Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вот такая элегия жизни

30 мая, 2011

 

 

14 июня 1951 года родился наш земляк,
знаменитый кинорежиссер Александр Сокуров

 

Кажется, недавно о нем говорили как о таланте молодом, да раннем, подающем большие надежды. И вот он уже мэтр, уже классик с мировым именем, отмечающий свой 60-летний юбилей, обладатель чуть ли не всех возможных земных званий и наград в документальном кино.

Вы, конечно, догадываетесь, кто это. И в год 350-летия Иркутска мы по-новому осознаем этот факт и гордимся, что известный питерский кинорежиссер Александр Сокуров — наш земляк.

Он родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха, что находилась на 47-м километре Байкальского тракта, на левом берегу Ангары, как раз напротив нынешнего архитектурно-этнографического музея Тальцы. Там стояла воинская часть, охранявшая пленных японцев, которые работали на строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали.

Отец Сокурова, участник Великой Отечественной войны, из-под Берлина был переведен в Горький, где познакомился со своей будущей женой, матерью Александра. Там же родилась его старшая сестра. Ну а потом — продолжение службы под Иркутском.

Подорвихой деревню назвали потому, что в каменоломнях взрывали скальник для отсыпки земляного полотна дороги.

Со строительством Иркутской ГЭС запруженная Ангара поднялась, деревня, как и старые рельсы, ушла под воду.  Говорят, на возвышенных местах остались захоронения японцев.  И ничего больше... Кстати, именно так называется один из документальных фильмов Сокурова — «И ничего больше».

Затем отца с семьей снова перевели в Горький. Александру было тогда четыре года.

Всего и воспоминаний-то у него от той поры осталось со слов родителей и старшей сестры: «Мама, полощущая белье в Ангаре, да необъяснимое чувство сказочности, чистоты и прозрачности всего вокруг. От наводнений часто топило. Могли погибнуть, спасали военные».

Он до слез растрогался в январе 2004 года, когда стоял на утесе напротив деревни, ушедшей под воду. Позже на пресс-конференции он сказал: «Уж и не надеялся когда-нибудь увидеть родные места. Я родился там, где никогда не был. Я, как птица на ветке, взлетел от затопленной земли: и вроде бы есть родина, а вроде — и нет...»

Но он гордится, что родился в Сибири.

В 1974 году окончил исторический факультет Горьковского университета, а в 1979-м — мастерскую документального кино Александра Згуриди во ВГИКе. В 1980-м был зачислен в штат киностудии Ленфильм.

Сокуров — общепризнанный автор таких творческо-технических методологических открытий в мировом кино, как параллельный монтаж, непрерывный кадр — то есть без единой монтажной склейки. Включили камеру — и через полтора часа выключили.  Съемка одним дублем, в реальном времени. Своими новациями он вдохновляет других режиссеров.

Специалистов поражает его высокопрофессиональное, буквально на грани патологии, чувство правды, достоверности, внимание к деталям, даже запаху (это в кино-то!), тщательности изображения и музыкально-звукового решения.

Его называют «мастером тишины, избегающим всякой агрессии»; о нем говорят: «нестандартный, нетривиальный, элитарный», отмечают его «тихую странность», «меланхолический трудоголизм», «европейское качество киноизображения».

Вместе с тем за негромкостью и несуетностью он человек чести и достоинства, истинно патриотичный, гордый, смелый, решительный. Человек поступка, остро-социальной мысли и боли.

«Мы демонстрируем абсолютно неталантливую политику во всех проявлениях: страшное гиперболизированное распутство коррупции, непредсказуемость экономики...»

«Наша интеллигенция сегодня опасно близка к власти. Особенно творческая, особенно столичная». Это сказано Сокуровым о его же фильме «Александра».

Сокуров — исследователь, разведчик, и не только по первому образованию (он историк), хотя и оно, безусловно, отразилось в нем, в его фильмах. Он исследователь человека и его души, разного рода процессов, самого времени. Критики даже говорят о нем: он свои фильмы «делает из времени».

«Я позволяю себе сделать важный шаг, может быть, радикальный. До этого мы все ходили перед какой-то дверью. Я предлагаю осторожно дверь открыть, сесть и поговорить с человеком. А потом уже судить. Взяв узнаваемый персонаж, я приближаю зрителя к судьбе обычного человека. Не вижу, почему надо становиться на колени перед Лениным... Чем выше поднимается человек по ступеням власти, тем ниже он опускается в своем нравственном и даже интеллектуальном развитии...» (О фильме «Телец».)

«В искусстве нет ни героев, ни вождей, ни «простых», «маленьких» людей. Есть человек в искусстве, как и в жизни».  (О фильме «Александра».)

Его фильмы по сути — философские притчи, они оригинальны, масштабны по замыслу, по географии съемок, по высокопрофессиональному интернациональному составу съемочных групп. Как правило, широко резонансны в мире.

Завсегдатай международных кинофестивалей, он составлял конкуренцию таким мировым именам, как Квентин Тарантино, Эмир Кустурица, Гас Ван Сент. Его фильмы, участвующие в главных конкурсных программах МКФ, анонсируются как специальное событие.

«У меня уже нет необходимости нравиться Западу. Мы почему-то всегда забываем, что за нашей спиной — великая культура, великая кинематографическая традиция. И пусть Запад сам делает что-то такое, чтобы нам понравиться. Нам совершенно незачем раскланиваться перед кем-то».

Любимец и завсегдатай Каннского фестиваля, он рассуждал: «Ни на один фестиваль, включая международные, я никогда не рвался и не стремился. Никогда не ездил на фестивали за призами».

Тем не менее на сегодня Сокуров удостоен множества наград.  Вот лишь некоторые из них. Заслуженный деятель искусств России, народный артист России (2004), лауреат Государственной премии России (1997). Участник и лауреат многих международных кинофестивалей. Удостоен премии ФИПРЕСИ имени А.Тарковского, премии Ватикана «Третье тысячелетие» (1998), «Премии свободы», учрежденной Анджеем Вайдой и компанией «Филипп Моррис» (2003), премии «Золотой леопард» за вклад в киноискусство (МКФ в Локарно, Швейцария, 2006); приза имени Роберта Брессона Епископальной Ассамблеи Италии и Ватикана — «За вклад в кино, за внимание к духовным исканиям человека и неустанный поиск вечного» (МКФ в Венеции, 2007). В 1995 году по решению Европейской киноакадемии его имя включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.

Перечень достижений далеко не полон. Но и его хватило бы на нескольких человек, и, как говорят, дай бог каждому, — но другого такого нет. Его многочисленные поклонники считают: этот режиссер заслуживает памятника при жизни! Он — один из тех немногих, кто поддерживает сегодня имидж российского кино.

Да, заслуг более чем достаточно для того, чтобы на его родине, в Иркутске, учредить именной — Сокуровский — фестиваль авторского (альтернативного, интеллектуального) кино. Как фестиваль Тарковского в Иваново, фестиваль Шукшина — на Алтае и другие, не многие, но яркие и привлекательные для туристов и особенно кинематографистов фестивали.

Это было бы здорово, это способствовало бы популяризации и укреплению имиджа нашего города, еще большей его привлекательности. Тем более что в мире то и дело проходят ажиотажные ретроспективные показы его фильмов (в США, Франции, Бельгии, Германии, Италии, Японии и других странах).

Для Иркутска было бы непростительно не воспользоваться такой уникальной возможностью. Многие другие города ее не упустили бы!

Есть ли в этом смысле удачные примеры? Есть, хотя их немного.  Отдавая должное Денису Мацуеву (и принимая немало его инициатив, трудов, талантов), Иркутск и иркутяне как будто обрели новое дыхание, возвысились в глазах всей России. Один только фестиваль «Звезды на Байкале» чего стоит! А поддержка новых имен, а благотворительность?

Но вот еще одному нашему именитому земляку, тоже кинематографисту, знаменитому кинорежиссеру Леониду Гайдаю через полтора года исполнится 90 лет со дня рождения и 20 —со дня смерти. И что у нас есть? Ни памятника, ни улицы, ни музея, ни фестиваля комедийных фильмов. А вот жители города Свободный, где родился Леонид Гайдай, без долгих околоюбилейных обещаний установили замечательный памятник своему земляку в сквере его имени, рядом с названным в его честь кинотеатром.

Неудивительно, если с таким истинно патриотичным отношением к своей истории, людям, памяти именно там и организуют Гайдаевский фестиваль, что было бы вполне справедливо. Но не обидно ли будет нам?

«Время не любит людей, не замечает их. Нам надо бы как-то сопротивляться этому жестокосердию замысла. Но вот не можем.  Не в силах».

Вот и устоявшийся в Иркутске кинофестиваль «Человек и природа» будет юбилейным в этом году — пройдет в десятый раз. Но пробивать-то его пришлось сколько!

В этой связи вспоминается незабвенная фраза из фильма Сокурова «Русский ковчег»: «Российские чиновники терпеть не могут идеи. Идеи нарушают их покой».

До чего же точно и — актуально!

А ведь везет Иркутску на кинематографистов! Актер театра и кино Николай Охлопков, кинорежиссеры Игорь Шешуков и Иван Вырыпаев, кинодраматург Владимир Гуркин... А сколько имен выпускников театрального училища, пришедших в большой кинематограф... Просто аномалия какая-то, Мекка! Назовите другой такой город, если это не Москва и не Питер. Хотя и там есть наши!

Но мемориальную доску еще одному нашему земляку, кинорежиссеру Михаилу Ромму, не удалось установить даже на его 100-летие, которое отмечалось в 2001 году, она появилась лишь спустя восемь лет, в 2008-м... Восемь лет ушло на доказательства очевидного и на поиск 28 тысяч рублей на ее изготовление!

Но вернемся к Сокурову. Безгранично влюбленный в Эрмитаж, Сокуров как-то сказал: «Если бы в Петербурге не было Эрмитажа, я бы, наверное, не остался в этом городе, потому что я сам не ленинградец. Я родился под Иркутском».

Он гордится, что родился в сибирской деревне Подорвиха близ Иркутска. А мы?

И еще, кстати.

Уважаемые иркутяне, а также отечественные и зарубежные гости столицы Восточной Сибири! Как бы вы восприняли на стене нашего железнодорожного вокзала мемориальную доску следующего содержания: «В поезде близ Иркутска по пути во Владивосток 17 марта 1938 года родился Рудольф Нуреев —артист балета Ленинградского Кировского театра, ведущий солист балета маркиза де Куэваса (Париж), солист Лондонского королевского балета Ковент Гарден, солист и постановщик Венской оперы, Национального балета Канады...  «Гранд-Опера»... «Ла Скала»...» И так далее, текст может быть уточнен.

Так вот, мемориальная доска Нурееву — возможна ли? Или снова это выглядит фантастично? Хотя это уже другая история...

Владимир Березин, специально
для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии