Весна приходит вместе со стихами
…Я люблю всех вас, как море
любит солнечный восход,
как нарцисс, к воде склоненный,
плеск и холод сонных вод
С первыми весенними лучами солнца, когда оно начинает не только светить, но и по-настоящему пригревать, когда первые отважные женщины начинают нетерпеливо сбрасывать надоевшие зимние шубки и переоблачаться во что-то весеннее, новое и светлое, когда они повязывают яркие шарфы и украшают голову невиданными шляпками, мы все понимаем — в город пришла весна.
А если весна, значит, 8 Марта, а если 8 Марта, значит, самое время послушать стихи, которые посвящает женщинам-иркутянкам известный бизнесмен, меценат и поэт Виктор Бронштейн. Со слов, которые я вынесла в эпиграф этой статьи, он и начал свою встречу. Его ежегодные весенние поэтические вечера, проходящие в органном зале филармонии, стали традиционными и ожидаемыми, в которых главное место уделено женщине, «самой прекрасной и неповторимой», по словам самого устроителя вечера. Год от года они собирают все больше и больше слушателей и становятся популярнее. И на этот раз, накануне праздника, поклонницы его творчества собрались в органном зале, чтобы внимать, чувствовать и сопереживать. В чем же секрет такой популярности? Наверное, в том, что в них нет фальши и формализма, а только любовь, обожание, признательность и душа.
Каждое стихотворение пронесено им через себя, через свое отношение к тому или иному поэту и воспринимается нами именно по-бронштейновски, если можно так сказать, через его сердце как исполнителя, через его ощущения, через его подачу. И мы смотрим на Анну Ахматову его глазами, чувствуем Александра Блока через его восприятие, улавливаем какие-то нюансы пушкинского слога или стиха Бориса Пастернака через его интонацию и его перезвучия. Внезапно находишь оттенки, ранее не замеченные. И так с любым автором, потому что он выношен им. А у Виктора Владимировича иначе не бывает. «Иначе нет смысла вообще выходить к людям и читать», — убежден он.
Свободных мест в зале не было, поэтому опоздавшим пришлось рассаживаться на приставные стулья. Программа началась со строк о любви, и не только к женщине — любимой, но и, конечно, к женщине-матери.
Давно знакомые или впервые услышанные строки поднимались ввысь и улетали к старинным сводам, усиливаясь изумительной акустикой зала, и оттого звучали в высшей степени благородно и торжественно, где-то радостно, а где-то печально. Потому что стихи были посвящены любви во всех ее проявлениях: и взаимной, и той, что называется безответной.
Репертуар поэта Виктора Бронштейна всегда отбирается серьезно и тщательно, выверяется все до мелочей. Причем на доверительной и искренней ноте построена вся программа. Автор не только читает, он «работает» с залом, т. е. находится с ним в диалоге, он задает зрителям вопросы, он чувствует их настроение, расположение, дыхание.
На этот раз одной из тем вечера была история любви между величайшими поэтами XX века Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. Их любовь была трудна, неоднозначна, в чем-то горька, странна, надрывна, но именно эти чувства и пережитые поэтами волнения, страдания и боль родили гениальные стихи и вплели их в венок русской поэзии, которыми мы восхищаемся и сегодня.
Звучали также и собственные стихи Виктора Бронштейна, написанные им в разные годы.
В поэтическом вечере принял участие органист Дечебал Григоруцэ, исполнив старинные мадригалы, под которые в Средние века пары танцевали на балах и которые органично и естественно вошли в ткань весеннего праздника и наполнили сердца этой красивой и светлой музыкой, а трио музыкантов (скрипка, флейта и гитара) под управлением Романа Бурмакина исполнило музыку Карла Блюма, унося в неведомые выси и на минуту оторвав от реальности.
Но вот поэтический вечер закончен. Под его впечатлением я вышла на улицу. Вечерело. Тонкий ледок поскрипывал под ногами. Проплывали редкие облака. Я глубоко вдохнула сырого, но уже не морозного воздуха. На ближней колокольне церкви Богоявления негромко зазвонил колокол, и звук его расстилался над крышами домов. На душе было радостно, по-весеннему легко и хорошо. Хотелось улыбаться и петь. Все прохожие были друзьями, и всех захотелось обнять. И поверилось в чудо, в добро, в жизнь, в то, что есть где-то вечная и неземная любовь… Пусть даже в фантазиях поэтов.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».
На фото: Виктор Бронштейн;
Дечебал Григоруцэ
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.