Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Война и мир летчика Егорова

15 сентября, 2014

 

 

Петр Егоров — участник Великой Отечественной войны с 13 июля 1941 года. До января 1943 года он воевал в составе 8-го истребительного авиационного полка (ИАП) в должности командира эскадрильи, с января 1943 года командовал этим авиаполком.

 

Окончание. Начало в № 43

Над линией фронта

А в начале июня 1941 года 8-й истребительный авиаполк получил приказ готовиться к отправке в летние военные лагеря. Самолеты в разобранном виде были погружены на платформы поездов и отправлены за Урал. По прибытии в Иркутск летчики-дальневосточники узнали о нападении Германии на СССР, после чего авиаполк в первых числах июля был передислоцирован на полевой аэродром севернее Вязьмы и принял участие в боевых действиях против немецких войск.

Егоров воевал на Западном, Южном, Закавказском, 2-м Белорусском фронтах, участвовал во всех наиболее сложных и ответственных операциях Великой Отечественной войны: в битве за Москву, в оборонительных боях под Ельней, Смоленском, в Белоруссии, в оборонительных и наступательных боях в Донбассе, в обороне Северного Кавказа и его освобождении от врага, в Смоленской, Белорусской, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях. Летал он на самолетах И-16, Як-1, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7.

Из воспоминаний Петра Дмитриевича Егорова, Героя Российской Федерации: «18 января 1942 года после мощной артиллерийской и авиационной подготовки наши войска перешли в наступление. В 30-градусный мороз, преодолевая снежные заносы и сильно укрепленную оборону немцев, 23 января освободили Барвенково, а 27 января — Лозовую. Принимая непосредственное участие в этой операции, наш полк выполнял боевые задания с аэродрома Кабанье.

Противник, встревоженный наступлением наших войск, усилил свою авиацию. В небе Барвенково появились итальянские истребители МАККИ МК-200. Эти самолеты по своим летно-техническим данным значительно уступали нашему Як-1, и в активный бой с нашими истребителями они вступали только под прикрытием «мессеров». Тогда же наши летчики встретились в воздухе с новым немецким истребителем. Это был модифицированный Ме-109F, который по своим летным качествам превосходил все другие немецкие истребители.

Был у нас в полку «специалист» по вынужденным посадкам — лейтенант Коваль. По характеру это был человек флегматичный, техника пилотирования ему давалась плохо. В мирное время его, скорее всего, не взяли бы в авиацию. Но на войне выбирать некогда. Вот техники и просили обычно Коваля совершить «вынужденную». К слову сказать, мы узнали об этой их хитрости лишь после войны. Только в боях под Барвенково Коваль, пять раз подбитый, сажал свою машину на передовой. Но линию фронта он все-таки всегда перетягивал. В воздушных боях мы теперь применяли новую тактику: когда фашисты «наваливались» сверху на нашу группу, мы вставали в круг, не позволяя немцам сесть на хвост впереди идущего. И только Коваль не мог вписаться в круг, выскакивал на внешнюю его орбиту. Атакующие немцы сразу замечали легкую добычу и направлялись к ней.

За Барвенковскую операцию я сбил три «мессера», причем вольно или невольно Коваль был для меня, вернее для немцев, как бы приманкой. Немецкий летчик, видя беззащитного «Ивана», устремлялся к нему, начинал пристраиваться ему в хвост, чтобы с короткой дистанции длинной очередью сразить его. Я, выбрав момент, когда немец увлекался целью, энергичным маневром вырывался из оборонительного круга, устремлялся наперерез фашисту и, взяв в прицеле нужную поправку, открывал огонь. Помню, один «мессер» взорвался в воздухе, два врезались в землю. После этого немецкие летчики уже теряли свой боевой настрой, наши переходили в атаку, и бой заканчивался победой.

Но не всегда мне удавалось «подцепить» увлекшегося фрица, были такие моменты, когда, ведя ожесточенный бой, я не мог выполнить нужный маневр. Бой продолжался, лейтенант Коваль на подбитом самолете, перетянув линию фронта, садился в поле, а затем на попутных машинах возвращался в полк. Самолет его эвакуационная команда доставляла в стационарные мастерские, и там его быстро восстанавливали. Так было дважды. А трижды он садился буквально на линии фронта по другой причине. Та же война, тот же бой, но на этот раз не воздушный, а атаки по наземным войскам...».

Между жизнью и смертью

Всю войну летчик-истребитель Егоров прошел без серьезных ранений. Но были  моменты, когда казалось, что спасение невозможно. Однажды его самолет был атакован противниками. С пробитым бензобаком, заглохшим двигателем, 68 пробоинами в фюзеляже и 38 вмятинами на самолете он дотянул до родного аэродрома и выжил.

Осенью 1942 года 484-й авиаполк, которым командовал Егоров, базировался на аэродроме Грабцево под Ленинградом. Туда же был  переведен авиаполк бомбардировщиков Пе-2. В конце сентября 1942 года этому полку поступил приказ бомбить деревню Сычи, ту самую, в которой родился Егоров. В результате бомбежки погибла мать Петра Дмитриевича, отец чудом выжил.

За отличие в боях при освобождении города Бреста летом 1944 года 484-му истребительному авиационному полку, которым командовал Егоров,  было присвоено почетное наименование «Брестский». В конце 1944-го Егорова перевели в 263-й истребительный полк, которым он командовал до конца  войны.

В августе 1944 года за личное мужество и успешное проведение боевых операций П.Д.Егоров был повторно представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, но тогда оно присвоено Егорову не было — кому-то из начальства показалось, что Егоров был слишком молод и может подождать.

Позже 263-му истребительному авиационному полку под командованием Егорова за успешные бои в Белоруссии, Польше и Германии было присвоено почетное наименование «Померанский», и полк был награжден орденом Суворова 2-й степени, а сам Петр Дмитриевич был удостоен ордена Александра Невского.

К концу войны гвардии подполковник Петр Дмитриевич Егоров совершил около 300 боевых вылетов и в 43 воздушных боях сбил семь самолетов противника лично и 11 в группе. Еще три самолета уничтожил на земле, в результате штурмовых атак уничтожил пять танков, два штабных автобуса, 45 автомашин, много другой техники и живой силы гитлеровцев.

Непривычная тишина

День Победы подполковник Егоров со своим 263-м истребительным авиаполком встретил под Берлином, на аэродроме Ной-Бранденбург. Несмотря на окончание войны, обстановка оставалась напряженной и самолеты и экипажи авиаполка продолжали нести боевое дежурство на земле.

Из воспоминаний Петра Дмитриевича Егорова, Героя Российской Федерации: «9 мая сквозь сон услышал беспорядочную стрельбу из всех видов оружия. Палили из винтовок и пистолетов, слышна была прерывистая трескотня автоматов, стрельба из ракетниц... Стихийный салют продолжался минут двадцать. Словно опомнившись, все бросились обнимать друг друга без соблюдения субординации. Лица у всех были озарены радостью, сияли счастьем. Из штаба корпуса получено распоряжение: всех на аэродром. Там, у стоянок самолетов, состоялся митинг... Каждый вспоминал тех, кто погиб в боях. Война кончилась, наступила непривычная тишина. Непривычно было летчикам смотреть на опустевшее летное поле, и казалось всем, что это временное затишье, как бывало на войне, и что завтра снова в бой, снова смотреть смерти в глаза...».

В Москве на Красной площади готовился Парад Победы. Каждый фронт готовил сводный полк, который состоял из батальонов по родам войск. От авиационного корпуса всего было направлено двенадцать человек. Командиром сводной роты летчиков-истребителей был назначен полковник Додонов, а его заместителем — подполковник Егоров. Так летчик Егоров стал участником исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.

После окончания войны Петр Дмитриевич продолжил службу на командных должностях в Военно-воздушных силах. Успешно окончил Липецкие высшие офицерские летно-тактические курсы и курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии. С 1950 года был заместителем командира истребительной авиационной дивизии в Группе советских войск в Германии. С декабря 1951 по сентябрь 1952 года находился в Северной Корее, где в составе 64-го истребительного авиационного корпуса принимал участие в боевых действиях против авиации США и их союзников в Корейской войне (1950—1953). С 1954 года командовал истребительной авиационной дивизией.

Память жива

С 1960 года полковник П.Д.Егоров находился в запасе, проживал в Иркутске. Работал в гражданской авиации — начальником и авиадиспетчером Иркутского аэропорта, командиром Иркутского объединенного авиационного отряда.

Петр Егоров принимал активное участие в общественной жизни Иркутска, в патриотическом воспитании молодежи, в ветеранском движении, часто встречался с руководством, личным составом и ветеранами Иркутского аэропорта, 30-й Воздушной армии, войсковой части 15580, обеспечивавшей перевозку командующего и руководящего состава этой армии. Был дружен с Владимиром Михайловичем Безбоковым, в разные годы командующим 30-й Воздушной армией ВГК, начальником Иркутского гарнизона, председателем Иркутской областной ветеранской организации. А также с участником войны, боевым летчиком-штурмовиком Василием Ивановичем Дулимовым, в послевоенное время — авиадиспетчером Иркутского аэропорта.

Петр Дмитриевич долгие годы работал председателем совета ветеранов Октябрьского района Иркутска, много общался с боевыми товарищами. Был прекрасным, интересным рассказчиком, и кто-то из друзей подсказал ему идею написания книги о войне на основе его личного опыта. И такая книга появилась и изначально была обречена на успех.

Участник, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке П.Д.Егоров — автор интересных мемуаров «Крылья крепнут в сражениях». После распада СССР, когда звание Героя Советского Союза уже не присваивали, Указом Президента Российской Федерации № 368 от 15 апреля 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, полковнику в отставке Егорову Петру Дмитриевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (медаль № 144).  Награду Петру Дмитриевичу, который уже тяжело болел, вручил первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков.

Кроме того, Петр Дмитриевич награжден орденами Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды  (дважды) и медалями.

Петр Егоров скончался 2 октября 1996 года и с воинскими почестями похоронен на Радищевском кладбище города Иркутска.

Память о Петре Дмитриевиче Егорове сохраняется и ныне. В 1996 году в честь наших земляков, участников Великой Отечественной войны — Героев, постановлением мэра Иркутска четыре улицы были переименованы и названы именами Героев: улица Приморская — в улицу Героя Советского Союза Безбокова, улица 5-я Советская — в улицу Героя Советского Союза Пискунова, улица Ново-Ямская — в улицу Героя Советского Союза Лызина, улица 1-я Летчиков (находится в районе Иркутского аэропорта) — в улицу Героя России Егорова. На доме № 4 по ул. Егорова установлена информационная доска.

В Иркутске на доме, где жил с 1980 по 1996 год Герой России Петр Дмитриевич Егоров (ул. Советская, 137), в его честь установлена мемориальная доска. В Иркутском областном краеведческом музее в память о Петре Дмитриевиче оборудована витрина, в которой хранятся его личные вещи — личный кортик и летная фуражка. Имя Героя Российской Федерации П.Д.Егорова вписано в историю в зале Славы мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве.

Николай Кустов, председатель оргкомитета по проведению
патриотической акции «Память жива», ветеран
военной службы и Дальней авиации, капитан в отставке,
специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива автора.

На фото: Герой России Петр Егоров. 1995 год;

На встрече группы ветеранов со школьниками (в первом ряду справа)…;

…и у Вечного огня (в центре).

На обеих фотографиях слева от Петра Егорова —
Герой Советского Союза Владимир Безбоков

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии