Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Воздушными дорогами войны

24 июня, 2013

 

 

У Надежды Георгиевны Руденко жизнь полновесная, полнокровная. Она принимает активное участие в ветеранской работе, пишет воспоминания о минувшей Великой Отечественной войне и своей жизни, публикует их в газетах и книгах.

Родилась Надежда Сафонова (девичья фамилия) 21 сентября 1923 года в городе Иркутске, в многодетной семье. У родителей — отца, Георгия Михайловича Сафонова, и матери, Анны Васильевны, — было пятеро детей. Георгий Михайлович, партизан в Гражданскую войну, на железнодорожной станции Иннокентьевская в Иркутске занимался столярной работой, умер, когда Надежде исполнилось только шесть лет. Поднимала на ноги детей малограмотная Анна Васильевна, работавшая уборщицей в 7-й дистанции пути ВСЖД, Ее мизерной зарплаты не хватало, чтобы одеть и накормить ребятишек. Несмотря на полуголодное существование, Надежда Сафонова в 39-й школе в Иркутске II училась хорошо, активно участвовала в ученических мероприятиях, школу закончила в 1941 году.

Как вспоминает Надежда Георгиевна, на выпускном вечере 21 июня у учащихся и преподавателей было приподнятое настроение, все были одеты по-праздничному. Под бурные аплодисменты директор школы вручил вчерашним учащимся аттестаты зрелости. Выпускники в своих выступлениях благодарили учителей за знания, полученные от них, обещали учиться дальше и стать хорошими специалистами. После очень скромного застолья в актовом зале они вместе со своим наставниками под духовой оркестр почти до рассвета танцевали, пели любимые песни, от души веселились.

А назавтра, 22 июня 1941 года, началась война, нарушившая планы выпускников школы. Надежда Сафонова стала работать фрезеровщицей в первом цехе Иркутского авиазавода. В апреле 1942 года в Иркутске был объявлен призыв девушек в Военно-Морской флот. Авиазавод относился к числу военно-стратегических предприятий. В военное время на всех работающих там людей распространялась бронь — запрет призывать в армию. Однако Надежда Сафонова уговорила работников райвоенкомата разрешить ей добровольцем служить в Военно-Морском флоте.

11 июня 1942 года от воинской площадки железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный отошел эшелон, увозивший девушек на Дальний Восток. Они ехали в товарных вагонах, оборудованных двухъярусными нарами, застеленными соломой. В пути девушки выпускали «боевые листки», слушали сводки Советского Информбюро. Прибыли в Военно-морской экипаж, находящийся на 2-й Речке Владивостока. В течение месяца проходили курс молодого краснофлотца, похлебали настоящих флотских щей.

Из прибывшего пополнения командование отобрало около 120 девушек, в основном со средним образованием, и направило их во 2-ю Ораниенбаумскую школу младших авиаспециалистов, эвакуированную в город Рузаевка Мордовской АССР. Школа готовила разных специалистов для обслуживания самолетов морской авиации: радистов, метеорологов, электриков, шоферов и других. Надежда Сафонова обучалась в классе мастеров по самолетному радиооборудованию. После окончания школы в декабре 1942 года она была направлена в боевую часть 7-го штурмового авиационного полка Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. Авиационный полк в то время базировался в черте блокадного Ленинграда, на аэродроме «Гражданка». Аэродром находился на бывшем картофельном поле.

Весенняя распутица, низкая облачность, ограниченная видимость, постоянные бомбежки и артобстрелы, скудный блокадный паек — в этих исключительно тяжелых условиях проходила напряженная работа по подготовке и проведению боевых вылетов самолетов с целью уничтожения живой силы и техники фашистов, рвущихся в Ленинград. Советские летчики совершали в день по три-четыре боевых вылета, а технический персонал, в числе которого была Надежда Сафонова, под постоянными бомбежками и артобстрелами ремонтировал поврежденные в боевых вылетах самолеты, заменял у них разбитые приборы, электропроводку, заправлял их бензином и вновь выпускал на задания. Особенно досаждала вражеская артиллерия, которая постоянно обстреливала аэродром шрапнелью, поражая осколками обслуживающий персонал и  боевую технику.

В настоящее время на том месте, где базировался 7-й штурмовой авиационный полк на аэродроме «Гражданка», простирается красивый Гражданский проспект, на котором установлен обелиск со словами: «На этом месте в годы Великой Отечественной войны находился аэродром «Гражданка», с которого наши советские соколы защищали ленинградскую землю и балтийское небо».

Весной 1943 года 7-й авиационный полк был перебазирован на Ораниенбаумский плацдарм, фактически в тыл немецких войск. Ораниенбаумский плацдарм — это небольшая территория советской земли около города Ораниенбаума, окруженная с трех сторон немецкими частями, а с севера — водами Финского залива. Назначение Ораниенбаумского плацдарма заключалось в том, чтобы совместно с Кронштадтом защищать морские ворота Ленинграда. Фашисты прилагали большие усилия к ликвидации находящегося в тылу у них Ораниенбаумского пятачка. Обстрелы и бомбежки аэродрома на пятачке продолжались с рассвета до поздних сумерек. Вокруг аэродрома снарядами были посечены могучие хвойные деревья. Не осталось ни одного целого домика для аэродромной службы. Летчики и весь персонал аэродрома жили в землянках, построенных из обломков разрушенных домов. Для самолетов строили укрытия из бревен, сверху покрывали дерном и маскировочными сетками. То и дело аэродромные рабочие восстанавливали взлетные полосы.

И в этих адских условиях авиационные полки оказывали огромную помощь Ленинградскому фронту, нанося бомбовые удары по вражеским укрепленным пунктам, фашистским артиллерийским батареям, их кораблям в Финском заливе и в Балтийском море.

На этом аэродроме полку было вручено гвардейское знамя. При вручении знамени личный состав полка, построенный на аэродроме, преклонив колено, дал гвардейскую клятву, в которой были такие слова: «Родина! Слушай нас! Пока наши глаза видят землю, пока руки держат штурвал самолета, мы будем летать и мстить врагу за смерть наших людей, за нашу поруганную землю до последней капли крови. Смерть фашистским оккупантам!»

Ораниенбаумский плацдарм сыграл очень важную роль в операции по окончательному прорыву блокады Ленинграда в январе 1944 года. В снятии блокады Ленинграда есть немалая заслуга иркутянки Надежды Георгиевны Сафоновой-Руденко.

Штурмовой авиационный полк, в составе которого продолжала воевать Надежда Сафонова, в дальнейшем принимал активное участие в боях за освобождение Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, в разгроме немецко-фашистских войск непосредственно на германской земле. 7-й авиационный полк входил в состав авиационной дивизии, командиром которой был уроженец города Иркутска, дважды Герой Советского Союза генерал Николай Васильевич Челноков.

Надежда Сафонова служила в 3-й эскадрилье полка мастером по самолетному радиооборудованию. Вместе с техником Дмитрием Рябовым она обслуживала и обеспечивала надежную работу установленных на штурмовиках Ил-2 радиостанций РСИ-4, самолетно-переговорных устройств СПУ и радиополукомпасов РПК.

Успех боевых вылетов зависел и от надежной связи в полете между экипажами и командным пунктом. Н.Сафоновой и Д.Рябовым приходилось в перерывах между вылетами и ночью в напряженном ритме устранять повреждения приборов, проводки, заменять и ремонтировать разбитые в полетах узлы связи, проводить настройку приборов на рабочую волну.

 


Ораниенбаумский плацдарм сыграл очень важную роль в операции по окончательному прорыву блокады Ленинграда в январе 1944 года. В снятии блокады Ленинграда есть немалая заслуга иркутянки Надежды Георгиевны Сафоновой-Руденко.
 

 

День Победы Надежда Сафонова вместе с летчиками, мастерами и техниками полка встретила в немецком городе Кольберге, где ранее располагалась авиационная школа Геринга. Аэродром был очень благоустроенный, с бетонированными взлетными и рулежными дорожками, высокими кирпичными домами.

Ликование было со слезами на глазах. Но для летчиков и обслуживающего персонала полка война ликованием не закончилась. После торжественного построения личного состава полка вновь была объявлена тревога, и полк еще в течение нескольких дней продолжал боевые действия по уничтожению фашистских кораблей, которые не хотели сдаваться и пытались из военно-морских баз бежать в Швецию.

Наступил долгожданный мир, но демобилизовали Надежду Сафонову только в июне 1946 года.

Прошли годы и десятилетия после кровопролитной Великой Отечественной войны. Но очень часто растревоженная память Надежды Георгиевны,  теперь уже по мужу Руденко, воскрешает минувшее. Она вспоминает, как осколком снаряда напрочь отсекло в полете голову воздушному стрелку Саше Кузнецову, как привезли на аэродром истерзанный труп летчика Федора Величко, который на подбитом самолете упал на территорию, занятую фашистами, и попал в плен; как умер прямо на взлетной полосе раненный в полете летчик Борис Кулагин; как прямым попаданием артиллерийского снаряда в куски разорвало молоденьких работников аэродрома Сашу и Володю, как по несколько экипажей в день не возвращались с боевых заданий.

В память о всех погибших в воздухе и на земле воинах морской авиации Балтийского флота на месте бывшего аэродрома на Ораниенбаумском плацдарме после войны был сооружен мемориал, где увековечены имена авиаторов Балтики, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Ежегодно 9 мая у мемориала проводится митинг, приезжают ветераны авиации, чтобы почтить память погибших. К 40-летию Победы Надежда Георгиевна Руденко с однополчанкой-иркутянкой Лидией Анатольевной Переваловой привезли из иркутской тайги и посадили около мемориала аллею кедров. Сейчас эти сибирские кедры вместе с прибалтийскими дубами и соснами шумят над мемориалом, напоминая о том, что в трудное военное время ленинградцы и сибиряки были рядом.

В минувшее лихолетье в блокадном Ленинграде над Надеждой Георгиевной, как и над ее боевыми товарищами, постоянно кружила смерть. Но она осталась живой, за что благодарит судьбу.

Ее мужество и героизм в годы войны отмечены орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «В честь 60-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады», медалью Жукова, «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», знаками «30 лет операции «Нева» (прорыв блокады Ленинграда), «Защитнику крепости Кронштадт», «Защитнику Ораниенбаумского плацдарма», «60 лет морской авиации», «Почетный знак РК ВВВС» (за активное участие в ветеранском движении) и многие другие.

После демобилизации в июне 1946 года Надежда Георгиевна возвратилась в родной Иркутск и поступила в Иркутский горно-металлургический институт, после окончания которого в 1951 году стала работать научным сотрудником в Институте редких и цветных металлов (Иргиредмет), а позднее — доцентом в политехническом и железнодорожном институтах. В 1961 году успешно защитила диссертацию на соискание степени кандидата технических наук. В 1963 году получила ученое звание доцента. С 1987-го на пенсии.

В марте 1948 года Надежда Георгиевна вышла замуж за Георгия Григорьевича Руденко, студента Иркутского горно-металлургического института. В войну Георгий Григорьевич работал помощником машиниста паровоза в депо станции Иркутск-Сортировочный, после победного мая 1945-го закончил Иркутский горно-металлургический институт. И вот уже в течение пятидесяти восьми лет он работает в Иркутском государственном техническом университете, сначала старшим преподавателем по курсу сопромата и теории упругости, а сейчас, выйдя на пенсию, учебным мастером. Эта замечательная супружеская чета отметила не только золотую, но уже и бриллиантовую свадьбу.

Николай Алферов, ветеран Великой Отечественной войны,
специально для «Байкальских вестей»

На фото: Надежда Руденко

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Яна 15 июля 2014, 01:27
Уважаемый Николай!
Можно ли как-то связаться с Надеждой Руденко? У нас в семье до сих пор хранятся ее письма с фронта, написанные про нашего погибшего деда. Дедушкиных родных (сестры, родителей) давно уже нет, но мы, потомки, хотели бы ее поблагодарить за все.
Спасибо!