Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Власть и оппозиция меряются силами

09 Февраля, 2012

 


 

Иркутские политологи о ситуации в стране
накануне президентских выборов

 

«Несмотря на морозную погоду и определенное противодействие со стороны властей, шествие и митинг оппозиции в Москве 4 февраля собрали еще больше участников, чем декабрьские митинги на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова», — отметил кандидат политических наук, президент Иркутского клуба молодых ученых «Альянс», директор Иркутской школы публичной политики (ИШПП) Байкальского регионального фонда гражданских инициатив «Открытая Россия — Иркутск» Алексей Петров. По его мнению, очень важно, что массовость протестных акций не снижается: «Оппозиция держит удар, и этот факт нервирует руководителей страны».  Петров считает, что еще осенью было трудно представить, что подобные акции будут столь многолюдными. Что касается митинга на Поклонной горе в поддержку Владимира Путина, то его массовость не имеет большого значения: «На свои митинги власть еще в состоянии привезти много людей, но там другие методы организации и другая мотивация».

 


Алексей Петров отметил искажения реальности, которые допустили крупнейшие телеканалы, рассказывая о массовых акциях в столице. «По существу, переврали от и до, — отметил политолог. — Телевидение и Интернет дали буквально противоположные картины происходящего, причем качество информации в Интернете несравненно выше». Однако, как считает Петров, большинство населения все еще черпает новости в основном из телевизора, то есть не имеет представления о реальных событиях в стране, не ориентируется в происходящем. «В том, что сложилась столь драматическая ситуация, столь велик разрыв в информированности между двумя большими частями населения, виноваты нынешние руководители страны, — заявил Петров. — Они таким способом пытаются решить ближайшую, сиюминутную задачу — остаться у власти. Однако близорукая политика может в дальнейшем аукнуться резким нарастанием протестов и потерей контроля над ситуацией».
 

 

Алексей Петров отметил искажения реальности, которые допустили крупнейшие телеканалы, рассказывая о массовых акциях в столице. «По существу, переврали от и до, — отметил политолог. — Телевидение и Интернет дали буквально противоположные картины происходящего, причем качество информации в Интернете несравненно выше». Однако, как считает Петров, большинство населения все еще черпает новости в основном из телевизора, то есть не имеет представления о реальных событиях в стране, не ориентируется в происходящем. «В том, что сложилась столь драматическая ситуация, столь велик разрыв в информированности между двумя большими частями населения, виноваты нынешние руководители страны, — заявил Петров. — Они таким способом пытаются решить ближайшую, сиюминутную задачу — остаться у власти. Однако близорукая политика может в дальнейшем аукнуться резким нарастанием протестов и потерей контроля над ситуацией».

«Не исключаю, что ради победы Владимира Путина в один тур будут опять допущены серьезные нарушения в проведении выборов, — подчеркнул политолог. — Однако, скорее всего, голосование все равно пройдет в два тура, причем 25 марта мы будем выбирать между Владимиром Путиным и Геннадием Зюгановым». Более вероятной Петров считает победу кандидата «Единой России», однако «второй тур сам по себе поставит Владимира Путина в психологически новую для него ситуацию — придется реально бороться, а не совершать прогулку под названием «якобы выборы». «Путин уже сейчас почувствовал, что «само собой» не выйдет, нужны дополнительные объяснения с избирателями. Отсюда и появление его статей на разные темы, которые, впрочем, вызвали критику со стороны очень многих экспертов», — заметил Алексей Петров. Другое следствие второго тура – «для части населения произойдет развенчание «божественного, непогрешимого» облика Путина, ведь «божество» должно выигрывать сразу и с результатом не ниже 70 процентов». «В общем, это будет уже другая страна. Вопрос в том, сможет ли стать другим Путин», — подытожил политолог.

 


«В этой ситуации многое зависит и от точности действий лидера коммунистов Геннадия Зюганова и его окружения, —  считает Максим Зимин. — На мой взгляд, он неубедителен, так как мечется между Поклонной горой и Болотной площадью: мол, я против Путина, но и не хочу стоять рядом с Немцовым и Рыжковым; я не с нашими демократами, но осуждаю власть за нечестные выборы и поддерживаю акции протеста. Не слишком ли много внимания Немцову? Собрались 100 тысяч человек, а Зюганов не приходит якобы потому, что «там Немцов». А если придет миллион человек, что — опять Немцов перевесит? По-моему, это все отговорки, попытки усидеть на двух стульях, «сделать всем красиво». Лучше бы вообще отмолчался, чем такие метания».
 

 

«Протестная волна не спадает, и поэтому Кремль взялся за организацию антимитингов, — говорит редактор издательского проекта «Кто есть кто в Иркутске и Иркутской области» Максим Зимин. — Отсюда митинг в поддержку Путина на Поклонной горе и несколько похожих митингов  в провинции (в Кемерово, Екатеринбурге). Не буду утверждать, что кому-то платили за участие или угрожали за неучастие в них, но очевидно, что там намного больше пассивных участников, чем в акциях протеста. Если бы их не привезли, то они сами бы не пришли. Очевидно, что в Кремле опасаются сближения «рассерженных горожан» с избирателями КПРФ и, как следствие, стихийного, неподконтрольного возникновения сильной социал-демократической партии».

«В этой ситуации многое зависит и от точности действий лидера коммунистов Геннадия Зюганова и его окружения, — продолжает Максим Зимин. — На мой взгляд, он неубедителен, так как мечется между Поклонной горой и Болотной площадью: мол, я против Путина, но и не хочу стоять рядом с Немцовым и Рыжковым; я не с нашими демократами, но осуждаю власть за нечестные выборы и поддерживаю акции протеста. И т. д. и т. п. Не слишком ли много внимания Немцову? Собрались 100 тысяч человек, а Зюганов не приходит якобы потому, что «там Немцов». А если придет миллион человек, что — опять Немцов перевесит? По-моему, это все отговорки, попытки усидеть на двух стульях, «сделать всем красиво». Лучше бы вообще отмолчался, чем такие метания».

Зимин полагает, что вероятность победы Путина в первом туре довольно высока. «Но если это будет 51—52 процента поддержки, включая «чудеса кавказских выборов», то возможна новая вспышка протестов. Вторым будет Геннадий Зюганов, третий результат (в районе 10 процентов) получит Михаил Прохоров», — отметил эксперт.

 


«Очевидно, что активная часть горожан — прежде всего, жителей мегаполисов и региональных центров — категорически против того, чтобы Владимир Путин вернулся в должность президента, — комментирует Сергей Беспалов. —   Ситуацию усугубляет и не очень легитимная, на взгляд многих избирателей, процедура «рокировки» — закулисно подготовленного обмена должностями с Медведевым». По мнению политолога, ядро протестующих — это наиболее образованная, самостоятельная, но не обязательно наиболее богатая часть населения («по уровню достатка большинство сторонников и противников Путина примерно равны, среди них есть и бедные, и не очень, а противоречия между ними находятся скорее в иной плоскости»).
 

 

«По итогам голосования 4 марта ни один из кандидатов в президенты России не получит более половины голосов», — считает выпускник Московской школы политических исследований (МШПИ), иркутянин Сергей Беспалов. С его точки зрения, наиболее высокий результат будет у нынешнего главы правительства Владимира Путина — около 40 процентов в Иркутской области и около 45 процентов в целом по стране. Вместе с Путиным во второй тур выйдет кандидат от КПРФ Геннадий Зюганов, поддержка которого со стороны избирателей, как убежден Сергей Беспалов, будет в Приангарье, напротив, выше, чем в масштабах всей России. Третий результат покажет Михаил Прохоров. При этом Беспалов не исключает, что в Иркутске и Ангарске Зюганов опередит Путина, а Прохоров вплотную приблизится к премьеру.

«Очевидно, что активная часть горожан — прежде всего, жителей мегаполисов и региональных центров — категорически против того, чтобы Владимир Путин вернулся в должность президента, — комментирует Беспалов акции протеста. —   Ситуацию усугубляет и не очень легитимная, на взгляд многих избирателей, процедура «рокировки» — закулисно подготовленного обмена должностями с Медведевым». По мнению политолога, ядро протестующих — это наиболее образованная, самостоятельная, но не обязательно наиболее богатая часть населения («по уровню достатка большинство сторонников и противников Путина примерно равны, среди них есть и бедные, и не очень, а противоречия между ними находятся скорее в иной плоскости»).

«В настоящее время протесты контролируются и со стороны их организаторов, и — в плане обеспечения правопорядка – со стороны властей, – отметил Сергей Беспалов. — Но если в первом туре в национальных республиках будут зафиксированы «чеченские» результаты в пользу Путина, то значительная часть жителей России не посчитает его легитимным президентом, а раскол в обществе усилится. Власть все больше и больше будет держаться на штыках силовых структур и зависимости работников бюджетной сферы. Какая уж тут модернизация или приток инвестиций!».

 

По материалам Альтернативного информационного агентства
Иркутской области (Альтаир)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии