Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ушел актер, режиссер, человек…

15 августа, 2011

 

 

Виталий Венгер вспоминает Сергея Болдырева

 

Кажется, совсем недавно я разговаривал с ним по телефону… Он интересовался моим здоровьем, я — его работой над очередной постановкой; мы обменялись анекдотами, приветами семьям, обещаниями встретиться в Иркутске…

 

Его внезапная смерть зачеркнула все эти планы. Все это не вмещалось в сознании — и только прощание в Доме актера поставило последнюю точку. И стало ясно, как тяжело смириться с этой несправедливостью, с этой возникшей пустотой.

А в памяти живут оставшиеся воспоминания о талантливом режиссере, светлом человеке, любившем людей, театр, семью.

…Случилось так, что иркутский театр и театр абаканский в одно время гастролировали в Душанбе, а коллективы жили в одной гостинице. Пересмотрев в свободное время три разных, но интересно поставленных Болдыревым спектакля, мы с Егуновым решили познакомиться с постановщиком. Прихватив по бутылке какого-то местного портвейна, постучали в номер, где жил он, молодой абаканский мастер, талантливый постановщик.

Дверь открыла «мулатка» с красивым русским лицом; она обаятельно улыбалась, демонстрируя ямочки на щеках. Это была супруга Болдырева — актриса того же театра Людмила Богаченко. За нею скромно стоял высокий, молодой, черноволосый и черноусый, не менее обаятельный виновник нашего появления, Сергей Болдырев — так он отрекомендовался.

Актеры очень быстро организовывают застолье. Проворная Люся подтвердила мои наблюдения.

В три часа нашего разговора уместились дифирамбы режиссеру, актерам, интересному коллективу в целом. Людмила похвасталась фотографиями своих дочерей — старшей, Екатерины, и младшей, Елизаветы, — плодами любви актерской четы.

А через несколько лет семья оказалась в Иркутске — Сергей Григорьевич стал главным режиссером академического театра имени Охлопкова.

За несколько сезонов был поставлен ряд спектаклей, вызвавших восторженный зрительский интерес.

Мои работы в спектаклях Болдырева проходили с переменным успехом — я не был перегружен работой в выпускаемых Сергеем спектаклях, но это не удручало меня, а восполнялось настоящей человеческой дружбой. Она была бескорыстно обоюдной — мы были как бы одной группы крови. Я любил его шаржировать, а он балдел, рассматривая мои опусы — фантазии в рисунках, в каких-то поделках, подаренных ему. Он остался увековеченным в моей книге «Венгершарж».

Я любил его за отсутствие в нем какого-либо снобизма. Он с упоением слушал мои анекдоты, импровизации-хохмы.

Однажды, готовясь к какому-то вечеру в Доме актера, — кажется, он был посвящен Дню театра, — я предложил сыграть этюд «Болдырев»: я надел джинсы и рубаху Сергея, наклеил черные усы а-ля Болдырев, Сережу уговорил сбрить свои усы и наклеить точно такие же, заказанные в парикмахерском цехе. Сначала он сопротивлялся, потом согласился — высшая степень увлечения идеей автора номера, коим был я.

В момент моего появления на сцене в образе Болдырева в зале стояла полная тишина — зритель решил, что вышел сам Болдырев. Но вот появляется Сергей — и возникает полное недоумение. Дальше мы разыгрывали короткий диалог. Сергей с криком: «Хватит притворяться, Венгер!» — срывает с меня усы… Я кричу в сердцах: «А ты кто такой?!» — и тоже срываю с лица Сергея наклеенные усы. Весь переполненный зал Дома актера взрывается долго не смолкающим громом восторгов…

Я не знаю другого такого режиссера, который пошел бы на подобное… Сергей Григорьевич — пошел. В этом весь он, с ног до головы пропитанный духом сцены, театра.

А еще в моей памяти остался сыгранный им Зилов — главный герой в «Утиной охоте» Вампилова. Это было интереснейшее актерское откровение — одно из тех, настоящих театральных впечатлений, которое мне посчастливилось увидеть на сцене.

 

Виталий Венгер, специально для «Байкальских вестей».
Фото из архива редакции.

На фото: Сергей Болдырев

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии