Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ванга: факты на фоне легенды

27 октября, 2011

 

 

Глава из будущей книги заслуженного юриста России,
иркутянина Николая Китаева

 

Продолжение. Начало в № 66.

 

 

О том, что известные гадалки обладают конфиденциальной информацией в отношении множества клиентов, известно не только полиции, но и преступникам. В 1969 году в ФРГ имел место факт подготовки к похищению самой известной «ясновидящей» страны Маргарете Гуссантьер, имевшей псевдоним «мадам Бухела», чьими клиентами являлись элитные представители Западной Германии. К прорицательнице, проживавшей и принимавшей посетителей в г. Ремагене, обратился «секретарь иранской принцессы». Обещая огромный гонорар, он просил о встрече с принцессой «в нейтральном, но укромном месте», чтобы гадалка предсказала именитой клиентке ближайшие будущие события  личной жизни. Мадам Бухелу насторожила немыслимая сумма гонорара и настойчивое предложение о встрече с принцессой в неизвестном месте. Она записала номер автомобиля, на котором приехал посетитель, а затем сообщила его верховному комиссару уголовной полиции Висману.

Так было положено начало разоблачению шайки убийц, воров и вымогателей, в которую входили Юрген Фукс, Гернот Венцель и Вольфганг Диц. На следствии выяснилось, что преступники намеревались похитить главную прорицательницу ФРГ и вынудить ее сообщить пикантные подробности из личной жизни высокопоставленных лиц, дабы шантажировать последних. 7 августа 1969 года суд присяжных г. Саарбрюккена приговорил арестованных к пожизненному лишению свободы. Этот процесс был показательным и происходил в городском доме конгрессов перед тысячью зрителей. Поданная обвиняемыми кассационная жалоба была отклонена 28 мая 1971 года Верховным федеральным судом ФРГ.

В контексте этих примеров представляется вполне закономерным определенное сотрудничество Ванги с болгарскими спецслужбами: такой альянс был выгоден для обеих сторон.

Необходимо упомянуть, что в карьере Ванги как «ясновидящей» важную роль играло и ее состояние здоровья. Она родилась недоношенной, семимесячной, пальцы рук и ног новорожденной были сросшимися. Довольно длительное время новорожденная не имела имени (местный обычай, связанный с тем, что младенцу имя не давали, если его состояние здоровья свидетельствовало, что он не выживет). На протяжении всей жизни «детский родничок» у Ванги не зарос, и это место головы было очень чувствительно к прикосновению.

Кроме того, Ванга страдала истерическими припадками, которые сходны с экстазом шаманов. Вот как описывает эти припадки племянница Ванги: «Узнав о приближающемся бедствии ...моя тетя бледнеет, падает в обморок, с уст ее слетают бессвязные слова, а голос в такие моменты не имеет ничего общего с ее обычным голосом. Он очень сильный, другого тембра, как бы звенит от напряжения. Да и слова звучат совсем другие, ничего общего с повседневным словарем Ванги не имеющие, мне они представляются бессвязными. Будто бы некий чуждый разум вселяется в нее, чтобы сообщить о судьбоносных событиях».

В России такая тяжелая форма истерии получила в народе название «кликушество» (от слова «кликать», т. е. истошно кричать, вопить). В 1900 году психиатр Н.В.Краинский выпустил в свет книгу «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни» с предисловием академика В.М.Бехтерева, который определял кликушество  как болезненное состояние, «основу которого составляет истерический невроз».

Г.Я.Киселев отмечает, что «у истеричных могло быть желание «отличиться» не святостью, а греховностью…Это было бы достаточно интересно, пожалуй, интереснее знакомства с богом, потому что темный страдающий люд больше интересуется «ведьмой» и чертом, видя в них виновников своих страданий… Кликуша не сходит с языка соседей и знакомых… На нее обращают громадное внимание… Женщина перестала быть для села чем-то безразличным. Она достигла какой-то славы… она выделилась».

Психотерапевт М.И.Буянов так отзывается о подобных «прорицателях»: «Истерики лечат истериков — так кратко можно охарактеризовать положение, которое сейчас сложилось в мире (не только в России): истерики бегают по целителям и прочим прохвостам, которые в массе своей тоже являются истериками. Они рассказывают друг другу сказки о своих необыкновенных видениях, общении с инопланетянами, душами умерших, привидениями и т. д.».

Именно так вела себя Ванга, которая с 70-х годов минувшего столетия стала объяснять свои странные, туманные пророчества тем, что общается с приходящими призраками умерших людей, с жителями планеты Вафим («третьей от Земли»), которые летают на особых аппаратах. Якобы эти существа приходят к ней в жилище довольно часто, но они невидимы для людей и избрали для общения только ее — Вангу. Профессор В.А.Рожановский, изучавший в 20-х годах ХХ в. гадалок и «ясновидящих», осужденных в СССР за мошенничество, отмечал: «В настоящее время среди обитателей лечебниц для душевнобольных — множество лиц, напоминающих прежних колдунов. Истеричные субъекты под влиянием сильных душевных переживаний впадают в особую форму сумеречного состояния сознания, сопровождающегося галлюцинациями. Больные вступают в сношения и разговоры с несуществующими лицами, видят покойников, слышат звуки, голоса отсутствующих, ощущают запахи. У прежних одержимых проявлялось типичное истерическое помешательство, сообразно развитию и умственному кругозору заболевшего и взглядам окружающей среды, в период галлюцинаций им представлялся сатана, а современные истерики видят лица и предметы, с которыми они встречаются в постоянном обиходе...».

Как видим, здесь имеет место аналогия с деятельностью Ванги.

Корреспондент «Комсомольской правды» А.Строев сообщал о посетителях болгарской прорицательницы: «С радостью к бабе Ванге не приезжают — приезжают с болью, горем. Каждый надеется на чудо, на нечто сверхъестественное, недоступное ни современной науке, ни медицине...». В основном это «простые люди, измучившиеся ходить по кабинетам врачей, уставшие обивать пороги милиции, отчаявшиеся узнать правду о своих погибших или исчезнувших родственниках. И достаточно бабе Ванге туманно намекнуть: мол, еще свежи следы пропавшего ребенка, — как вспыхивает от радости лицо посетительницы. А покачает головой: плохо твое дело... — вот и слезы на глазах».

Журналист, описывая эти «туманные намеки», вызывающие надежду посетителей, показал психологический механизм успешной многолетней деятельности малообразованной гадалки — воздействие на воображение людей. Об этом еще в ХIХ веке писал исследователь многовековых суеверий О. Мильчевский: «Воображение — один из главных помощников магика: ведь что же как не оно дает возможность человеку видеть предмет в искаженном виде или видеть то, чего не только нет перед нами, но чего и быть нигде и никогда не может?

...Магик, действуя преимущественно на воображение, пользуясь, главным образом, его силами, очень редко имеет необходимость обуздывать его... Гораздо важнее ему известным образом направлять воображение: этого он достигает, наполняя ум теми идеями, какие ему необходимы... Больше всего магик пользуется чувствами страха, надежды, наслаждения, любви, ненависти, страсти к приобретению».

Психологическим причинам, по которым многие посетители жилища Ванги высказываются восторженно, можно найти объяснение в «Патологической магии» Н.К.Михайловского: «…Раз сложилась репутация чародея, окруженная вдобавок мифическим ореолом, открывается обширное поприще для воображения и «выжидательного внимания», играющих в человеческой жизни столь выдающуюся роль… Можно сказать, наверное, что каждая система лечения, как бы ни была она нелепа, но репутация действительности которой распространилась в публике, — каждый индивидуум, который, благодаря случаю или умышленному обману, приобрел славу особым целительным даром, — привлекут множество страдающих всевозможными недугами, и из них некоторые, может быть, действительно выздоровеют вследствие твердой уверенности в ожидающем их исцелении, другие же вообразят себя выздоровевшими, по крайней мере на некоторое время. По этой самой причине нет мифологической системы, могущей насчитать достаточное число горячих приверженцев, которая не могла бы похвастать чудесами этого рода».

Критическое отношение к деятельности Ванги приводит исследователя к неутешительному выводу – здесь нет места каким-либо сверхъестественным явлениям, а налицо обман, мистификация и самообман многих посетителей «пророчицы». В своей книге К.Стоянова посвящает целую главу «Ванге-врачевателю», однако приводимые советы и «рецепты» давно известны фитотерапевтам либо вызывают недоумение опытных врачей. Показателен следующий факт: Ванга не смогла исцелить собственного мужа, молодого человека, от желудочных болей, отчего он с 1947 года пристрастился к алкоголю и умер от цирроза печени 1 апреля 1962 года в возрасте 42 лет. Небезынтересно, что сама Ванга, как утверждает неоднократно посещавший ее президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, «на ужин любила пригубить стаканчик виски, граммов 150.  Выпивала до самого дна, но норму соблюдала строго. Кстати, самым любимым подарком для нее была как раз бутылка виски. Поэтому я всегда привозил с собой самые лучшие сорта, какие только мог достать». В 1994 году ей было присвоено звание «почетного гражданина Калмыкии».

Красимира Стоянова в своей книге утверждает, что в апреле 1942 года Вангу посетил болгарский царь Борис, которому эта гадалка предсказала смерть 28 августа. «Царь, ни о чем не спрашивая, ушел очень смущенным. Он умер 28 августа 1943 года». Данное утверждение было развенчано одним дотошным болгарским читателем во время дискуссии о «способностях» Ванги: «Для меня было полной неожиданностью, когда спустя почти полвека после драматических событий Второй мировой войны  вдруг в официальной прессе появилась информация, что баба Ванга предсказала точный день смерти царя Бориса… После изучения рукописи книги о Ванге, написанной ее племянницей, я понял, что «открытие» произошло чисто случайно  во время разговора между ними».

Иными словами, данный эпизод в биографии Ванги является вымышленным, как в биографии советского «эстрадного телепата» Вольфа Мессинга оказались придуманными все (!) его «встречи» с великими людьми — Неру, Пилсудским, Фрейдом, Эйнштейном, Сталиным и т. п. Однако именно упоминание подобных известных фамилий способствует большому росту популярности мошенников и мистификаторов разных времен и народов. На самом деле царь Борис  никогда не встречался с  Вангой,  которая не имела широкой известности в 1942 году, а «обслуживала» лишь население городка Струмица.

 

Окончание следует.

На фото: Ванга в последние годы жизни

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии