Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Время менять формат

13 ноября, 2012

 

 

Общественные слушания по проекту бюджета Иркутской области на 2013—2015 годы, в сущности, провалились: приписанные к Законодательному собранию общественные организации не смогли как следует подготовиться к мероприятию.

Проект главного финансового документа области, впервые разработанного на трехлетний период, прошел уже несколько стадий рассмотрения и вот наконец был вынесен на суд общественных организаций, допущенных в преддверие органов власти. По сложившейся много лет назад системе в узкий круг посвященных в финансовые и политические вопросы региональной жизни включены объединения пенсионеров, ветеранов, женские объединения и профсоюзы. По своему статусу структуры, объединяющей те же самые организации, но в другом формате, на общественные слушания была приглашена и Общественная палата Иркутской области. Мысль о том, что структуры, как и люди, могут стареть и терять деловые качества, почему-то не приходила в голову организаторам мероприятия, но была очевидна всем участникам.

От лица правительства области проект бюджета представляли министр экономического развития и промышленности Руслан Ким и министр финансов Наталия Бояринова, молодым коллегам активно помогал заместитель председателя правительства Алексей Зезуля. Руслан Ким в своем выступлении сосредоточился на том, что рост уровня жизни населения области составит в прогнозный период не менее 10 процентов каждый год, правительство же сосредоточится на увеличении доходной части бюджета за счет создания условий для развития стратегических отраслей экономики. К таковым отнесены «нефтегазохимическая отрасль, глубокая переработка древесины, туризм, поддержка промышленного потенциала и его диверсификация в моногородах». Темпы роста доходов области в ближайшие годы будут ниже, потому что главный источник пополнения бюджета — налог на прибыль предприятий — уже достиг своего пика в нефтедобыче и в ближайшие годы будет сохраняться на достигнутом уровне. О том, что уровень этот, вообще-то, весьма и весьма высок, никто почему-то не сказал. А высок он настолько, что в ближайшие годы область не будет получать дотации из федерального бюджета и попробует жить «на свои».

Наталия Бояринова тоже сосредоточилась на том предположении, что бюджет области ждут большие проблемы. Во-первых, области нужно будет и впредь выполнять указы президента страны о повышении заработной платы учителей и других бюджетников, — а это огромные расходы. Во-вторых, на обеспечение жильем детей-сирот будут выделены по 300 млн рублей в год, что в два раза больше, чем в 2012 году. Звучит солидно, если не знать, что расходная часть бюджета в 2012 году близка к 100 млрд рублей, и на этом фоне что 150 млн, что 300 млн — сумма весьма скромная. Правительство уже сейчас, несмотря на «подушку безопасности» в виде самого большого в стране резервного фонда, прогнозирует некоторый рост государственного долга (до 15 млрд рублей в 2015 году)  и дефицита бюджета: в 2013 году — 2,5 процента, в 2014 году — 5,9 процента, в 2015 году — 5,2 процента.

Участники общественных слушаний с другой стороны барьера, то есть как бы от общества, проявили удивительную скромность: если доклад чиновников и вопросы депутатов заняли более часа, то вопросы и выступления общественности — от силы 20 минут. Некоторые желали непременно услышать «в следующий раз» о том месте, которое Иркутская область займет среди других субъектов Сибирского федерального округа. Можно подумать, официальный рейтинг как-то влияет на самочувствие жителя конкретной области в ее повседневной жизни. Другие ограничились сухой констатацией: «Бюджет носит ярко выраженную социальную направленность». В последние 10 лет в области не было ни одного бюджета, о котором не сказали бы эту ритуальную фразу.

Еще одного участника слушаний волновал «комплексный подход к развитию сельского хозяйства», при этом он все время путался и называл бюджет «программой» — в ней, по его мнению, не было уделено достаточно внимания повышению уровня жизни селян и увеличению их заработной платы. Возможно, это чистая правда, но к бюджету эта проблема отношения не имеет: селяне, по счастью, имеют возможность зарабатывать и зарплату им платят не из бюджета.

 


Руслан Ким в своем выступлении сосредоточился на том, что рост уровня жизни населения области составит в прогнозный период не менее 10 процентов каждый год, правительство же сосредоточится на увеличении доходной части бюджета за счет создания условий для развития стратегических отраслей экономики. К таковым отнесены «нефтегазохимическая отрасль, глубокая переработка древесины, туризм, поддержка промышленного потенциала и его диверсификация в моногородах».
 

 

Единственное дельное выступление выпало на долю представителя думы Усть-Илимского района, который обратился к председателю комитета по бюджету Законодательного собрания Сергею Курилову с вопросом: как жить? Собственных средств в районе не хватает на заработную плату бюджетникам, и местная прокуратура уже предупредила депутатов: бюджет, в котором не будет заложена вся сумма на зарплату, будет сразу опротестован. Можно урезать другие расходы и накопить, например, долг за коммунальные услуги — но в этом случае район сразу лишится баллов в соревновании по управлению финансами и не получит премию. Куда ни кинь — всюду клин, а трансферты из областного бюджета поступать не будут: как федерация поступила с областью, так и областное правительство поступает с районами.

Выступление усть-илимского депутата оценили Сергей Курилов и Алексей Зезуля, но не оценили другие участники слушаний. Неоднократные обращения Сергея Курилова к аудитории с предложением выступать и высказывать свое мнение остались без ответа, и мероприятие было завершено  — допущенная к святая святых общественность оставила трехлетний бюджет на суд областных депутатов, которые будут обсуждать его на сессии 14 ноября.

Ситуация сложилась настолько абсурдная, что даже обычно сдержанный Сергей Курилов счел нужным прокомментировать произошедшее для журналистов. Депутат отметил, что не было задано ни одного вопроса, свидетельствующего о глубокой проработке общественниками представленных правительством документов, — точно такие же вопросы задаются на каждой сессии, и специфики трехлетнего бюджета в зале не чувствовалось. Особенно возмутил депутата член Общественной палаты, который счел нужным присутствовать на столь важном мероприятии на протяжении всего четырех минут, — после чего встал и покинул зал заседаний Законодательного собрания.

Очевидно, что общественные слушания в своем нынешнем виде себя исчерпали. Если правительство и Законодательное собрание действительно заинтересованы в результатах слушаний, нужно приглашать других людей — активных, заинтересованных, по первому времени заблуждающихся, но не молчащих.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии