Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ультимативные мотивы

26 марта, 2012

 

 

Депутаты заявили областному правительству,
что после июня поправок в бюджет не будет...

 

 

На 42-й сессии Законодательного собрания Иркутской области было рассмотрено 40 вопросов, в том числе 25 законопроектов.  В окончательном виде принято 20 законов.

Неумбеллые действия правительства

Как рассказал в ходе итоговой пресс-конференции заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин, важнейшими из рассмотренных стали поправки в бюджет области и исполнение депутатских запросов.

По запросу председателя ЗС Людмилы Берлиной о ликвидации поселка Умбелла депутатам пришлось принимать дополнительно еще один закон, чтобы завершить процесс ликвидации и удовлетворить требования бывших жителей.

Проект постановления «О депутатском запросе группы депутатов Законодательного собрания Иркутской области к губернатору Иркутской области Мезенцеву Д.Ф. «Об исполнении Закона Иркутской области от 18 октября 2010 года № 93-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» был пересмотрен прямо во время сессии, и работа правительства была в итоге признана неудовлетворительной.

На ситуации с поселком Умбелла депутат Истомин остановился подробнее. По его словам, правительство очень долгое время ничего не предпринимало — и даже не был назначен чиновник, ответственный за решение проблемы. Когда в правительстве вспомнили, что на очередной сессии будет вновь поднят вопрос о ликвидации поселка, полномочия были даны первому заместителю председателя правительства Владимиру Пашкову.

Пока чиновник вникал в проблему и консультировался с Министерством регионального развития РФ, выяснилось, что на региональном уровне требуется принять дополнительно еще один законодательный акт, устанавливающий орган, ответственный за выдачу сертификатов и уполномоченный заниматься этой работой. Совместными усилиями правового управления ЗС и правительства области новый закон был подготовлен всего за сутки, но в итоге инициаторами принятия нового закона пришлось стать депутатам: процедура согласования закона в правительстве заняла бы не менее месяца.

Принятие закона на сессии 21 марта позволит уже в апреле выдать сертификаты 32 семьям, а к июлю расселить поселок полностью. Тема с расселением на этом не закроется: на территории области еще 30 населенных пунктов, которые нужно расселять, и депутаты планируют вести работу с учетом уже известных подводных камней.

 


Пережив в дискуссиях с правительством весьма непростые дни, депутаты приняли решение выдвинуть своим партнерам по бюджетному процессу некий ультиматум: корректировка бюджета в июне будет вторая — и окончательная.
 

 

Иркутское месторождение дров

— Сессия была непростая, — признал Геннадий Истомин, — очень много было переговорных процессов по бюджету. На заседании фракции «Единая Россия» мы обсуждали повестку четыре часа, в том числе часа полтора — бюджетные процессы.  Разговор получился жесткий, и я думаю, что выводы из нашего разговора правительство сделает.

Депутатам пришлось корректировать порядок выделения леса для заготовки дров: действовавшее до сих пор законодательство предполагало такой порядок, при котором жителям отдаленных деревень приходилось ехать в областной центр, подавать заявку чиновникам министерства лесного хозяйства и два месяца ждать разрешения на заготовку дров.

По новой схеме полномочия выдачи разрешений на заготовку дров будут переданы мэрам территорий и местным лесхозам, что значительно упросит и ускорит процедуру.

Истомин в поисках майора Томина

На сессии был заслушан отчет члена Совета федерации Валентина Межевича, работающего в этой должности 11 лет. По словам Геннадия Истомина, сенатор подсказал депутатам «несколько перспективных направлений».

Уже во время сессии комитету по собственности было дано протокольное поручение рассмотреть в ближайшее время работу службы по тарифам и разобраться, каким образом она исполняет свои обязанности. Кроме того, депутаты планируют рассмотреть ход реализации ряда инвестиционных проектов и впредь будут регулярно возвращаться к этому вопросу.

Геннадий Истомин напомнил, что по итогам 2011 года Контрольно-счетная палата Иркутской области (отчет о деятельности которой был заслушан) признана лучшей в России.  Депутаты в ходе сессии приняли ряд дополнений в регламент работы КСП ИО: в частности, будет создана специальная инспекторская группа, которая сделает работу палаты еще более эффективной.

Впервые был заслушан и рассмотрен отчет начальника Главного управления внутренних дел по Иркутской области Александра Обухова. По мнению Геннадия Истомина, в области нужно формировать принципиально новую идеологию демонстрации работы сотрудника внутренних органов.

— Что греха таить, — заявил депутат, — когда сотрудник полиции совершает какой-то проступок, это вызывает бурную реакцию в обществе. А сложная работа оперативных сотрудников, участковых уполномоченных, работа по раскрытию преступлений, задержанию преступников в средствах массовой информации практически не освещается. Очень мало мы знаем позитивных моментов о работе нашей полиции, самого ГУВД. В идеологическом плане нужно пересматривать эту работу. Но и не замалчивать те факты, которые стали известны в Татарстане и других местах.

Семь бед — один обед...

Председатель комитета по бюджету Сергей Курилов согласился с оценками Геннадия Истомина: сессия действительно получилась крайне трудной как для правительства, так и для депутатов, причем комитету по бюджету пришлось проводить второе чтение бюджета во время обеденного перерыва. Из-за этого депутаты решили внести поправки в порядок подготовки бюджета и установить для чиновников более жесткие правила работы — теперь всю подготовку, независимо от времени поступления целевых трансфертов из федерального бюджета или иных обстоятельств, нужно будет завершить всего за 30 дней.

По мнению Сергея Курилова, задержка, которая произошла с подготовкой правительством поправок в бюджет области, была связана не столько с мартовскими праздничными днями, а с тем, что работа правительства не соответствует современным требованиям.

— Вся страна переходит на программно-целевой метод работы, — пояснил депутат. — Это означает, что разрабатывается долгосрочная программа, которую глава региона передает в законодательный орган. У нас же очень часто невозможно просмотреть, как меняются критерии, оценка работы, цели, появляются или исчезают какие-то объекты. У нас ведь нет столько сотрудников, сколько их работает в министерстве финансов.

Депутат отметил, что Законодательное собрание в целом поддерживает социальную ориентацию бюджета, заданную правительством области, но готово спорить по поводу целесообразности ряда решений и достоверности некоторых параметров.

Наибольшие споры вызывает размер Резервного фонда области и качество управления остатками средств, имеющихся на счетах региона в тот или иной момент. Депутаты согласились с предложениями правительства по распределению части остатков, но заявили, что в области есть еще целый ряд проблемных территорий, куда можно было бы направить дополнительные средства.

— Иной раз возникает вопрос, — пояснил Сергей Курилов, — почему, например, муниципалитеты не поддерживают культуру.  Это мы им не даем денег или они плохие? Это мы им не даем, это наша вина.

Ультиматум в два хода

Пережив в дискуссиях с правительством весьма непростые дни, депутаты приняли решение выдвинуть своим партнерам по бюджетному процессу некий ультиматум: корректировка бюджета в июне будет вторая — и окончательная. Депутат Истомин поддержал коллегу Курилова.

— Мы говорим: «Поправки можно вносить в случае крайней необходимости». В прошлом году они вносились шесть раз — и каждый раз была срочная необходимость! Такое впечатление, что министерство финансов сегодня еще ничего не знает о проблеме, а уже завтра бежит вносить поправки в бюджет.

Если в конце года неожиданно поступают средства из федерального бюджета, депутаты всегда готовы собраться и поработать, но это не должно становиться правилом. Когда обсуждался закон о введении пониженных ставок налога для ряда предприятий, генеральный директор Верхнечонскнефтегаза выступал и говорил, что он гарантирует поступление 6 млрд рублей в областной бюджет, а у нас сейчас записано 2,5 млрд, и мы даже не стали это обсуждать. Правительство обещало, что в марте внесет эти средства в виде поправок, но — как всегда: схватились в последний момент и множество вопросов упустили.

На региональном совете в Ангарске говорили о продолжении работы по «Народному бюджету», была названа конкретная сумма, но в поправках ее не оказалось. Возникает вопрос: почему министерство финансов не выполнило прямую установку губернатора?

Вот почему мы требуем внесения документов за 30 дней. Мы должны видеть, что происходит, должны отслеживать объекты незавершенного строительства — сейчас по области их около ста. А сколько ветхих объектов, сколько зданий, требующих ремонта? Если я, например, мэр территории, я должен заранее аккумулировать средства, отрабатывать документы и знать, что в таком-то году я войду в федеральную программу, получу софинансирование и начну ремонт. За это должно отвечать министерство экономического развития, а не министерство финансов.

Геннадий Истомин раскритиковал планы правительства и заявил, что область могла бы вести более рациональную экономическую политику, если бы финансами занималось не министерство Алексея Зезули, а минэкономики.

Депутат предложил план создания гипотетического совместного предприятия с Южной Кореей. В нем область давала бы часть акционерного капитала и административную поддержку, областные предприятия — часть комплектующих и материалов, а партнеры из Азии — двигатели, и на выходе получались бы холодильники местного производства с почти мировым качеством (почти — потому что главная деталь имеет гарантированное качество, а сборка — наша, сомнительная). Вместо этого область берет деньги в долг на три года для покрытия кассовых разрывов, имея на счетах вполне приличные остатки.

 


— Есть некоторые профессиональные секреты минфина, которые раскрывать не будем, но мы открываем бюджет — и сразу видим 700—800 млн спрятанных денег, — заявил депутат Сергей Курилов. — Но когда мы что-то прячем, мы кому-то недодаем.  А в муниципалитетах каждую копейку считают. И мы будем считать.
 

 

Заначки между строк

Как раз ревизией причин появления остатков и, соответственно, неисполнения каких-то планов и проектов депутаты ЗС будут заниматься в ближайшее время. Будет проведен анализ причин таких странных явлений, как выделение дотаций 2009 года в 2012 году, неисполнение федеральных программ по моногородам и так далее.

Выделение средств на строительство завода по розливу воды в Байкальске Геннадий Истомин описал в самых мрачных красках:

— Зачем выделили средства, если с самого начала было понятно, что на мировой рынок воды нас не пустят? В Китае работают французы, конкуренты им не нужны. В Японии принят закон, по которому воду из открытых водоемов пить нельзя — только из скважин.

Нам говорят, что надо построить дорогу до Култука и что там до Байкальска 30 километров, хотя всегда было 60. Никакие 300 человек каждый день туда на работу из Байкальска ездить не будут. До сих пор проекта нет, пять раз сроки переносили.  Дорога тем временем делается, деньги осваиваются — и мы потом не будем знать, как отчитаться.

Туристической зоны в Байкальске не будет, пока работает комбинат: мы потеряли зону в Иркутском районе, потеряем и там. Нужно срочно решать вопрос с комбинатом. Никто ни рубля в перепрофилирование или модернизацию не вкладывает, скоро БЦБК просто встанет — и никаких инвесторов или собственников мы не найдем. Нужно срочно искать небольшие экологически чистые проекты и Байкальск начинать наполнять.

По мнению Геннадия Истомина, каждый рубль, оказавшийся на счетах бюджета, имеет целевую направленность, а тот факт, что этот рубль не был использован по своему назначению, должен быть расследован, виновный — найден и назван.

— Мы же все видим, — заявил Сергей Курилов, обращаясь к правительству, — все ваши заначки — они на виду.  Припрятали 171 млн на обслуживание государственного долга.  Долга не будет, а денежки — вот они. Резерв — 250 млн: не очень много, но пускай будет.

Есть некоторые профессиональные секреты минфина, которые раскрывать не будем, но мы открываем бюджет — и сразу видим 700—800 млн спрятанных денег. Но когда мы что-то прячем, мы кому-то недодаем. А в муниципалитетах каждую копейку считают. И мы будем считать. Нам предложили по-серьезному вести бюджетную работу — мы с удовольствием будем это делать.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».
На фото: Сергей Курилов (слева) знает, где спрятаны заначки;
 
На сессии был заслушан отчет члена Совета федерации
Валентина Межевича, работающего в этой должности 11 лет

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии