Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В будущее — через Интернет

17 Февраля, 2011

 

ЖКХ Иркутска: от базара к рынку

Областной центр движется к формированию рынка управляющих компаний. Не дожидаясь, когда на федеральном уровне будут утверждены штрафные санкции за ненадлежащее предоставление коммунальных услуг, в городе создан интернет-портал, на котором размещена информация о деятельности управляющих компаний, как входящих в саморегулируемую организацию некоммерческое партнерство «Содружество ЖКХ», так и не состоящих в ней. Компании «Гарант», «ЖКХ Сервис», «Восточная», «Западная», «Южная», «Северная», а также сетевая компания «Иркут» уже предоставили свою информацию для размещения на сайте. Остальные тоже не отказываются и готовят свою информацию к открытию. В понедельник состоялась презентация системы раскрытия информации, которая уже действует в нескольких компаниях города.

В конце 2010 года вышло постановление правительства РФ № 731 «О стандартах раскрытия информации управляющими компаниями». Это один из первых основополагающих документов в России, который трактует, что должна раскрывать управляющая компания (УК), как это делать и в какие сроки. В Иркутске для этого разработали сайт www.jkhreforma.ru Сюда можно зайти и посмотреть информацию о той или иной управляющей компании. Помимо этого, в рамках национального объединения саморегулируемых организаций утверждена строгая форма раскрытия информации. Она уже согласована с фондом содействия реформирования ЖКХ. Более чем в 50 регионах России управляющие компании уже раскрывают информацию о своей деятельности по этой форме, но, поскольку она носит рекомендательный характер, возможно, что, кроме персональных данных руководителя, базовой информации о деятельности (местоположения, часов работы и приема), вряд ли что-то можно будет на сайтах найти. В крайнем случае, здесь может присутствовать перечень многоквартирных домов, которые входят в управление той или иной УК.

Несмотря на то что постановление № 731 предписывает раскрывать информацию уже с декабря 2010 года, многие компании этого не сделали в установленный срок. Более того, недобросовестные компании пользуются еще одной недоработкой этого постановления. По словам исполнительного директора областной саморегулируемой организации «Содружество ЖКХ» Михаила Дамешека, постановление не предусматривает карательных механизмов, в нем прописаны только механизмы раскрытия информации. Если же компания, несмотря на брешь в законодательстве, раскрывает информацию о себе, это говорит о ее добросовестности в работе с населением.

— 731-е постановление вышло к концу 2010 года, но наша организация провела значительную работу и добилась, чтобы компании еще раньше начали раскрывать о себе информацию. Мы ввели такое понятие, как «личный кабинет пользователя». Зайдя в него, люди могут посмотреть информацию, касающуюся  деятельности своей управляющей компании применительно к своей квартире, — говорит Михаил Дамешек.

Личный кабинет — это унифицированная форма личного счета собственника. Доступ к нему получает сам владелец квартиры. Здесь содержится сугубо конфиденциальная информация. Здесь можно посмотреть, как компания распоряжается средствами, которые вносятся за квартиру, видна оплата услуг на лицевом счете, как они распределяются и начисляются. В личном кабинете есть архив за последние три года, а также, что немаловажно, информация о том, кто прописан на вашем лицевом счете. Если вы не согласны с расчетами, следует обратиться в бухгалтерию компании и внести корректировки.

Крупные управляющие компании имеют свои интернет-ресурсы. О сайте Южного управления ЖКС (жилищно-коммунальных систем) рассказал его генеральный директор Владимир Мунтян. На сайте «южан» прописана вся структура затрат: на основании каких документов или актов представлены те или иные ценовые характеристики; что является регулируемым тарифом, а что расценками, установленными региональной энергетической комиссией; можно понять, что входит в договор управления и т. д. Если сравнить информацию компании трехлетней давности, то она проигрывает в сравнении с нынешней. Однако людей зачастую интересует не финансовая деятельность управляющей компании, а такие проблемы, как перерасчет средств за некачественно предоставляемые услуги, привлечение УК к ответственности за это. Люди должны знать о планах компании по содержанию, ремонту домов, с указанием конкретных сроков реализации.

— Помимо этого,  нужно решить проблему предоставления информации для тех, у кого ограничен доступ к Интернету. Люди должны владеть информацией. Если услуга стоит столько-то, то на основании чего? По какому решению? Кому за что платишь и на основании чего эти цены выросли. Возможность доступа к этой информации должна быть максимально расширенной, — считает вице-мэр Иркутска  Дмитрий Разумов.

По информации Дмитрия Разумова, комитет по ЖКХ администрации города Иркутска сейчас занимается разработкой регламента перехода собственника от одной компании к другой. В нем все четко и подробно расписано. Разработка такого документа на местном уровне потребовалась давно, так как в Жилищном кодексе на этот счет информации крайне мало. К 1 марта регламент будет подготовлен. Безусловно, он будет иметь рекомендательный характер, но, возможно, поможет решить волеизъявления многих граждан.

Представитель общественной организации «Народный контроль Сибири» Евгений Еремеев на презентации поинтересовался у Михаила Дамешека, почему саморегулируемая организация «Содружество ЖКХ» не предоставляет информацию о деятельности управляющих компаний, касающуюся обслуживания многоквартирных домов, в трехдневный срок, как указано в 731-м постановлении. В частности, о том, как УК «Западная» рассчитывается с ресурсоснабжающими организациями. К тому же Евгений Еремеев попытался найти справедливость у городских властей. По его информации, судом установлена необоснованность начисления коммунальных платежей и расчетов по ним, которые совершает УК «Западная». Еремеев показал вице-мэру определение судьи, согласно которому генеральный директор Западного управления ЖКС Александр Барташов предупрежден судом о подобной недопустимости и должен в течение 10 дней объяснить суду, какие меры по предписанию приняты.

— Мы живем в правовом государстве. Если есть определение суда, то оно должно быть исполнено. Нет — значит, есть правовые механизмы, чтобы заставить исполнить данное определение. Суд должен довести это до конца. Город лишь устанавливает стратегию развития, но не вмешивается в судебные споры, — ответил Дмитрий Разумов.

Кстати, одна из форм раскрытия информации и подразумевает взаимоотношения с поставщиками услуг. О ней пока не представлена информация на сайте. Не представлена также информация и о снижении оплаты в зависимости от качества предоставления коммунальных услуг и в зависимости от показаний приборов учета. Это связано с тем, что только в начале февраля управляющие компании подписали акт сверки с поставщиками коммунальных услуг. Теперь идет выверка по каждому лицевому счету.

С 1 марта процедура доступа к сервису будет значительно упрощена, так как от населения поступает много нареканий. Сейчас из 30 управляющих компаний только 14 имеют собственные сайты. На каждом сайте указан перечень действий, чтобы получить доступ к личному кабинету. А для этого, как минимум, необходимо представить в управляющую компанию пакет документов. Таковы требования закона «О защите персональных данных». Сейчас отрабатывается техническая возможность упрощения получения таких данных: от собственника потребуется только прийти в УК, дать согласие на обработку персональных данных и получить соглашение на использование пароля-доступа. Всю интересующую информацию можно получить по единому телефону 500-100.

Елена Чабдарова, «Байкальские вести».
На фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»:
Дмитрий Разумов: «Люди должны владеть информацией»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии