Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Возвращаемся к уставным отношениям

11 марта, 2014

 

К 1 января 2015 года в структуре областной власти намечены важные перемены

 

 

Первое заседание комиссии по вопросам законопроектной деятельности при губернаторе Иркутской области состоялось 6 марта в зале заседаний правительства. Было рассмотрено 11 законопроектов разной степени готовности – от уже принятого в первом чтении до сырого настолько, что его немедленно вернули авторам на доработку. Мероприятие прошло под руководством заместителя губернатора региона Виктора Игнатенко, курирующего не только законотворчество, но и процесс правительственной реформы в целом.

 

 

Уставный суд обсудят в апреле

Главным среди рассмотренных документов стала концепция проекта закона «Об Уставном суде Иркутской области». Директор Института законодательства и правовой информации имени Сперанского Алексей Петров сообщил, что в законопроекте 149 статей, объединенных в 19 глав, описывающих организационное, материальное и процессуальное регулирование статуса Уставного суда. Важнейшими считаются положения о порядке формирования (требования к кандидатам, порядок выдвижения и отбора, процедура наделения полномочиями), особенностях правового положения судьи и организация деятельности суда. Предполагается, что весь штат Уставного суда будет состоять из 20 человек.

Во втором разделе описаны поводы и основания для рассмотрения дел в суде; правила, описывающие акты суда и порядок их пересмотра. В разделе третьем определены органы и лица, имеющие право для обращения в суд, критерии рассмотрения дел. Четвертый раздел определяет срок вступления закона в силу и признает утратившими силу некоторые положения законов области, описывающих так и не созданные в прошлом Уставной суд и Уставную палату.

По предложению министра финансов Натальи Бояриновой и Виктора Игнатенко график работ по разработке и принятию закона будет составлен таким образом, чтобы закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Это позволит упростить решение ряда вопросов по финансированию деятельности Уставного суда. Для этого законопроект должен быть внесен губернатором в Законодательное собрание в апреле, принят не позднее осени, а судей нужно назначить не позднее декабря. До того как закон поступит на подпись губернатору, Виктор Игнатенко предложил провести круглый стол со специалистами, чтобы обсудить уже почти готовый документ и выслушать компетентные замечания и рекомендации.

 

Поставь прибор и не греши

Проект закона о компенсации гражданам части расходов на коммунальные услуги оказался подготовлен заметно хуже — министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов с ходу заявил, что его ведомство законопроект не согласовало. И можно понять почему. Министерство жилищной политики, готовившее законопроект, пояснило его необходимость так: в Иркутской области многие граждане до сих пор не выполнили федеральный закон и не установили у себя индивидуальные приборы учета. Тоже, в общем, неудивительно: есть у нас такое жилье, что проще дождаться переселения из него, чем того момента, когда приборы учета окупятся. Следствием такого отношения к проблеме становится система оплаты коммунальных услуг не по реально потребленному объему, который невозможно подсчитать, а по нормативам, которые рассчитывает правительство. Но оно приобрело это полномочие не так давно и еще не успело обсчитать все муниципальные образования, а там местами так вели дела, что нормативы — из популистских соображений — были занижены в несколько раз от себестоимости.

Правительству области после долгих и непростых трудов удалось ввести такие нормативы, чтобы они не сильно ударили по карману граждан. Но в 136 муниципалитетах, где проживают 200 тысяч человек, как ни старались, плавно выровнять нормативы не получилось. Федеральное правительство, зная о таких ситуациях в регионах, тем не менее дало поручение: не допустить роста квартплаты более чем на 6 процентов, а в январе 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года роста быть не должно вообще. Более того, федеральное  правительство поручило разработать такие меры поддержки, чтобы граждане могли получить компенсации из регионального бюджета. Компенсацию нужно будет платить не более двух лет подряд, а всего расходов планируется на сумму 254 млн рублей. В законе оказалось два слабых места: расходы на его реализацию не заложены в бюджет, а для его воплощения в жизнь нужно либо поручить выплату компенсаций органам министерства социальной защиты, либо передать эти полномочия — вместе с соответствующей субвенцией — муниципалитетам.

Министерство социального развития от предложенной чести выплачивать еще одну компенсацию отказалось по весьма веским причинам. Во-первых, министерство и без того уже оказывает гражданам более 120 услуг. Во-вторых, компенсация, судя по законопроекту, не делает различий между людьми по имущественному признаку, и богатые граждане смогут получать компенсацию на тех же законных основаниях, что и граждане малоимущие. Минсоцразвития, вообще-то, нацелено на помощь малоимущим, а эта компенсация — вообще не форма социальной поддержки.

Министерство финансов, от имени которого выступила сама министр Наталья Бояринова, тоже оценивает законопроект крайне невысоко. Финансисты знают, что брать на себя новые обязательства — в том числе и новые компенсации — можно только в том случае, если есть новые источники доходов. Дела в областном бюджете обстоят ровно наоборот: есть риски исполнения уже взятых обязательств. В то же время министерство жилищной политики не объяснило, как оно собирается работать с теми, кто не установил индивидуальные приборы учета, а ведь если просто выполнить закон, никакие компенсации не потребуются — граждане будут платить за реально потребленные ресурсы, и все. Виктор Игнатенко, воспользовавшись своим правом арбитра, предложил министерству ЖКХ учесть высказанные замечания и доработать закон в кратчайшие сроки — как поручал это сделать губернатор.

 


Министр имущественных отношений Антон Протасов знает на конкретных случаях, что чаще всего льготникам земля под Иркутском совершенно не нужна и ее выбивают — с привлечением прокуратуры и жалобами губернатору — только для того, чтобы сразу перепродать. Хуже того: в области уже есть риэлторские фирмы, которые ищут льготников в отдаленных районах и с их помощью, за небольшую мзду, получают себе самые лакомые участки в пригородах областного центра.
 

 

Житель области будет «крепок земле»

Члены комиссии обсудили и одобрили короткий, всего из трех пунктов, законопроект о случаях перекрытия автомобильных дорог. Оказалось, что  дороги можно перекрыть для ремонта, для проведения спортивных мероприятий и в тех случаях, когда на них очутилось слишком большое количество машин — например, на выезде из города в канун выходных. Гораздо больший интерес вызвало предложение министра имущественных отношений Антона Протасова выделять льготным категориям граждан земельные участки с учетом места постоянного проживания. Более половины всех земельных участков, пояснил министр, выделяется в Иркутске. И нетрудно понять почему: в областном центре этим занимается правительство под постоянным контролем губернатора, а в других местах — муниципальные власти, неспособные порой и мышей ловить. Добрая слава распространяется быстро: сейчас в Иркутске на очереди стоит более 1300 льготников, ожидающих своей земли.

Министерство имущественных отношений считает, что льготники — если только речь не идет о жителях Крайнего Севера — должны получать участки в своих районах или своих населенных пунктах. Еще одно важное положение законопроекта затрагивает интересы многодетных семей. По действующему сейчас закону, если за время ожидания в очереди старшему ребенку исполняется 18 лет, семья теряет свои права на льготу — что, конечно же, абсурд, поскольку и в 18 лет ребенок все еще не может толком себя обеспечить и живет на иждивении родителей.

Прямо против законопроекта никто не выступил, но замечания были у многих. Главное правовое управление, например, признавая правоту министра в целом, отметило в своем отзыве на законопроект, что у граждан возникает малоприятная обязанность доказывать с документами в руках факт проживания в том или ином районе. Министр Протасов согласился, что дело это трудное и неприятное, но в то же время в области насчитывается 22 тысячи многодетных семей и в десять раз больше инвалидов-льготников. И если все они встанут в очередь и потребуют себе земли в самом привлекательном Иркутском районе, никаких земель не хватит.

В то же время министр знает на конкретных случаях, что чаще всего льготникам земля под Иркутском совершенно не нужна и ее выбивают — с привлечением прокуратуры и жалобами губернатору — только для того, чтобы сразу перепродать. Хуже того: в области уже есть риэлторские фирмы, которые ищут льготников в отдаленных районах и с их помощью, за небольшую мзду, получают себе самые лакомые участки в пригородах областного центра. Виктор Игнатенко признал, что проблема существует, и предложил всем заинтересованным ведомствам подключиться к совершенствованию текста — в том числе провести консультации с прокуратурой и министерством юстиции. Работа будет продолжена в сжатом режиме.

Министерство образования, выступавшее последним, представило законопроект о введении в области собственных медалей для выпускников школ и представило на суд коллег проект аверса и реверса будущей награды. Дело, конечно, полезное, но, ей-богу, не менее полезно было бы навести наконец порядок в школах: чтобы у каждого класса был руководитель, чтобы учителя-предметники не менялись по два за один учебный год, чтобы оценки ставили за знания, а не за дисциплину и чтобы учителя научились наконец-то пользоваться в своей работе компьютерами. Тогда, глядишь, средний уровень образования поднимется и одиночки-медалисты перестанут выглядеть гулливерами среди лилипутов.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии