Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уроки больших перемен

31 октября, 2011

 

 

 

 

 

26 октября министр образования Иркутской области Виктор Басюк рассказал об основных направлениях модернизации системы образования в нашем регионе. Со слов министра, получается, что правительство вкладывает в эту сферу огромные средства, в том числе и привлеченные из федерального бюджета, а вот за дальнейшее их расходование и особенно за его эффективность нужно спрашивать с кого угодно, только не с областного правительства...

 

Двадцать пишем, пять на ум пошло...

В целом есть два основных направления модернизации —повышение заработной платы работникам образовательной сферы и изменение содержания образования.

Повышение заработной платы происходит в рамках трех процессов: перехода на новую систему оплаты труда (с 1 сентября 2011 года в этом процессе участвуют все школы области без исключения), увеличения минимального размера оплаты труда и доведения средней заработной платы учителя до уровня средней по экономике области.

Минимальный размер оплаты труда за год повышали трижды, и с 1 июля он составляет 5121 рубль. Средняя заработная плата учителя выросла с 13 723 в январе до 17 840 рублей в сентябре 2011 года, средняя заработная плата в экономике при этом составляет 20 752 рубля. Учителя, которые неоднократно жаловались министру на несоответствие реальной заработной платы цифрам из используемой чиновниками статистики, имеют полное право возмутиться: гораздо чаще в их выступлениях звучат суммы от 8 до 12 тысяч рублей, иногда зарплата недотягивает и до нижнего предела, но в любом случае нагрузки и ответственность, которую несет учитель, явно не соответствуют уровню даже средней зарплаты по экономике.

Причину несоответствия реальных зарплат и средних цифр министр прекрасно знает: несмотря на то, что область в 2011 году затратила на увеличение фонда оплаты труда более 1,2 млрд рублей, распределение надтарифного фонда происходит неравномерно, а в зависимости от достигнутых учителем результатов — итогов проверок, аттестаций и участия его учеников в олимпиадах.

Понятно, что одним учителям в силу молодости и отсутствия опыта трудно рассчитывать на высокий разряд и категорию, другим — в силу, скажем, личных причин или неблагополучного положения дел в конкретном районе — трудно рассчитывать на победу учеников в любых соревнованиях: хорошо, если программу усвоят.

Помимо этих очевидных есть и проблемы межличностного общения: руководители школ — и это тоже признает министр —

распоряжаются надтарифным фондом по собственному усмотрению, что позволяет держать коллектив в ежовых рукавицах и давить в зародыше любую попытку оппонировать.

 

С мелом, товарищи, в ногу!

Модернизация внутреннего содержания образовательного процесса выглядит как забота в основном о безопасном пребывании детей в школе и лишь отчасти — об улучшении качества самого процесса. В первую очередь речь идет о выделении школам комплектов нового оборудования для школьных столовых — всего в течение 2011 года планируется заменить 78 комплектов, причем в первую очередь их получат те школы, где оборудование наиболее устаревшее или находится в аварийном состоянии. Кстати, в 20 процентах школ области (как правило — в сельских малокомплектных) столовых нет вообще — их существование абсолютно нерентабельно.

Второй важной темой считается замена оборудования и проведение ремонта в школьных медицинских пунктах. Всего 38 процентов медпунктов имеют лицензии на осуществление своей деятельности, поэтому правительство выделило 14 млн рублей из областного бюджета, привлекло 386 млн из федерального и рассчитывает к концу года оснастить 130 школ новыми медпунктами. Отдельной строкой пройдут расходы на повышение зарплаты медицинским работникам.

Существенные средства предусмотрены на решение проблемы безопасности перевозок детей в школу и из школы. В 2011 году планируется завершить процесс укомплектования всех школ автобусами и даже начать замену устаревших (эксплуатирующихся более пяти лет) автобусов на новые.  Конкурс на поставку уже прошел, первые 54 машины поступят в область и будут торжественно переданы школам уже в ноябре. В 2012 году планируется закупить 135 автобусов, и все они пойдут на замену старой техники.

Что касается оборудования классов, то пока выделены средства для приобретения 355 комплектов учебно-методических пособий лишь для начальных классов — всем остальным придется подождать.

Министр отметил, что и в этом случае большая часть достанется тем, кто в последние годы недополучал внимания от областных властей, то есть школам в северных районах и в сельской местности. Параллельно правительство планирует вести работу по обновлению парка компьютеров — техника, закупленная и поставленная в школы до 2005 года, считается морально устаревшей.

Новшеством выглядит решение перейти от стационарных компьютерных классов к мобильным — то есть теперь вместо обычных компьютеров для школьников будут закупать ноутбуки, которые свяжут с единым сервером у учителя. Даже если это шаг вперед, то все равно недостаточно большой: весь мир уже переходит на планшетные компьютеры, а Россия, которая не имеет собственного бюджетного ноутбука по типу индийских или африканских моделей по 100 долларов за штуку, опять отстает.  Более того, во многих школах преподавание информатики происходит по старинке — с помощью мела и доски.

Стоит отметить, что для обучения основам компьютерной грамотности сверхмощная и суперсовременная техника не нужна — основам можно научиться на чем угодно. Но пока школьники видят компьютеры в основном дома и зачастую разбираются в них больше, чем их учителя. Вопрос об осмысленности преподавания предмета, который требует очень больших затрат, но в рамках школьного курса не дает никакого видимого эффекта, министерство образования обсуждать не планирует: есть соответствующие приказы и распоряжения федерального центра, которые нужно исполнять, невзирая на абсурдность.

Точно так же непонятно, зачем школам в Иркутской области повышать скорость доступа в Интернет, если дети практически не имеют «машинного времени», а доступ ко многим сайтам нужно перекрывать во избежание негативных последствий. Если речь идет о том, чтобы рассылать по электронной почте приказы и распоряжения министра, то это можно делать и при сравнительно медленной связи.

 

Программное затупление

В завершение темы оснащения школ Виктор Басюк рассказал, что школьные библиотеки могут обеспечить лишь 30 процентов потребностей в учебниках, и правительство региона приняло решение выделить на эти цели 50 млн рублей — для начала учебниками обеспечат начальные классы.

В 2012 году на закупку учебников запланировано выделить уже 150 млн рублей, но при этом министр признает, что какая-то часть этих средств пропадет впустую и закупленные книги останутся просто кучей макулатуры, если ни один учитель не выберет соответствующую учебнику программу.

С проблемой разнообразия программ и соответствующих им учебников уже в нынешнем году столкнулись сотни семей: несмотря на то, что Министерство образования Российской Федерации каждый год издает список разрешенных к применению программ и допущенных в школы учебников, учителя иной раз требуют купить учебники, изданные два-три года, а то и пять лет назад. Попытки договориться с администрацией учебных заведений о замене таких программ на любую другую заканчиваются, как правило, ссылками на министерство —министерство же в лице Виктора Басюка уверяет, что в выборе программы каждый учитель имеет полную свободу.

Виктор Стефанович даже вспомнил историю из личного опыта, когда он — уже будучи министром — в течение полугода не мог купить учебник для своего ребенка и вынужден был смириться с тем, что из-за этого учитель ставит двойки.  Рядовым родителям, тем более живущим в таких населенных пунктах, где вместо книготорговых сетей всего один магазин, в таких обстоятельствах остается только сдаться на милость победившего педагога.

 

Учиться будут все

Довольно небольшую на общем фоне сумму — 15 млн рублей —планируется выделить на повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений, и в первую очередь — директоров школ. Министр пояснил, что современному директору совершенно необходимо второе образование по специальности экономиста, юриста или менеджера предприятия, причем тот факт, что директор в свое время был хорошим учителем, вовсе не означает, что он справится с руководством всей школой.

Тут с Виктором Басюком стоит согласиться: если бы у директоров школ было хотя бы юридическое образование, в области было бы существенно меньше скандальных ситуаций с незаконными поборами и вымогательством средств с родителей на те цели, которые областное правительство уже профинансировало из бюджета. Если бы они имели квалификацию менеджеров, то школы — хочется надеяться — обзавелись бы наконец приличным штатом подсобных рабочих, и территории учебных заведений не выглядели бы, как загаженные пустыри без ограждения, освещения и порядка...

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии