Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уж небо осенью дышало…

23 августа, 2013

 

Заседание Регионального совета Иркутской области, объединяющего всех глав исполнительной власти муниципальных образований, состоялось 14 августа под председательством губернатора области Сергея Ерощенко. Члены совета рассмотрели два важнейших на сегодня вопроса — о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2013—2014 годов и о ходе подготовки к новому учебному году.

 

Главное топливо — деньги

С отчетом по первому вопросу выступил министр жилищной политики, энергетики и транспорта Евгений Селедцов. Самые полные данные, которыми обладал министр и которые были представлены членам совета в виде справки, датированы 7 августа, то есть ровно на неделю отставали от реальной ситуации. Судя по этим данным, жилищно-коммунальное хозяйство готовится к зиме с небольшим отставанием от установленного графика и собственных результатов, достигнутых в прошлые годы. Из 30,04 млн квадратных метров муниципального жилья к новому отопительному сезону подготовлены 17,65 млн; из 1057 теплоисточников готовы к работе 610 (58 процентов), в том числе 560 из 936 муниципальных; 101 центральный тепловой пункт из 156; 46 тепловых насосных станций из 88; 97 водозаборов из 170; почти 6 тыс. трансформаторных подстанций из 8611. Только по второму и последнему параметрам достигнутые результаты лучше, чем в 2012 году, — по всем остальным статьям зафиксировано отставание от 1 до 5 процентов, а по ремонту насосных станций водопровода (96 станций в 2013 и 111 на ту же дату в 2012 году) – даже 10 процентов.

Оперативные данные министерства на 12 августа доказывали, что ситуацию можно исправлять, и довольно быстро. Всего за пять дней были приняты как подготовленные к зиме 4,3 млн квадратных метров жилья, 27 теплоисточников, около 500 км водопроводных сетей, 600 км канализационных сетей, 2 тыс. км электрических сетей и так далее. Таким образом, заверил министр, удалось наверстать все отставание и даже обогнать график 2012 года. В течение ремонтного сезона в области были полностью заменены 34,6 км тепловых сетей, 30,6 км водопроводов, 5 км канализационных труб и 327,5 км линий электропередачи.

Потребность муниципальных источников в топливе составляет 1 млн 350 тысяч тонн угля (нормативный запас 263 тысячи тонн) и 45,2 тысячи тонн жидкого топлива (мазута и нефти). К 12 августа было завезено и распределено более половины нормативного запаса топлива, а в рамках северного завоза — 93 процента. Евгений Селедцов не без гордости за проделанную работу отметил, что это почти на 30 процентов больше, чем на ту же дату год назад.

Финансирование подготовительной кампании обходится бюджетам всех уровней в 3,5 млрд рублей, в том числе строительство и капитальный ремонт — 2,45 млрд, приобретение топлива — 1,025 млрд. Большую часть этих средств вкладывают предприятия (2,07 млрд, или 59 процентов), областной бюджет вкладывает треть суммы (965 млн, или 27 процентов), а местные бюджеты дают 480 млн рублей (14 процентов). Уже профинансировано из всех источников в сумме 1,2 млрд рублей, причем пропорция сохраняется практически та же — предприятия выделили чуть менее 900 млн, областной бюджет — 186 млн, местные бюджеты — 137 млн рублей.

Финансовые вопросы, как и следовало ожидать, оказались наиболее сложными и запутанными. Выпадающие доходы, возникающие из-за несоответствия тарифов реальным ценам, составляют 995 млн рублей, предприятия ЖКХ получили субсидии на возмещение этих доходов в размере 801 млн и израсходовали на закупку топлива 791 млн. Однако у предприятий имеются долги за ресурсы, потребленные в отопительный сезон 2012—2013 годов, — 651 млн рублей за тепловую энергию, 513 млн за электричество, 77 млн за уголь и 46 млн за жидкое топливо. При этом долг за тепло меньше, чем год назад, на 358 млн, а все остальные долги выросли, причем за жидкое топливо — в 15 раз (с 3 до 46 млн). Главными должниками в области являются города Усолье-Сибирское (242 млн, что на 70 млн меньше долга 2012 года) и Усть-Илимск (173 млн, долг вырос на 14 млн), Усть-Илимский и и Усть-Кутский районы (171 и 107 млн соответственно).

 

Что ни мэр — то свой обычай

От темы долгов, которые ряд муниципальных  образований не гасят, а продолжают накапливать даже летом, министр плавно перешел к другим проблемам муниципальных образований. Чаще всего в докладе звучали названия Усть-Кутского (нулевые результаты по подготовке жилого фонда, теплоисточников, замене ветхих сетей и крайне низкие по всем остальным параметрам), Черемховского, Слюдянского и Чунского районов, изредка звучали названия городов Иркутск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское и Тулун. Отдельную головную боль для правительства обеспечивают 15 военных городков,  расположенных на территории области: на подготовку к зиме и покупку топлива им нужно 116 млн рублей, при этом еще 7 августа денег не было ни рубля, а времени на заключение контрактов и выполнение работ требуется очень много. В результате проблема военных городков заняла второе место в составленном министерством ЖКХ своеобразном рейтинге проблем, требующих повышенного внимания в оставшийся до начала отопительного сезона месяц.

Первое место в этом списке Евгений Селедцов отдал задаче замены аварийных тепловых и водопроводных сетей, подчеркнув, что эту тему держит на постоянном контроле Министерство регионального развития Российской Федерации. На третьем месте оказалась застарелая проблема энергодефицита Бодайбинского района, чуть ниже — аварийное состояние некоторых ЛЭП, котельных и систем теплоснабжения отдельных населенных пунктов. Изрядно досаждающая правительству тема теплоснабжения Байкальска, где ситуация в очередной раз изменилась в связи с решением о закрытии БЦБК, приобрела новую тональность. Евгений Селедцов доложил губернатору и членам Регионального совета о своих встречах с федеральными чиновниками, работе ряда рабочих групп по отдельным сложным вопросам и регулярных командировках в Усть-Кут, где и собственных проблем хватает, и завязывается один из узлов северного завоза.

Представитель администрации Слюдянского района (мэр Андрей Должиков, который должен был выступать в качестве содокладчика министра Селедцова, приехать не смог) рассказал о ходе подготовительных работ и в конце своего монотонного доклада сообщил: ТЭЦ БЦБК хоть и находится в конкурсном управлении, начать отопительный сезон все-таки сможет. Благодаря своей избыточной мощности ТЭЦ могла бы проработать и всю зиму, но при этом ей требуется постоянный контроль со стороны правительства — настолько запутанными стали отношения между местной и районной администрациями, правительством области и собственниками предприятия. Ну, это в правительстве и так все знали.

Мэра муниципального образования «Киренский район» Петра Неупокоева больше волнует тема разработки схем теплоснабжения (на которые ни у района, ни у населенных пунктов нет средств) и покупки топлива. К середине августа, сообщил мэр членам Регионального совета, к нему в район завезли лишь малую часть необходимого угля, а по покупке дров с традиционным поставщиком переговоры идут очень сложно. Евгений Селедцов, к которому губернатор обратился за пояснениями, рассказал, что из-за маловодья уголь действительно приходится завозить лишь малыми порциями, но в министерстве уверены: в крайнем случае топливо завезут автотранспортом. Правительство, заверил заместитель главы правительства Алексей Зезуля, готово выступить гарантом соглашений между районом и поставщиками, но при условии, что район вовремя подаст необходимую заявку. А поставщик будет готов предъявить всю необходимую документацию по первому требованию контролирующих органов, добавил губернатор.

По ходу докладов глав муниципалитетов между мэрами, Алексеем Зезулей и губернатором Сергеем Ерощенко возник небольшой спор. Мэры уверяли, что министерство финансов (курируемое Зезулей) часто задерживает перевод денежных средств. Губернатор в очередной раз предупредил заместителя о необходимости вовремя реагировать на требования муниципалитетов и чутко прислушиваться к обращениям с мест — пусть даже не так, как это делает сам губернатор, предпочитающий живое общение с жителями отдаленных поселков, но все-таки более внимательно.

Алексей Зезуля, вынужденный в силу занимаемой должности выслушивать обвинения мэров каждый год, предъявил губернатору дюжину обращений, находящихся на контроле, — ни одно из них не было связано с теми запросами, которые прозвучали на Региональном совете. Более того, глава Усть-Кутского района Владимир Сенин, выдвинувший особенно пространный список претензий, не выполнил ни одну из тех работ, которые уже были профинансированы из областного бюджета. Так же без труда заместитель губернатора отбил обвинения в том, что областные финансисты требуют заполнять бесконечное количество справок и таблиц, с которыми муниципальные чиновники не могут справиться, — таблица нужна всего одна, а дополнительные справки запрашивают только в том случае, если в муниципальном образовании резко растут отдельные статьи расходов.

 


Первое место в рейтинге проблем ЖКХ, требующих безотлагательного решения, Евгений Селедцов отдал задаче замены аварийных тепловых и водопроводных сетей, подчеркнув, что эту тему держит на постоянном контроле Министерство регионального развития Российской Федерации. Проблема военных городков заняла второе место. Третьей оказалась застарелая проблема энергодефицита Бодайбинского района, чуть ниже — аварийное состояние некоторых ЛЭП, котельных и систем теплоснабжения отдельных населенных пунктов.
 

Чиновник, в школу собирайся

Доклад министра образования Виктора Басюка, начавшийся на восьмидесятой минуте работы Регионального совета, был посвящен вопросу чуть менее сложному, но для персональной судьбы каждого мэра имеющему немалое значение. По данным министерства образования, в области существует 874 общеобразовательных школы, в которых обучаются 269 500 учеников. В первый класс в 2013 году пойдут 29 500 школьников. На подготовку школ к новому учебному году выделено 1,09 млрд рублей, причем на капитальный ремонт почти 500 млн, текущий ремонт — 220 млн, подготовку к отопительному сезону – 293 млн рублей. Этих средств хватило на капитальный ремонт 139 школ и текущий ремонт во всех школах. Одна статья расходов в длинном перечне ремонтных работ, вероятно, является эксклюзивной для сибирских регионов — на обустройство теплых туалетов в 40 школах 12 муниципальных образований выделено 40 млн рублей.

На улучшение материально-технической базы школ средства тоже выделяли. По отчетам министра, в течение 2013 года школы получат 192 комплекта «копировально-компьютерного оборудования», 36 базовых рабочих мест, 417 комплектов учебно-лабораторного оборудования для начальной школы и кабинетов естественно-научных дисциплин, 184 комплекта лабораторного оборудования и учебную литературу на 200 млн рублей.

Муниципальные образования ответили на заботу министерства практически черной неблагодарностью. На 12 августа было принято только 365 школ (41,7 процента), 22 из предъявленных к приемке — не приняты ввиду очевидных недоделок. Отдельного упоминания удостоилась школа № 2 города Слюдянки: Роспотребнадзор предъявил претензии к освещенности, хотя, как не без удивления отмечено в отчете министерства образования, «…школа построена в 1958 году, освещение установлено по проекту, ранее претензий не возникало». Три школы, сообщил министр, 1 сентября точно не откроются: школа поселка Алексеевка, Киренского района, пострадала от действий подрядчика, который только к августу завершил демонтаж конструкций; школа поселка Петропавловка (тоже в Киренском районе)  была затоплена, и на нее только-только подготовили проектно-сметную документацию; закрытая из-за высокого содержания радона школа № 2 поселка Железнодорожного, Усть-Илимского района, лишь в третьей декаде августа встретит подрядную организацию, которая будет заниматься ремонтом.

Содоклады мэров Усолья-Сибирского Любови Лис и представителя администрации Слюдянского района свелись к обещанию выполнить все работы и отчитаться перед правительством в срок — то есть к 26 августа. При этом Слюдянский район высказал пожелание навести порядок с требованиями инспекции пожарного надзора, аппетиты которой растут каждый год: в 2010 году на устранение замечаний потратили 1,4 млн рублей, в 2011 году — 2,4 млн, в 2012 — 3,5 млн и в нынешнем, похоже, будет не меньше.  Растут и расходы на ремонты — текущие и капитальные. Лучше, судя по всему, уже не будет: материальная база школ новее не становится, ремонтировать приходится во все возрастающих объемах. Тем не менее других вариантов, кроме полной готовности к учебному году, нет. Министерство образования и правительство в целом в очередной раз предупредили мэров о необходимости контролировать ремонт школ и обеспечить организацию учебного процесса.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии