Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Варварское решение

25 июня, 2012

 

Государство снова перекладывает свои проблемы
на плечи граждан

 

Государственная дума готовит всем гражданам страны большой неприятный подарок: триллионы рублей расходов на капитальный ремонт жилых домов. К чему это может привести, попробуем разобраться ниже.

В добровольно-принудительном порядке

Пока порядок финансирования капитального ремонта регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, предусматривающим финансирование из средств федерального бюджета (по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ), в меньшей степени — регионального и местного бюджета и в незначительной части — личных средств граждан.  Предполагалось, что здания, которые в нашей стране все до единого принадлежали государству, будут сначала отремонтированы и лишь потом переданы на приватизацию.  Теперь решено, что государство отказывается от своих обещаний и бросает граждан с их жильем и проблемами.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» предлагает внести поправки в статью 158 Жилищного кодекса, которая после этого приобретает принципиально новый вид. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на его содержание, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Решение о проведении капитального ремонта и об оплате расходов на капитальный ремонт должно быть принято общим собранием собственников помещений в случаях, порядке и сроки, установленные в соответствии с нормативным правовым актом правительства РФ, с учетом требований законодательства. То есть дом ваш, но что с ним делать — решает все равно государство.

Работы по капремонту, предусмотренные таким решением, должны обеспечивать соблюдение установленных законодательством РФ требований о надежности, безопасности и энергоэффективности дома. Не допускается нецелевое использование средств, вносимых на капремонт, — то есть при любом форс-мажоре вы эти средства будете держать на счетах (и наверняка в том банке, который укажет государство), и вы не сможете использовать их ни на какие иные цели, даже если ремонт вашему дому не нужен.

Обязанность по оплате расходов на капремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности. Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленные федеральными законами, на оплату капитального ремонта не распространяются.

Любая попытка уклониться от проведения ремонта по правилам государства будет пресечена: закон об этом говорит недвусмысленно. Если собственники попытаются установить свой размер платы на эту статью общих расходов, перенести сроки или изменить объем работ, орган местного самоуправления обязан будет их поправить и фактически принудительно вернуть в русло требований ЖК.

С учетом того, что самые высокие тарифы установят для самых старых и аварийных домов, после окончательного принятия закона бедные (именно они живут в таких домах) станут еще беднее, да и условно «богатым» радости мало — средства, собранные с их дома, пойдут в общий котел ремонтного фонда, а пока до их нынешних новостроек дойдет очередь, законодательство успеют поменять еще не раз и деньги, разумеется, пропадут.

 

Нас ждет социальный взрыв

В том, что закон долго не просуществует, уже есть определенная уверенность. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга просто потребовали от Государственной думы не принимать этот закон, а их коллеги из Челябинска и Новосибирска поддерживают законопроект при очень больших оговорках, меняющих его суть на противоположную первоначальному замыслу.

О том, как может отразиться этот закон на жителях нашего региона, рассказал председатель Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат.

По его профессиональной оценке, в области в капитальном ремонте нуждается 30 процентов всех квартир. При имеющихся в наличии мощностях строительных компаний и численности их персонала, с учетом имеющихся мощностей промышленности строительных материалов, на полный ремонт всех этих квартир потребуется не менее шести-семи лет.

Но за это время подоспеет огромное количество квартир, исчерпавших свой срок эксплуатации и пришедших в аварийное состояние.

— Государство переложило на плечи граждан свои обязательства, — объясняет Юрий Шкуропат, — ведь даже во времена СССР, когда я работал в Иркутском горисполкоме, ежегодно происходило недофинансирование ремонта, он исполнялся процентов на 12—20. И вот теперь эти накопившиеся проблемы, эти триллионные расходы, перекладывают на плечи людей.

Нас ждет социальный взрыв, когда люди поймут, сколько им придется платить. Вот передо мной расчет квартплаты — на капитальный ремонт 4 рубля с квадратного метра. Допустим, площадь квартиры 70 метров, в месяц получается 280 рублей, в год — 3,3 тысячи. Со всего дома выходит очень приличная сумма, но никаких ремонтов за все годы мы не видели. А если платить придется в несколько раз больше?

— Но кому-то это должно быть выгодно?

— Государству — безусловно. Теперь ему не нужно будет тратить огромные средства, их соберут с граждан. В бюджете этих денег нет, и было принято вот такое варварское решение.  У нас огромное число людей живет за чертой бедности, они просто не смогут платить суммы, которые с них потребуют.  Обещание сделать ремонт в какой-то отдаленной перспективе будет раздражать всех, потому что ремонт требуется каждый год, и лучше его делать регулярно, а не накапливать.

— Если допустить, что срок уже упущен?

— Здесь не менее года уйдет только на то, чтобы создать комиссию, провести обследование домов, определить объем работ и найти подрядчика. А ведь нужно будет проверить состояние подвалов, наличие грунтовых и техногенных вод, состояние всей сантехники. Если речь о крупнопанельных домах — нужно обязательно проверить состояние закладных деталей, швов и уплотнений, состояние сантехники во всех квартирах, заменить проводку. Работа может вестись круглый год, но желательно отселять жителей в резервный фонд и делать ремонт сразу подъездами. Резервный фонд нужен будет не метр в метр, и все-таки очень большой.

Технические вопросы все-таки вторичны. В первую очередь возникнут социальные проблемы, ведь те, кто мог сделать ремонт, — уже его сделали, а все остальные просто к этому не готовы. Наших пенсий точно не хватит на такие затраты.  Государство должно выполнить свои обязательства, потому что граждане не виноваты в том, что в свое время они получили квартиры.

Взять, например, панельные дома первых массовых серий. Они строились без учета сейсмичности, тогда таких норм вообще не было. Время прошло, провели обследование, обнаружили, что в ремонте нуждаются около 500 домов. Начали усиливать конструкции — если не весь дом, то хотя бы внешние панели с северо-западной стороны, откуда падают все осадки. Как это делали, можно видеть на улице Баумана. Даже для городского бюджета это очень много, и в 2011 году было выделено больше, чем в 2012-м. Надо было искать какие-то резервы и увеличивать финансирование, но не получается. У жильцов тем более не хватит средств, и дома могут просто разрушиться.

Законодательное собрание до своего ухода на каникулы не успело обсудить поправки в Жилищный кодекс. Будем надеяться, что депутаты проявят благоразумие и присоединят свой голос к тем, кто выступает против опасных инициатив авторов поправок.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии