселений.

Нельзя сказать, что у слушателей появилась какая-то ясность. Закон затронет 362 поселения и 32 района, что, по подсчетам министерства финансов, составляет примерно 75 процентов всех муниципальных образований области. По федеральному законодательству районам доверят 26 полномочий, а вот их исполнение зависит от того, как районы будут готовить проекты бюджетов и согласовывать их в правительстве. Более того, правительство предлагает до рассмотрения закона о межбюджетных трансфертах в Законодательном собрании рассмотреть его в Ассоциации муниципальных образований.

— Всех волнует вопрос: сколько нам дадут денег? Казачинско-Ленский район упрекает нас и говорит: «нисколько», но это не совсем так, — отметила Наталия Бояринова. — При передаче полномочий в поселения район должен передать и финансы. Это наша общая задача: не обескровить ни один из уровней власти. Приведу пример: Еланское поселение, Тайшетского района. По официальным данным, которые ложатся во все расчеты финансирования, население один человек, фактически — 14. Исполняют два полномочия, просят передать им еще 12. Ключинское поселение, Усть-Удинского района, с населением 63 человека попросило все 26 районных полномочий. Как это возможно? Я предлагаю не бороться друг с другом, а выработать компромиссное решение, которое позволит нам качественно работать в 2016 году.

Участники слушаний отметили огромную разницу между докладом министра и докладом заместителя начальника управления: министр все разложила по полочкам и дала ясную картину и внятное предложение.  

Юридические аспекты закрепления полномочий за поселениями описала в своем докладе представитель министерства юстиции области Надежда Серебренникова. Единственное, что поняли участники слушаний из состоявшегося мероприятия, — проблем много, и решать их будут не на публичных слушаниях, а в рабочем порядке, с каждым поселением и районом отдельно. В тишине чиновничьих кабинетов убедить отдельного руководителя в правоте региональных властей намного проще.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии