Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Валентина Вобликова: Мне с этим театром по пути!

26 октября, 2010

 

К 160-летнему юбилею драматического театра имени Н.П.Охлопкова

В юбилейный для Иркутского драматического год мы продолжаем публикацию монологов-признаний. Да-да, именно признаний -- в многолетней симпатии, а нередко и пламенной любви к театру со стороны иркутян. И сегодня о театре и его значении для города и для многих людей в отдельности размышляет заместитель мэра, председатель Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Валентина Вобликова.
         

Моя любовь к театру родилась давно, в 17 лет, и уже
тогда, несмотря на мой юный возраст, эта влюбленность вскоре
переросла в настоящее, долгое, верное чувство. В то время я
только поступила в медицинский институт. Меня выбрали
старостой группы, и одной из первых наших культурных
программ был организованный мною выход в драматическийВалентина Вобликова
театр.

Я была им покорена. Во-первых, само здание театра я сравнила
с Большим театром в Москве. Все в нем дышало благородством,
величием, красотой и историей. Атмосфера располагала к
общению с прекрасным, настроение поднималось от самого факта
нашего присутствия в этом великолепии.

К сожалению, не помню, что мы смотрели, -- прошло ведь более
тридцати лет, -- но впечатления врезались в память на всю
жизнь. Высокий профессионализм труппы, красивые актрисы,
мужественные актеры-мужчины. Все девчонки были влюблены в
Чичерина, который блистал тогда на сцене, покоряли своим
мастерством Виталий Венгер, Виктор Егунов...

В нашем институте тоже была своя театральная студия, которую
вела Раиса Григорьевна Курбатова, завлит драмы и жена
замечательного артиста Терентьева. Моя сестра, тоже
студентка, занималась в этой студии. Наш студенческий театр
был в те годы очень сильным. Что интересно, одна супружеская
пара с нашего курса так увлеклась театром, что на всю жизнь
связала себя с ним, расставшись с медициной. Они были
приглашены в профессиональную труппу и уехали, кажется, в
Саратов.

В 70-е годы в студии ставили Вампилова, шли его пьесы и на
сцене драмы. В то время это было смелым шагом. В них
поднимались темы, о которых вслух не принято было говорить.
Спектакли волновали наши умы, заставляли думать,
сопоставлять, делать выводы. Во всем этом было что-то новое,
незнакомое. С театром шло наше становление, формировалось
мировоззрение. Замечательным был спектакль "Дорогая Елена
Сергеевна" по пьесе Людмилы Петрушевской -- острый,
разрушающий стереотипы.

После спектаклей мы обязательно собирались и бурно обсуждали
увиденное.

До сих пор в памяти удивительные по атмосфере шукшинские
"Характеры" и "Энергичные люди", вампиловский "Старший сын".
Эти спектакли -- легенды драматического. Сколько лет прошло,
а они не забываются. К ним можно отнести и "Поминальную
молитву", которая появилась на сцене много позже, но также
на много лет стала его визитной карточкой. Каким
великолепным был весь ансамбль актеров! И солировали в нем
исполнители главных ролей -- народные артисты Виталий Венгер
и Наталия Королева, в спектакле -- Тевье и Голда.
Удивительный был дуэт, потрясающий спектакль! И если бы не
болезнь Виталия Константиновича, он до сих пор имел бы успех
и собирал полные залы.

Хочу заметить, что драма не была бы той нашей замечательной
охлопковской драмой, если бы вслед за этими спектаклями в ее
стенах не рождалось что-то подобное по силе и мощи. Через
какое-то время после "Поминальной молитвы" появляется
"Последний срок" по повести Валентина Распутина. Я, конечно,
читала повесть, но то, как воплотили ее на сцене, просто
потрясает. Ходила на спектакль с 25-летним сыном. Мы люди
разных поколений, но о том, как этот спектакль эмоционально
подействовал и на него, и на меня, надо сказать особо.

Спектакль захватывает какой-то своей простотой и правдой. И
думаешь: ну как так можно играть, вернее, жить, чтобы
перевернуть все внутри человека, всколыхнуть самые потаенные
мысли, разворошить душу. Наталии Королевой -- поклон за ее
Анну. Она в этой роли воплотила судьбы многих русских
женщин, испытавших столько горя на своем веку, но
сохранивших любовь и доброту сердца.

Хочу еще раз пойти на этот спектакль, теперь уже с мамой...
 
Мне очень нравится бывать на камерной сцене театра. Здесь ты
уже соучастник всего происходящего, а не просто зритель,
отделенный от актера рампой. Здесь ты -- в гуще событий,
живешь с героями на одном небольшом пространстве, дышишь
одним с ними воздухом.

Иногда, в теплое время года, выходишь в антракте на улицу,
перебирая и осмысливая все увиденное, наблюдаешь за
спешащими прохожими, машинами, за всем этим круговоротом
жизни -- и становится хорошо от того, что и ты участвуешь во
всем этом хороводе дел и событий, что живешь, радуешься,
печалишься... Одним словом, ощущаешь счастье бытия. Это
радостное, мажорное настроение дает театр. Но бывает и
по-другому, когда после серьезного спектакля садимся с мужем
в машину и какое-то время едем молча. Хочется подумать,
сосредоточиться. А потом эмоции прорываются, и ты делишься
всем тем, что так затронуло душу.


Для меня драматический театр всегда был и остается связан с
какими-то открытиями, явлениями, которые потрясают ум,
воображение, будят фантазию, заставляют что-то
пересматривать в своих познаниях. Во всяком случае, театр
давал к этому первый толчок.

Для меня в свое время стал открытием спектакль "Звезда
адмирала" в постановке Вячеслава Кокорина. По тем временам
спектакль был смелым, новаторским. Я была на его премьере.
Он вызвал тогда настойчивое желание глубже узнать свою
историю, а это уже немалый результат. Все мы в советское
время были воспитаны в определенной идеологии. В этом
спектакле театр предлагал мыслить иначе, не опираясь на
сложившиеся стереотипы. И я, помнится, много потом
перечитала и о самом Колчаке, и о его времени. И совсем в
ином свете предстала фигура этого человека, о котором мы, по
сути, ничего не знали.

А позже театр продолжил развитие этой темы -- уже спектаклем
"Колчак" в постановке режиссера Геннадия Шапошникова, с
участием Георгия Тараторкина в заглавной роли. Замечательная
работа, замечательная и сама идея театра пригласить этого
большого актера. Правда, помню, я грешным делом, переживала,
а не будет ли контраста между игрой знаменитого московского
артиста и нашей труппы? Но ничего подобного не произошло.
Труппа наша выглядела очень достойно, говорю без пафоса и
преувеличения. Сам спектакль, сценография, его уровень были
высоки. В нем немало интересных режиссерских находок,
хороших актерских работ.

В последнее время мне очень запомнились спектакли режиссера
Геннадия Шапошникова. Его постановки неординарные, всегда
очень разные по форме. Он ни в чем и нигде не повторяется,
не живет уже найденным. Он уважителен к старшим и отлично
понимает и чувствует молодых: что им интересно, что их
захватит.

Например, тот же "Последний срок", или "Ромео и Джульетта".
На этот молодежный спектакль я пошла по совету знакомых, с
определенными ожиданиями: сказали, что он новаторский, что
это Шекспир "в современном прочтении". И мои ожидания
оправдались. У режиссера современные мотивы удачно
вплетаются в нашу нетленную классику. Именно этим он и
интересен -- приближением к сегодняшнему дню. Решение с двумя
Ромео и двумя Джульеттами очень оригинально и неординарно, и
в этом есть большой смысл. Поражает еще и то, что
современная влюбленная пара остается в живых. Да, нынешняя
молодежь более практична, притом что не лишена определенной
доли романтики, но умирать, даже ради красивой любви, я
думаю, не будет. Поэтому финал современных Ромео и Джульетты
понятен и совершенно оправдан с сегодняшних позиций.
 
Шапошников, повторяю, умеет делать спектакли, которые
интересны абсолютно всем. У него нет разделения на
зрительские возрастные категории.

Я дважды побывала на песенных проектах "Поют драматические
артисты". Артисты не просто поют как исполнители, а
преподносят каждую песню как мини-спектакль, проживают ее
драматически. Поэтому слушать их интересно.

Театр сформировал и воспитал своего зрителя, свою аудиторию:
культурную, умную, любящую. Я не представляю в зале
драматического театра зрителя, жующего пирожные, шелестящего
бумажками от конфет. Театр привил культуру поведения, а это
-- работа не одного десятка лет.


Много своих мероприятий мы проводим именно на сцене
драматического театра. Например, празднование золотых
свадеб. Когда-то начинали с 15--20 пар, а теперь от желающих
отметить свой золотой семейный юбилей в драматическом театре
отбоя нет. Людям хочется впитать его чудесную ауру. В
последние годы проводим чествование золотых юбиляров при
аншлаге, когда в зале более 120--130 супружеских пар.
Пожилые люди молодеют в нашем театре, загораются их глаза,
многие пары, уходя, прямым ходом идут в кассу и выбирают
какой-то спектакль, чтобы вернуться сюда еще раз.

Мы часто выкупаем спектакли для наших ветеранов.
Для них посещение драматического театра -- большой праздник.
В прошлом году сделали подарок учителям, выкупив спектакль
"Ромео и Джульетта". Сколько потом было восторга,
благодарностей. Спектакль будто вселил в них молодые силы и
энергию. А недавно на сцене драматического прошло подведение
итогов совместного проекта "Единой России" и
Законодательного собрания Иркутской области "Скажи спасибо
своему учителю". Многие учителя приехали из далекой
глубинки, из северных районов области, и это был для всех
настоящий праздник.
 
Мы видим, как театр растет и обновляется, как естественно
взято "под крыло" молодежное театральное движение, сколько у
театра новых идей и проектов, молодой энергии, задора и
амбиций. Во всем этом бьется пульс времени, в ногу с которым
идет театр, несмотря на свой солидный возраст и академизм.
 
Театр дает ощущение жизни: мастерство ветеранов передается
молодым, и слово "традиция" у охлопковцев -- не застывшее
понятие, а живое трепетное дело. Доказательство тому --
открытие студии при театре совместно со знаменитым
московским институтом имени Бориса Щукина. Хорошее дело!
Совсем юные талантливые ребята по окончании этого целевого
курса, впитав из первых рук знания и мастерство, вольются в
ряды охлопковцев, привнеся с собой"новую кровь", свежее
дыхание, молодые силы и энергию. И театр обновится вновь.


Иркутяне могут гордиться тем, что у них есть такой театр.
Городу исключительно повезло. Сколько поколений зрителей за
прошедшие 160 сезонов было сформировано на его спектаклях!
Сколько посеяно в их души добра!

Да, 160 лет -- серьезная дата. Я поздравляю любимый театр с
юбилеем, я поздравляю не только театр, но и всех иркутян с
этим большим праздником.
 
У этого театра большое будущее, потому что в нем сохранены
традиции, у него есть собственное лицо, свой неповторимый
голос, своя правда, свое достоинство.
           
Записала Лора Тирон, специально для "Байкальских вестей"

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии