Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мы славно поработали и славно уберем

20 ноября, 2017

Рекультивация отходов БЦБК: работа проделанная, работа предстоящая

Проект рекультивации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината будет направлен на государственную экологическую экспертизу до 1 декабря. Предварительно он прошел процедуру общественных слушаний. 13 ноября в актовом зале ДК «Юбилейный» в Байкальске собралось около трехсот человек. Кроме неравнодушных горожан, это ученые, экологи, местные депутаты и сотрудники городской администрации. Правительство Иркутской области представляли заместитель председателя Виктор Кондрашов и министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков.

1.jpg

Кому это по силам?

Первым выступил глава администрации Байкальска Василий Темгеневский, избранный председателем общественных слушаний. Он напомнил, что в этом же зале в 2014 году уже проходили слушания по тому же вопросу. Тогда обсуждали проект рекультивации, разработанный ООО «ВЭБ Инжиниринг» и так и не реализованный из-за проблем с прохождением государственной экспертизы. Темгеневский подчеркнул, что проект был существенно переработан, и призвал собравшихся не превращать его рассмотрение в «колхозное собрание».

Депутат Государственной думы Михаил Щапов сам приехать не смог, но прислал обращение, в котором выразил надежду на то, что разработчики учли ошибки прошлых лет, и рекомендовал участникам слушаний оставить в стороне личные, корпоративные и политические интересы. Он также попросил не принимать поспешных решений, несмотря на то, что деньги на рекультивацию, выделить которые из федерального бюджета планируется в рамках программы «Охрана озера Байкал», могут быть отозваны или уменьшены в объеме. Вспомнил о прошлом и зампред регионального правительства Виктор Кондрашов:

— Все понимают, какая важная поставлена задача. К сожалению, прошлый проект не учитывал 12-, 13- и 14-ю карты-накопители, отходы котельной, предложенная технология была несовершенна. Была проделана большая работа, но результаты ни одного из проведенных экспериментов не устраивали всех. Минприроды России определило единственным поставщиком услуг по рекультивации Росгеологию. У них большой опыт, достаточные ресурсы, им эта задача по силам, — отметил Кондрашов.

Не нарваться и не вылезать

Рекультивацию основной массы накопленного шлам-лигнина планируется провести по технологии омоноличивания. Она предлагалась и «ВЭБ Инжинирингом»: из шламонакопителей откачивается и отправляется на очистные сооружения вода, шлам-лигнин изымается из накопителей и смешивается с цементом, золой, мраморной крошкой и известью, эта смесь укладывается в карты, где  превращается в камнеобразный монолит.

Усовершенствованием данного подхода Росгеология занималась за свой счет совместно с учеными Иркутского национального исследовательского технического университета (ИрНИТУ). Как рассказал руководитель инновационно-технического центра ИрНИТУ Виктор Кондратьев, основные отличия таковы: очистные использоваться не будут, половина карт-накопителей освобождается от отходов полностью, от извести и цемента отказались, заменив их на мраморизированный известняк и гипс. Нетоксичность получаемой смеси подтвердили исследования НИИ биологии ИГУ, где провели более 150 анализов проб.

— Технология является российской, на нее будет получен патент, — сообщил Кондратьев. — Если же брать проект «ВЭБ Инжиниринга», нарвемся на платежи по интеллектуальной собственности, нарвемся на токсичность материала, вылезем за рамки бюджета.

Технология без вредных выбросов

Реализация проекта оценивается примерно в 6 млрд рублей, 79 процентов от суммы поступит из федерального бюджета, 21 процент — из областного. Для работ необходимо 497 человек, максимальная смена — 180 работников. На большинство позиций нанять собираются местных жителей. Занятость будет круглогодичной. Всего необходимо обезвредить 3,5 млн тонн шлам-лигнина и примерно по 1 млн тонн надшламовой воды и золы. Это уточненные данные, раньше считалось, что шлам-лигнина в картах-накопителях около 2 млн тонн.

Также рассматривается применение термолиза для некоторого объема отходов БЦБК, эту технологию предлагает компания «Экостандарт». Метод предполагает растворение лигнина в электролите под воздействием температур. На слушаниях представители компании подчеркнули, что технология не предусматривает сжигания, а следовательно, и вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, после ликвидации отходов БЦБК оборудование можно будет использовать для переработки твердых бытовых отходов.

Дурно пахнущий вопрос

После основных докладов последовали выступления участников слушаний — самые разные. Например, представитель экологической организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов, приехавший в Байкальск из Санкт-Петербурга, привез предложения на двенадцати листах, но в итоге лишь призвал признать слушания несостоявшимися. Владимир Думаев выступил от лица группы ученых, уверенных, что лучшим решением проблемы с отходами БЦБК стала бы их переработка с помощью микроорганизмов. Представители Лимнологического института СО РАН усомнились в результативности предлагаемых технологий и заявили о необходимости испытать их в промышленном масштабе. Эколог с многолетним стажем Николай Алдохин, работавший в том числе и на БЦБК, заявил, что в проекте никак не учтен аккумулированный в картах сероводород – дурно пахнущий, вредный и взрывоопасный.

— Весь южный Байкал будет пахнуть. Сероводород концентрацией 100 миллиграммов на литр — токсичный, опасный газ. Один вздох может вызвать паралич дыхания и смерть. Ввиду своей тяжести он будет сползать по рельефу местности и перекрывать автомобильные трассы, Транссибирскую магистраль и накрывать поселок Солзан, — считает Алдохин.

 В ответ на это управляющий директор Иркутскгеофизики (структурного подразделения Росгеологии, регионального оператора проекта рекультивации) Анатолий Кабанов пригласил эколога к сотрудничеству — в частности, для оценки возможных рисков. А Виктор Кондратьев рассказал, что замеры по сероводороду проводились буквально на прошлой неделе, — концентрация ниже предельно допустимой в два-три раза.

— Постоянно идет поиск новых технологических решений, по этому поводу у нас Росгеологией единая позиция. Но уже есть технология, которая прошла проверку. Есть выделенные средства. У нас как у соразработчика предложение начать переработку по этой базовой каркасной технологии. Дальше уже «мясо нарастим» новыми технологическими решениями, внесем необходимые корректировки. Но если проблему двигать и двигать, теоретизировать, то можно и до 2020 года не начать, — подчеркнул Виктор Кондратьев.

Задачи на завтра и послезавтра

Для продолжения работы над проектом рекультивации, сбора и анализа различных идей предложено создать рабочую группу из представителей научной сферы, промышленности и государственного управления. За скорейшее начало работ высказался и мэр Байкальска, тем более что необходимая для этого передача шламонакопителей в муниципальную, а затем и областную собственность завершится в ближайшее время.

— Я убежден, что к реализации проекта нужно приступать немедленно. Экономическая деятельность комбината была прекращена в 2013 году. 25 объектов уже переданы в собственность муниципалитета, к концу ноября мы ожидаем передачу еще 54, в том числе всех карт с лигнином. Собственность муниципалитета мы передаем области, — сообщил Василий Темгеневский.

Большинство участников общественных слушаний проголосовали за признание базовыми предложенных Росгеологией и ИрНИТУ технологических принципов и создание рабочей группы, в график работы которой внесено проведение до 20 ноября зачетных испытаний.

Как сообщалось ранее, ликвидацию отходов  планируется начать в мае 2018 года. Срок окончания работ намечен на 2020 год, но, возможно, из-за новых данных об объемах шлам-лигнина придется ходатайствовать о продлении работ до 2022-го. А после завершения работ, как отметил Виктор Кондрашов, территорию карт-накопителей можно будет использовать в разных сферах.

– Хотелось бы одну-две карты освободить полностью, сделать чистые пруды, чтобы запустить рыбу, чтобы можно было купаться. Есть карты, которые нельзя оставлять бассейнами, надо поднимать до поверхности и закрывать почвогрунтом. То есть будет использоваться поверхность. Уточняю: на одной из площадок должен появиться аэродром для малой авиации, на других должны появиться двухэтажные дома гостиничного типа, для них не требуется фундамент. Предложения были по полям для гольфа, корейцы предлагают. Это все в турзону, — отметил Виктор Кондрашов. — Огромная нехватка земель идет под ту же самую клубнику. Можно было бы выращивать спокойно. Это будет нормальный почвогрунт, да еще и с удобрениями.

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

Фото Николая Рютина, РИА «Новости»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии