Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Под знаком Вампилова

02 октября, 2017


1.jpg

24 сентября в Иркутске завершил работу XI Международный фестиваль современной драматургии

Погода к вечеру в день закрытия испортилась. Небо нахмурилось,  насупилось, напустило чернильных туч, и из них время от времени сеял колючий дождь. Поднялся  ветер, и вместе с ним, вперемешку с желтыми листьями, пролетал первый мелкий снег. Прохожие поднимали воротники, пробегали, подгоняемые ветром, спешили в укрытия, косясь на небо, которое не предвещало ничего хорошего. К тому же сгущались сумерки. А я подумала о том, что, наверное, именно в такую погоду, в  такой  холодный ветреный день двое молодых людей, ища тепла и ночлега, постучались в дом Андрея Григорьевича Сарафанова, главного героя пьесы Александра Вампилова «Старший сын».

2.jpg

Сильва. Чертов ветер! Откуда он сорвался? Такой был день, и — на тебе!

Бусыгин. Будет дождь.

Сильва. Его только не хватало!

Бусыгин. А может быть, снег. Мы загнемся.

Сильва. Эх! Сидел бы я лучше дома.

 Бусыгин. А кругом столько теплых квартир...

Сильва. Что квартир! А сколько выпивки, сколько  закуски... Опять  же сколько одиноких женщин! Ррр! Это всегда выводит меня из себя.  Идем!  Будем стучаться в каждую квартиру…

Строки из этой известной пьесы Александра Вампилова звучали с Основной сцены драматического театра имени Н.П. Охлопкова в день открытия вампиловского фестиваля. А открывал его московский театр «Сфера» под руководством народного артиста России Александра Коршунова. Все в этом спектакле было настоящим, без выкрутасов и новомодных режиссерских решений,  и рассказано было главное, о чем писал Вампилов, — о подлинном родстве душ, о человеческих связях, о том, что делает нас людьми, и о чем необходимо говорить сегодня. 

О том же чуть ранее, открывая фестиваль у памятника драматургу,  напомнил и губернатор Сергей Левченко:

— Сегодня  Александр Валентинович и его произведения приобретают все большую ценность. Он писал о настоящей дружбе, о любви, о милосердии. Читая Вампилова, понимаешь, что в мире всегда есть настоящее, человеческое, подлинное. Я уверен, что сегодняшний фестиваль, который мы открываем, — это новая история. К произведениям Вампилова еще будут и будут обращаться новые поколения, изучать их, и 80-летие драматурга, которое мы отметили в августе, подвигает нас к тому, чтобы мы еще больше обращались к его наследию, к тому, о чем он писал.

— Вампиловский фестиваль — это важное событие, которое говорит о том, что в Иркутске «бьют чистые источники театральной драмы», — продолжая мысль, отметил на открытии советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев. — Это дает надежду, что молодежь Иркутской области будет всегда равняться на высокую планку, заданную Вампиловым.

— Символично, что фестиваль открывается в год 80-летия со дня рождения Александра Вампилова спектаклем по его пьесе, а закрывается в год 80-летия со дня рождения Распутина постановкой по его  повести «Прощание с Матерой», — отметила министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич. — Фестиваль современной драматургии важен для Иркутской области, так как формирует театральный вкус зрителей нашего региона.

— То, что наш театр приехал на Вампиловский фестиваль, и то, что мы открываем его спектаклем «Старший сын» именно по пьесе Александра Валентиновича — это для нас очень ценно, радостно и ответственно, — сказал главный режиссер Московского драматического театра «Сфера», народный артист России Александр Коршунов. — Театр Вампилова — это театр человеческого общения. В его пьесах связь людей друг с другом —  от сердца к сердцу, и это самая главная, пронзительная, искренняя и звенящая нота во всем его творчестве. Я на фестивале Вампилова не впервые. Десять лет назад был здесь со спектаклем «Бедность не порок» по Островскому, который я поставил в  Малом театре и сам в нем играл.

Фестивальные спектакли шли одновременно на двух сценах театра Охлопкова, а несколько дней и на трех, включая сцену ТЮЗа имени А. Вампилова.

5.jpg

Параллельно со «Старшим сыном» в день открытия зрители увидели  на Камерной сцене драмтеатра спектакль театральной компании «MyungPum» из Сеула (Южная Корея) «Когда цветут цветы гречихи». Замечательный, поэтичный спектакль о любви.

Заметным явлением, не побоюсь этого слова, даже открытием лично для меня на нынешнем фестивале стал Театр эстрады имени А.Райкина из Санкт-Петербурга под руководством заслуженного артиста России Юрия Гальцева со спектаклем «Шуры-Муры» по рассказам Василия Шукшина. Главные роли в спектакле исполнили молодые актеры, выпускники мастерской Юрия Гальцева.

На этот спектакль я шла с некоторым сомнением: руководитель театра — эстрадный комик, юморист, хоть и замечательный. Что серьезного покажут его актеры, тем более по Шукшину? Только бы не было пошлостей. Но мои сомнения разбились в пух и прах.  Я увидела по-настоящему блистательный театр, с особой энергетикой, юмором, теплом и уважением к автору.

Создатели спектакля посмотрели на прозу Шукшина глазами молодых людей, наших современников, стремясь понять, что близко им в этих маленьких чудесных шукшинских рассказах. Получилась серия миниатюр, яркая мозаика из кратких историй, смешных и грустных, забавных и лиричных, рассказывающих о жизни деревни и ее «чудиках». Трогательные и очень искренние, герои Шукшина в исполнении молодых, великолепных актеров вызвали не только у меня, но и у всех зрителей самые яркие чувства. Зал бурно реагировал, аплодируя и долго не отпуская актеров.

Запомнился спектакль итальянцев из Порденоне «Любовь не перестаёт»… по мотивам одноактной пьесы Вампилова «Дом окнами в поле». Как рассказал директор театра и режиссер экспериментальной актерской школы Феруччо Меризи, он впервые работал над пьесой Александра Вампилова. В Италии иркутского драматурга  знают мало, на итальянский язык его не переводили. Фактически «Любовь не перестаёт…» — это первый опыт осмысления и перевода Александра Вампилова на итальянский лад.

В спектакле, кстати сказать, работает бывшая актриса иркутского ТЮЗа Дарья Садовская, с которой Ферруччо познакомился, когда два года назад ставил в ТЮЗе спектакль, а потом влюбился в нее и увез в Италию. Так что сюжет из пьесы плавно перетек в сюжет из жизни, правда, не совсем по Вампилову, потому что в жизни он  получился более счастливым.

Интересным и своеобразным, сыгранным с особой лирической интонацией и с позиций людей, представляющих монгольскую культуру, обычаи и традиции, стал еще один «Старший сын» — на этот раз театра «Тэмужин». В нем было много ярких находок, теплоты, искренности, чистоты и некоторого наива в хорошем смысле слова.

Было забавно смотреть и слушать, как Сарафанов разговаривает по-монгольски, как появляется на сцене в национальном халате и островерхой шапке в сапогах с загнутыми носами. А когда собирается уезжать, решает взять из дома самое ценное —  струнный монгольский смычковый  инструмент — морин-хуур. При этом Бусыгин в спектакле был одет в современные рваные модные джинсы, Нина вышла на высоченных тонких шпильках, а Макарская в коротком платьице с национальным рисунком. Сценография также была выдержана в национальном стиле. Стол, табуреты расписаны с использованием монгольских орнаментов, а в центре, на заднике сцены, висела огромная юрта, которая, собственно, согрела и объединила всех под своим большим теплым кровом.

Каждый театр, каждый режиссер, какой бы он ни был национальности, по-своему прочитывает автора, находит в нем для себя созвучные эмоции, неожиданные краски, параллели и именно этим делает для нас маленькие открытия, которые когда-то мы не увидели, прошли мимо чего-то такого, что для них оказалось главным и более существенным. Спектакль талантливого  монгольского театра дал много доброй,  позитивной энергии,  душевно наполнил, зарядил внутренним светом, глубиной, сердечностью, которой он  был пропитан от начала до конца. Зрители приняли его с большим воодушевлением и восторгом.

Оказывается, вампиловский Сарафанов мог быть и таким, а мог быть и французским — например, в интерпретации  театра «Бумажный кораблик» из Гренобля. Французы привезли в Иркутск свой вариант «Старшего сына», и это был уже чисто европейский театр. По словам режиссера Сирила Грио, с творчеством Александра Вампилова он познакомился семь лет назад, поставив «Провинциальные анекдоты». Для работы над «Старшим сыном» Сирил  приезжал в Иркутск, побывал в родных местах Александра Вампилова. Кроме того, два года назад он привез сюда и свою труппу, чтобы именно в Иркутске начать репетиции одного из известнейших вампиловских произведений.

С первых минут спектакля актеры смогли создать атмосферу предместья, а потом переместили зрителя внутрь сарафановской квартирки, где уютно горел ночник, из кухни пахло жареной картошкой, а Андрей Григорьевич наставлял Васеньку не дурить и закончить школу. Причем, как вы понимаете, все это на чистейшем французском языке.

Не знаю как, с помощью каких тончайших  нюансов и душевных  переживаний, но французам тоже удалось найти свои ключи к Вампилову, найти потрясающую игровую и душевную  атмосферу, когда зритель безоговорочно  верит актерам. И как это всегда бывает после каждого спектакля: сколько людей, столько и мнений, кому-то понравилось, кому-то не очень, но  лично я была довольна. Довольна подходом, уважительным отношением к автору, пониманием сути того, о чем  актеры играют, и тем, что у европейцев есть интерес к Вампилову, к его героям, к его драматургии.

6.jpg

Хотелось бы сказать добрые слова  в адрес Камчатского театра драмы и комедии и его спектакля, показанного на Основной сцене охлопковского театра «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе черемховца Владимира Гуркина режиссером Егором Чернышевым (Санкт-Петербург).  Спектакль прозвучал мощно,  полнокровно, целостным полотном, где каждый жест, поведение, сцена оправданы сложным эмоциональным состоянием персонажей, каждая эмоция закономерно рождается и развивается из ситуации.

Работая с максимальной отдачей, актеры создают психологическую драму, главную роль в которой исполняет замечательная актриса камчатского театра Елена Зорина, к героине которой тянутся все ниточки взаимоотношений с остальными героями. Впечатляет сценография, которая несет большую смысловую нагрузку, хорошо раскрывает эмоциональную составляющую спектакля, помогая, а не мешая актерам (художник Никита Сазонов из Петербурга).

Интерес вызвал и еще один спектакль камчатского отделения СТД — «Собаки» в постановке Елены Зориной, показанный на сцене ТЮЗа. Спектакль  рассказал о стае собак, но невольно каждый спроецировал эти отношения  на мир людей.

Черемховский театр привез на фестиваль спектакль «Музыканты» по пьесе Владимира Гуркина в постановке московского режиссера  Виктора Стрельченко. Эта пьеса не имеет большой постановочной судьбы, она несколько странная, эклектичная, философская. Ее главный герой, Ксенин, не такой, как все. Он из тех, кого принято называть чудаком. Он лишен тщеславия, довольствуясь малым, не умеет добиваться, хапать, хитрить. Живет на мизерную зарплату и счастлив в своем маленьком мирке под названием «семья». Его попытка стать таким, как все, приводит к катастрофе и разрушает его духовно. Очень хорошо поставленный спектакль с прекрасными актерскими работами, интересными находками, придумками, режиссерскими решениями.

На фестивале зрители увидели еще один вариант вампиловского «Дома окнами в поле», но уже в жанре пластического спектакля от Иркутского отделения СТД в исполнении актрисы ТЮЗа Наталии Маламуд и хореографа Владимира Лопаева. Это спектакль-эксперимент о судьбе двух одиноких людей, так и не нашедших общего пути.

Интерес зрителей вызвал спектакль ТЮЗа имени А. Вампилова «В контакте» Олега Малышева, в котором актеры Павел Польскис и Эльвира Рагимова, существуя в безбытно-прозрачной атмосфере, создают запоминающиеся образы двух молодых людей, оставляющих у зрителя впечатление одновременно печали и надежды.

В одной статье нет возможности рассказать о каждом спектакле фестиваля. Их было 19.  Но обязательно нужно отметить творческую атмосферу театрального праздника, встречи,  замечательные вечерние капустники и традиционную «Чайную»,  поездки гостей на Байкал, мастер-классы и круглые столы с участием ведущих московских театральных критиков Ольги Игнатюк, Ланы Гарон, Ольги Сенаторовой, Натальи Погосовой. А также интереснейшую встречу с журналистами и телеведущими Мариной Меркуловой и Александром Мягченковым по теме «Режиссерский метод» с просмотром их  документального фильма «Эдип в Эпидавре».

Завершился фестиваль спектаклем «Прощание с Матёрой» драматического театра имени Н.П. Охлопкова в постановке Геннадия Шапошникова. Спектакль был поставлен к мартовскому юбилею Валентина Григорьевича, прочно вошел в репертуар Иркутского драмтеатра, и его показ предстоит в октябре этого года на сцене Малого театра в рамках празднования 80-летия Иркутской области. Этот спектакль из разряда тех, что проникают в душу человека, заставляют задуматься и понять: кто мы, зачем пришли в этот мир, что оставим после себя.

4.jpg

Все спектакли фестиваля и сам театральный праздник дали и самим участникам, и зрителям обильную пищу для размышлений, возможность подумать, сравнить, эмоционально прочувствовать, сформировать  своеобразный срез театральной культуры сегодняшнего театра, его направлений, стиля, эстетики. Что немаловажно, актеры разных театров смогли пообщаться и  порадоваться друг другу. Ведь единое театральное пространство — это слова, обретающие смысл, когда люди встречаются вот на таких фестивалях, смотрят друг другу в глаза и осознают, что у них есть общее дело, общая тема — театр. Чтобы делать это дело в разных концах мира вместе и осознавать тем самым, что все они — родственные души.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Анатолия Бызова.

На фото: Кисть рябины — символ фестиваля;

Сергей Левченко у памятника Александра Вампилова
на открытии фестиваля;

Перед началом спектакля «Старший сын».
Художественный руководитель Московского
драмтеатра «Сфера», народный артист России
Александр Коршунов (слева) и директор
Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов;

Сцена из спектакля «Старший сын» в исполнении
театра «Сфера»;

Память о Вампилове жива

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии