Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Объединиться ради священного озера!

08 ноября, 2016

С таким призывом к властям Иркутской области и Республики Бурятия обратились участники круглого стола «Роль общественного участия в решении проблемы загрязнения вод Байкала», организованного по инициативе министерства природных ресурсов и экологии Прибайкалья, компании En+ Group и молодежного благотворительного фонда «Возрождение земли сибирской» и прошедшего в поселке Танхой 2 ноября. После трех часов обмена данными последних исследований и оживленной дискуссии у ученых и общественников не осталось разногласий в том, что основной причиной эвтрофикации озера и утраты байкальской водой былой частоты являются люди, а значит, пора взять на себя ответственность и приняться за устранение последствий, причем сообща.

Водорослей становится больше, губок — меньше

— Байкал — один, и его проблемы касаются каждого из нас. Невозможно говорить о чистоте байкальских вод абстрактно, это живая экосистема, в которой происходят отдельные процессы. Наша задача не только обменяться информацией о них, но и предложить конкретные пути решения проблем, — подчеркнула, открывая мероприятие, президент фонда «Возрождение земли сибирской» Елена Творогова.

Пожалуй, самым обсуждаемым из таких процессов в последнее время является эвтрофикация — вызванное повышенным содержанием в воде фосфатов увеличение числа водорослей, особенно спирогиры, именем которой обощенно и называют все, что входит в состав выброшенной на берег биомассы. Докладчики один за другим подтверждают — проблема есть, но мнения о ее масштабах разошлись.

По мнению начальника Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Иркутского гидрометеоцентра Ирины Вейнберг, повсеместное повышение содержания в воде Байкала биогенных элементов может свидетельствовать о только начинающейся эвтрофикации, более заметной на южном и среднем Байкале, а также в Баргузинском заливе, вблизи Култука и Слюдянки. А вот профессор Лимнологического института СО РАН, доктор биологических наук Олег Тимошкин без церемоний заявил: не менее 10 километров побережья северного Байкала и залив Лиственничный следует объявить зонами экологического бедствия. Другие, не менее серьезные проблемы озера — массовое развитие потенциально опасных для людей и животных донных сине-зеленых водорослей (они же — цианобактерии) и пугающе распространившееся заболевание эндемических губок. Последние являются уникальным фильтром для байкальской воды, и только 10 процентов из 85 обследованных лимнологами в этом году особей оказались здоровы. 84 процента заражены, 6 процентов — мертвы.

— Есть люди, которые говорят, что больных губок становится меньше. Так это потому, что они дохнут! — заявил профессор Тимошкин. Иллюзия же сокращения числа нетипичных для Байкала водорослей, по его словам, может возникнуть из-за подъема уровня воды, но чуть дальше от берега видны реальные масштабы.

Отчасти подтвердила его слова Олеся Ильина, организатор экспедиции «Берега Байкала», участники которой за прошедшее лето проехали 1250 км от Иркутска до бурятского поселка Турка через остров Ольхон, Северобайкальск, Чивыркуйский залив, Усть-Баргузин, Ушканьи острова, Байкало-Ленский и Баргузинский заповедники. Дайверы из России и Великобритании совершили 21 подводное погружение. Меньше всего зараженных губок они обнаружили у скалы Шаманка, мыса Кедровый, Ушканьих островов и острова Лохматый. Хуже ситуация обстоит у полуострова Святой Нос и поселка Листвянка, наибольшее число пораженных больных губок дайверы обнаружили у мысов Анютха и Покойники.

— При погружении у Листвянки — сплошная зеленая скользская стена водорослей, аналогичная ситуация наблюдается и в районе БЦБК, — заметила Ильина по поводу спирогиры.

Мусорная и туалетная угрозы

Участники проекта «Берега Байкала» взялись и за менее изученную угрозу экосистеме Байкала. Ими были проведены замеры содержания в воде микропластика — крошечных кусочков пластикового мусора, полимерных частиц диаметром 0,5—5 мм. Причем пробы взяли не только в Байкале, но и в Иркуте и Ангаре. В лидерах по высокой концентрации оказалась акватория Чивыркуйского залива — 18 единиц микропластика на литр воды. Следом идут Иркут (9 ед/л), Листвянка (7 ед/л), Байкальск (5 ед/л) и Ангара (5 ед/л). В остальных местах забора проб содержание было сравнительно небольшим – 1—3 ед/л, но совсем не обнаружен микропластик только в двух из обследованных точек — на востоке Ольхона и вблизи поселка Давша. Чтобы ситуация не усугубилась, мусор необходимо не только выкидывать строго в контейнеры (в идеале — сортировать), но и вывозить с побережья для последующей переработки, что для многих байкальских территорий сейчас является непосильной задачей.

Еще один источник загрязнения — фекальные стоки. Кроме того что подавляющее большинство очистных сооружений по периметру Байкала со своими функциями справляется не слишком успешно, многие турбазы довольно безответственно относятся к организации туалетов на побережье. Вносят лепту в загрязнение и плавсредства.

— При подготовке к экспедиции мы упускали из внимания судоходство и не думали, что оно может на что-то влиять. Но такое количество туристических судов небезобидно, тем более мы встречали их и в заповедниках. Вода фактически не является заповедной зоной, и если судно стоит на якоре, то оно ничего не нарушает, а стоки — результаты трехразового питания 30—50 человек — идут в Байкал. Плюс суда моют несколько раз в день самыми дешевыми средствами и сливают все в озеро шлангами, — рассказала Олеся Ильина.

Первое в повестке дня

О проекте «Байкальская экспедиция-2016», реализованном при поддержке En+ Group, рассказала его руководитель Марина Рихванова. Летом была организована просветительская кампания для жителей байкальского побережья и туристов, а также поставлен ряд экспериментов по использованию выброшенных на берег водорослей. Применение им, как выяснилось, можно найти и в сельском хозяйстве — в качестве удобрения и мульчирующего материала, и в производстве сувенирной продукции. Так, один предприниматель из Байкальска попробовал делать из спирогиры бумагу, а художник из Иркутска пошел дальше, создав несколько картин — байкальских пейзажей. Теперь вопрос стоит за внедрением этих наработок.

— Любые положительные результаты — это результат работы человека и его желания что-то изменить. У нас есть проекты по уборке мусора, такие как экологический марафон «360 минут», есть целый спектр партнерских программ, в том числе не только по сбору информации и просветительской деятельности, но и по практическому использованию спирогиры. Вся эта работа будет продолжена. А мы как бизнес, например, готовы даже сделать заказ на сувениры, — отметила Мария Грачева, руководитель проектов устойчивого развития компании En+ Group.

И если смогли объединить усилия бизнес, ученые и активисты, то пора это сделать и властям, уверены собравшиеся. Пункт № 1 в резолюции круглого стола — предложение создать межрегиональную рабочую группу по проблеме загрязнения вод и эвтрофикации на Байкале, которая объединит чиновников, специалистов, общественников из Иркутской области и Республики Бурятия. Документ будет направлен руководству обоих регионов.

В резолюцию также внесены поддержка ограничения использования фосфоросодержащих стиральных порошков в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории и предложение предусмотреть преференции для предпринимателей, готовых использовать водоросли в качестве сырья и удобрений, и для компаний, устанавливающих локальные очистные сооружения.

— Сейчас объединение усилий становится первым на повестке дня. Мы должны не просто вырабатывать рекомендации, но и внедрять их в жизнь сразу и в Бурятии, и в Иркутской области. Кроме того, многие вопросы надо решать на федеральном уровне, а если выходить на него будут совместно два региона, может, нам удастся добиться результатов куда быстрее, — подытожила Елена Творогова.

Елена Пьянова, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии