Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Время сложных решений

25 Февраля, 2013


20 февраля состоялась первая в 2013 году и 53-я по счету сессия Законодательного собрания Иркутской области первого созыва. Из 77 вопросов, включенных в ее повестку, только 14 касались отдельных законопроектов, а более 50 должны были завершиться принятием постановлений.

Рабочая рутина

В работе сессии приняли участие 39 депутатов, что значительно меньше, чем на многих предыдущих сессиях. К депутатам присоединились губернатор Сергей Ерощенко, депутат Государственной думы Сергей Левченко (фракция КПРФ), региональный уполномоченный по правам человека Валерий Лукин и уполномоченная по правам ребенка Светлана Семенова, председатель Контрольно-счетной палаты области Ирина Морохоева, представители прокуратуры области, управления юстиции, министры регионального правительства, представители органов местного самоуправления муниципальных образований и общественных организаций области.

Несмотря на длинный список вопросов в повестке дня, сессия не обещала быть трудной — 36 вопросов были посвящены таким проходным темам, как награждение грамотами Законодательного собрания и Государственной думы, назначение мировых судей и представителей общественности в квалификационной коллегии судей. Первым действительно важным решением стало переназначение Ирины Морохоевой председателем Контрольно-счетной палаты на очередной, второй по счету, пятилетний срок. Заместителем председателя КСП назначен Константин Янцер, еще одним аудитором — Лариса Мулярова.

Сессия внесла дополнение в закон о выборах губернатора Иркутской области. В соответствии с новым пунктом статьи 33 кандидат на пост губернатора должен будет представить в избирательную комиссию Иркутской области список из трех кандидатур, одна из которых в случае избрания кандидата будет наделена полномочиями члена Совета федерации Федерального собрания Российской Федерации — представителя от правительства Иркутской области. Это нововведение превращает избирательную кампанию по выборам губернатора в некий аналог президентских выборов в США, на которых кандидат заранее сообщает общественности и государственному аппарату, кто будет вице-президентом, кто — государственным секретарем, а кто — директором ЦРУ. От кандидата на пост члена Совета федерации требуется письменное согласие, его биография станет достоянием гласности, а будущий губернатор придет на выборы уже с частью будущей команды.

Очередной незаметной постороннему глазу корректировке подвергся закон о Молодежном парламенте Иркутской области. Эта структура, существующая около десяти лет, ведет работу настолько скромно, что о ее существовании знают только сами депутаты МП, депутаты Законодательного собрания и кандидаты в обе эти структуры. В состав МП входят 19 депутатов, избираемых по результатам конкурса, организованного наблюдательным советом МП, и столько же депутатов избираются из числа членов молодежных парламентов, созданных при муниципальных образованиях области. Очевидно, что закон и сама сформированная по его алгоритму структура являются максимально недемократичными и ничего не дают для воспитания подрастающих поколений, которым предстоит жить в многопартийном обществе и участвовать в свободных выборах разных уровней. В общем, проще стать членом конклава кардиналов католической церкви, чем пробиться в узкое число избранных депутатом МП Иркутской области.

 

Восемь плюс один

Депутаты выслушали и приняли практически без дискуссий отчет о работе в 2012 году Контрольно-счетной палаты, а также шесть отчетов комитетов и два — постоянных комиссий Законодательного собрания. Комитеты дружно демонстрировали рост показателей своей работы по всем направлениям: больше было проведено заседаний (комитет по бюджету, например, собирался 23 раза), больше денег получили близкие по профилю комитетам министерства правительства (министерство образования в пять раз, здравоохранения — в два с лишним). Комитет по собственности и экономической политике, например, мог предъявить коллегам два закона о разграничении муниципальной собственности, которые нужно было принять прямо на текущей сессии. Каждый отчитывавшийся председатель комитета и комиссии считал нужным сообщить, что его работа не только была нужна в прошлом, но и понадобится в будущем, – фразы типа «тема проведенного нами круглого стола находится на контроле у Законодательного собрания» звучали рефреном.

Председатель комитета  по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Юрий Фалейчик в своем выступлении отметил, что особой необходимости в очередном отчете он не видит: вся работа велась на глазах у депутатов, кто что сделал — всем известно. Этому комитету, надо признать, пришлось труднее остальных: ни одну существенную проблему за время работы нынешнего созыва Законодательного собрания решить не удалось, а рост в сельском хозяйстве является весьма скромным. Хотя хорошо уже то, что он вообще есть.

— Я надеюсь, — сказал в завершение своей речи Юрий Фалейчик, — что мы были интересны, о чем говорит и неожиданный рост нашей численности: в конце 2012 года нас стало девять, и мы сравнялись с комитетом по бюджету.

Несмотря на активную работу комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями и тот несомненный факт, что  депутаты знают о работе друг друга заведомо больше, чем рядовые граждане, выяснилось, что некоторые нюансы этой работы остаются понятными только тем, кто непосредственно погружен в тему. Депутат Илья Сумароков (фракция КПРФ), например, не понял, зачем комитет по социально-культурному законодательству поддерживает работу горячей линии, посвященной заработной плате учителей и воспитателей дошкольных детских учреждений. Коллегам из профильного комитета пришлось пояснять, что в действительности Иркутская область очень большая и средняя заработная плата, сумма которой звучит в отчетах депутатов и чиновников, часто не соответствует реальной заработной плате, которую получают учителя. Горячая линия — реально действующий механизм, позволяющий каждому учителю, независимо от места жительства, рассказать о своих проблемах чиновникам министерства образования и депутатам. Неизвестно, есть ли какой-то материальный эффект от такого общения, но психотерапевтическая польза несомненна.

 

Сессия внесла дополнение в закон о выборах губернатора Иркутской области. В соответствии с новым пунктом статьи 33 кандидат на пост губернатора должен будет представить в избирательную комиссию Иркутской области список из трех кандидатур, одна из которых в случае избрания кандидата будет наделена полномочиями члена Совета федерации Федерального собрания Российской Федерации — представителя от правительства Иркутской области. Это нововведение превращает избирательную кампанию по выборам губернатора в некий аналог президентских выборов в США, на которых кандидат заранее сообщает общественности и государственному аппарату, кто будет вице-президентом, кто — государственным секретарем, а кто — директором ЦРУ.

 

Затопление под вопросом, ругань под запретом

Депутаты выслушали доклад заместителя председателя правительства области Николая Хиценко о депутатском запросе группы депутатов Законодательного собрания к губернатору Дмитрию Мезенцеву о переселении из зоны  затопления Богучанского водохранилища. Информация, прозвучавшая в отчете правительства, большинству депутатов уже известна хотя бы из средств массовой информации: квартиры в Братске, Усть-Илимске и поселке Луговое под Иркутском построены, многие жители поселков Кеуль и Невон переехали в новые квартиры. Депутаты задали Николаю Хиценко несколько вопросов, в том числе о судьбе жителей города Усть-Илимска, построивших жилье прямо на берегу Ангары (что, вообще-то, совершенно незаконно) и у которых нет другого жилья. Николай Хиценко смог только сказать, что в этом вопросе недорабатывает администрация города.

Депутат Юрий Фалейчик покритиковал правительство за допущенные перегибы — в том числе за то, что жилье построено, а больницы и детские сады строить только планируется.

— К сожалению, — признал Юрий Фалейчик, — следует признать, что этот вопрос мы передадим по наследству следующему созыву Законодательного собрания. И наша задача состоит в том, чтобы передать депутатам внятную картину.

Уполномоченный по правам человека Иркутской области Валерий Лукин напомнил депутатам о судьбе памятников археологии и культуры, находящихся в зоне затопления. Если спасательные археологические работы проводились в 2010—2012 годах, то спасательные работы по памятникам культуры не начинались. В программах по переселению граждан неожиданно изменились расходы на строительство детского сада в поселке Луговое — сначала планировалось построить детский сад на 153 места, сейчас там значится проект сада на 330 мест с соответствующим ростом расходов. В реальности в Луговое переезжает 127 детей, и зачем менять проект и увеличивать сроки строительства, областной омбудсмен не понимает. По данным Лукина, правительство ошиблось в подсчетах и сейчас не хватает около 100 квартир для переселенцев, которые можно было купить на вторичном рынке, но депутаты сами вписали в закон ограничение, не допускающее такого развития событий.

— За каждым заявлением, поступившим в наш адрес, стоит судьба человека, и надо решить эти вопросы, исходя из интересов граждан, — подчеркнул Валерий Лукин.

Депутаты, как и предлагал Юрий Фалейчик, оставили вопрос на контроле.

В заключительной части сессии депутаты рассмотрели и приняли шесть отзывов на различные законодательные инициативы федерального уровня. Поддержав один из таких документов, предложенных группой депутатов Государственной думы, Законодательное собрание внесло свою скромную лепту в и без того уже существующий запрет на использование нецензурной брани в средствах массовой информации, книгах, компьютерных программах обработки информации (и это не шутка!) и другой продукции. В тексте законопроекта сказано буквально следующее: «В выпускаемых на русском языке как государственном языке Российской Федерации продукции общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, организаций кинематографии, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий, книгах и иной информационной продукции, а также при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий не допускается использование нецензурной брани». Депутаты не рассматривали вопрос о том, является ли этот канцелярит украшением русского языка, но предложили вышестоящим коллегам разработать (с привлечением экспертов) определение «нецензурной брани».

 

«Вижу цель, не вижу препятствий»

Сессия завершилась правительственным часом «О системе управления регионом, ориентированной на результат». С докладом выступил заместитель председателя правительства Иркутской области Алексей Зезуля. Главной предпосылкой формирования новой системы управления, по его словам, является пропасть между программой социально-экономического развития и бюджетом.

— Бюджет у нас не программный, доля программ в бюджете небольшая, — пояснил Алексей Зезуля. — Решили немного заняться туберкулезом — выделили средства. В результате у нас нет увязки между бюджетом и полученными результатами.

Средства в бюджете «размазаны» между расходами, нет никаких ориентиров эффективности. Правительство знает, как закупить некоторое количество единиц медицинского оборудования, но какой от этого будет эффект — не прогнозируется, и понимания в целом нет. Нет программы защиты лесов, нет детализации и порядка решения задач, можно лишь говорить, что то или иное решение привело к неким положительным последствиям, без конкретного измеримого показателя. Правительство сейчас выступает за то, чтобы результат был конкретным, измеримым и за него наступала ответственность. Если, например, речь идет о туберкулезе, то должно быть снижение количества больных в результате излечения или снижения темпов роста заболевания.

— Есть ресурсы — бюджет области у губернатора или смета у небольшого учреждения — есть и ответственность у каждого руководителя, — пояснил заместитель председателя правительства. — Мы будем проводить мониторинг и в итоге выйдем на ежедневный режим контроля движения средств.

На первом этапе правительство разработает цели, к которым движется область, на втором — конкретные программы, ведущие к реализации этих целей. При балансировке бюджета необходимо будет учитывать не только финансовые показатели, но и приближение  региона к поставленным целям. Завершение формирования механизма, по мнению правительства, должно произойти в 2014—2015 годах, и после этого уже нельзя будет удивляться тому, что средства выделяются, а результата нет.

Ряд проектов правительство планирует согласовывать с бизнесом, который должен внести свою долю в социально-экономическое развитие области. Бизнес, в свою очередь, может рассчитывать на налоговые льготы, которые — как прикладной инструмент — кажутся правительству все более привлекательной мерой воздействия на ситуацию.

На первом этапе реализации проекта правительство уже сформулировало правила оформления целей, наметило 132 первоочередные задачи и 16 стратегических целей. Система, пояснил Алексей Зезуля, сформирована, и осталось договориться о целях, которые поставят перед собой Законодательное собрание, уполномоченные по правам человека и детей, областная избирательная комиссия и еще ряд отдельных ведомств. Первым ведомством, на котором будут обкатывать новую систему и для которого уже почти разработали программу, стало министерство образования.

Основная цель правительства — повышение уровня и качества жизни населения, что в принципе прописано во всех законах и федеральных программах. Некоторые программы будут реализовываться отдельными ведомствами, некоторые — совместно, но главное, что каждая программа будет иметь выделенные в бюджете средства и список мероприятий. Все программы разделены на три блока: «социальный» (в том числе и повышение доступности жилья), «обеспечения высоких темпов экономического роста и улучшения инвестиционного климата» и «развития инфраструктуры».

Алексей Зезуля объяснил депутатам, что все цели по всем трем блокам даже нельзя распечатать на одном листе, потому что листов такого размера промышленность не производит. Но, заверил он, каждый блок, каждая страница имеет показатели эффективности, а на верхнем уровне все это сводится к интегральным показателям — продолжительности жизни, например. По сути, правительство предложило Законодательному собранию фундамент для программы социально-экономического развития области, имеющий то основное преимущество, что он не является застывшим монолитом и в него в любой момент можно внести корректировки с учетом реальной жизни и реального бюджета. 28 февраля всю схему в целом будет рассматривать правительство области.

Депутаты, как и следовало ожидать от людей опытных в политике и бюджетном процессе, усомнились в реалистичности предложенной правительством схемы. Одно из высказанных опасений заключалось в том, что под поставленные правительством цели потребуется намного больше средств, чем их имеется в бюджете области. Другой депутат заявил, что его просили подготовить вопросы к правительственному часу, но не дали информации, о чем пойдет речь. Прозвучало и требование создать систему обучения муниципальных руководителей, которые сейчас просто не смогут понять созданную правительством схему. Алексей Зезуля несколько раз превысил регламент, отвечая на вопросы депутатов, но было видно, что до конца разобраться с новой — и весьма непростой — схемой депутатам не удалось. А придется…

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Хорошо сидим! Депутаты Николай Труфанов (слева) и Геннадий Истомин;

Мысли о депутатах. Алексей Зезуля: «Ведь нельзя их… А не вникнут — разъяснять»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии