Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Виталий Сидорченко: Моя философия — вечно познавать мир

21 января, 2013

 

Виталий Петрович, как истинно дисциплинированный и ответственный человек,  пришел на встречу за пять минут до ее начала, чтобы настроиться, собраться с мыслями,  сосредоточиться. Он, как всегда, подтянут, свеж, доброжелателен  и словоохотлив. Причина разговора достаточно важная и  весомая. 20 января 2013 года один из ведущих мастеров сцены театра имени Н.П.Охлопкова, заслуженный артист России Виталий Петрович Сидорченко отмечает свой 75-летний юбилей! Номер газеты вышел на следующий день, а наш разговор состоялся накануне знаменательной даты.

«Конечно, когда подходишь к такой солидной дате, невольно остановишься и подумаешь: да неужели уже 75… Как же все быстро, стремительно и невозвратно.  Закроешь на минуту глаза, и жизнь твоя, как в калейдоскопе,  эпизод за эпизодом, проносится   перед глазами, и ты ведешь с ней нескончаемый диалог…»

 

Мама

«Она служила в пожарной охране телефонисткой. Отца я не знал, он ушел на войну и не вернулся. Мы жили с ней вдвоем в маленьком  деревянном домике в городе Нижнеудинске. Жили очень бедно.  Вечной неотвязной мыслью было что-то поесть. Про те тяжелые послевоенные годы детства, про такого же  мальчишку,  хорошо написал Валентин Распутин в своих «Уроках французского», потому что сам прошел через все это, через голод, бедность, недоедания.

Когда  в 45-м году я  пошел в школу, мы делали тетради из мешков от  цемента. Нарезали листами, сшивали, и выходили «прекрасные» тетради  серо-бурого цвета,  годные для письма. Образование у мамы было четыре класса, но от природы она была человеком общительным, любознательным, коммуникабельным, стремилась к знаниям, всячески старалась образовывать меня. Люди с ней считались, тянулись к ней, она умела с ними ладить и находить общий язык. В лучшие времена она, конечно, достигла бы большего. Ей как-то поручили на общественных началах  заведовать библиотекой. И это было для меня самым большим подарком судьбы. Я любил читать и читал все подряд — Флобер, Мопассан, Драйзер… Эти книги мне  дали много пищи для ума, развили память, фантазию, речь. К моим четырнадцати годам, когда я окончил семилетку, голова моя была переполнена разной литературой и  мечтами».

 

Каким я был в юности

«Я был очень самостоятельным! Четырнадцатилетним мальчишкой  пошел, как у Горького, «в люди». Мое постижение жизни началось с того, что я поехал  из Нижнеудинска в Ангарск и поступил в техникум искусственного жидкого топлива. Меня поселили в общежитии в комнате с взрослыми мужиками, отслужившими армию. Они называли меня Молекулой за малый возраст. Конечно, были у них и застолья, и знакомые обоих полов иной раз задерживались до утра, и разговоры, может, не для моих ушей, но раз уж пошел в люди постигать жизнь, терпи. А в общем, нормальные мужики были. Когда закончил техникум, остался работать там же, в Ангарске, слесарем на ремзаводе,  занимался в самодеятельности, ходил в народный театр, и как-то постепенно  увлечение  театром  переросло в любовь, которая и привела меня позже, уже после службы в армии, в Иркутское театральное училище».

 


«Есть такая формула: актера актером делают роли. Какой бы актер  ни был талантливый, но если он по-настоящему не будет трудиться, заниматься своим телом,  работать над собой, то ничего из такого актера не выйдет. На одном таланте долго не продержишься.  Если какого-то персонажа играешь, а у автора он слабо выписан, поскупился он на краски для него, ты должен сам ему целую биографию придумать, столько для него насочинять, чтобы твой персонаж не из-за кулис выходил, а из жизни, чтобы зритель поверил в него, вот тогда ты артист!»
 

 

Выходи на сцену не из-за кулис, а из жизни!

«Когда я сдавал экзамены, то на втором туре получил задание показать, как пожарники тушат пожар. Это этюд по теме: вера в предлагаемые обстоятельства. А мне ничего не стоило его показать, я же вырос возле «пожарки», мне мужики и рукава давали подержать, когда они под напором воды, научили, как правильно направлять, тушить, как под огнем в помещение вбегать. Все это я сделал, кроме того, прочел стихи, басню, прозу, и комиссия осталась довольна. Приняли».

Виталий Петрович бережно и аккуратно раскладывает передо мной программки разных лет с благодарственными подписями режиссеров, и среди них самая ему дорогая, потому что первая. Она за 1962 год.

«Это спектакль «Коллеги», — говорит он, — а ставил его мой педагог Эверт Корсаков, режиссер ТЮЗа. Он и пригласил меня, тогда студента первого курса театрального училища, сыграть роль.  Как я был счастлив! Как гордился. Я, начинающий актер, и играть на профессиональной сцене, пусть без слов, но ведь это только начало. Зато в 1965 году роль была уже со словами, играл Сапожника.  В спектаклях тех лет всегда был очень сложный грим. С помощью грима актер искал характер персонажа, какие-то  особенности внешности передавал, формировал образ. А впоследствии я 33 года преподавал грим студентам. Сейчас, к сожалению, гримом пользуются  мало и редко.

Есть такая формула: актера актером делают роли. Какой бы актер  ни был талантливый, но если он по-настоящему не будет трудиться, заниматься своим телом,  работать над собой, то ничего из такого актера не выйдет. На одном таланте долго не продержишься.  Если какого-то персонажа играешь, а у автора он слабо выписан, поскупился он на краски для него, ты должен сам ему целую биографию придумать, столько для него насочинять, чтобы твой персонаж не из-за кулис выходил, а из жизни, чтобы зритель поверил в него, вот тогда ты артист!»

 

От простого —  к сложному

«Те, кто обо мне ранее писал, говорили, что я артист, не имеющий точного амплуа, без четких границ, ближе к характерному, социальному герою. А чего я только не переиграл до своей по-настоящему большой  роли. В принципе так и надо. Молодой актер должен все играть. Это уж потом он становится избирательным, да и то не каждый. Раньше, прежде чем получить главную роль, актер должен был много поиграть, чтобы определиться со своим амплуа, ну и вообще опыта поднакопить, как-то напитаться внутренне атмосферой театра. Сейчас все по-другому. Артисты молодые приходят и сразу попадают в большие роли. Конечно, время другое и подходы режиссерские другие. В наше время становление шло поэтапно, от малого — к большому, от простого — к сложному.

Я доволен, что много играл в сказках. Это озорство, импровизация, фантазия, это закаляет молодого актера. Многие молодые приходят зажатыми, а работа в сказках артиста открывает, раскрепощает, дает свободу».

Нужно сказать, что параллельно с театральным училищем Виталий Сидорченко поступил и в госуниверситет на самый первый  набор журналистского факультета в 1961 году и получил диплом журналиста.

 

Лора Тирон, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива Виталия Сидорченко и из архива ИАДТ.

На фото: Виталий Сидорченко;

В роли Сорина из спектакля «Чайка» А.Чехова;

Сеньор Фердинанд Бальбоа из спектакля А.Касоны «Деревья умирают стоя»

 

Окончание следует.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии