Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Турниры военной поры

30 января, 2012

 

Выпуск № 6 (404).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 

Каждый город гордится не только именами славных земляков, но и известными людьми, бывавшими в этих городах. И у шахматистов есть свои поводы для гордости. Конечно, такие звезды, как Капабланка или Алехин, далеко не в каждом регионе России сияли, а Сибирь и Дальний Восток уж и подавно особо никто не жаловал, так что нам приходится довольствоваться теми немногими, что все-таки сумели перевалить через Уральские горы.

 

Впрочем, даже если это кому-то и удавалось, редко когда дело доходило до Восточной Сибири, не говоря уж о более дальних краях.

Не будем перечислять звучные имена гроссмейстеров, побывавших в Иркутске. Во-первых, как-то раз мы это уже делали (пусть и обзорно), а во-вторых, не о них речь. Были в истории нашей страны времена, когда шахматные персоны особо не выбирали, в какой им город ехать. Куда посылали — туда и ехали. В военную пору ничего другого и не оставалось.

О соревнованиях, проводимых в Иркутске в годы Великой Отечественной войны, писалось уже не раз. Правда, делалось это в основном не в «Байкальских вестях», а в шахматной рубрике «Нашей Сибсканы», при этом еще в «досайтовую» эпоху, так что широкого «хождения в народ» те материалы не получили. Что ж, будет возможность вернуться к этой теме в нынешние майские дни, ведь интересных фамилий там упомянуто немало, а именно этот спектр нас интересует сейчас больше всего.

Свои приезжие шахматные герои были и в других городах.  Серьезные кадры собрались в годы войны в Омске, несколько сильных шахматистов оказалось в эвакуации в Красноярске, кто-то жил в Новосибирске... Но сегодня мы поговорим о Томске, где материалы по истории шахмат собирает наша коллега Татьяна Магазинникова, которая готовится осветить юбилейную шахматную дату — 70-летие проведения чемпионата Томска 1942 года.

На сегодня это единственный военный чемпионат Томска, о котором хоть что-то известно. Но, возможно, и о нем в газетах ничего бы не было, если б не своевременный приезд московского шахматного мастера Николая Рюмина. Прибыв сюда в эвакуацию (и, возможно, для лечения, ведь он уже несколько лет был болен туберкулезом), трехкратный чемпион Москвы активно занялся привычной для себя деятельностью — популяризацией шахмат.

Едва прибыв в Томск, он с конца ноября по декабрь 1941 года провел несколько сеансов одновременной игры, которые неизменно проходили при большом количестве участников и зрителей. И везде одерживал убедительные победы, хотя порой против него играли не только лучшие местные кадры, но и сильные приезжие шахматисты.

Заметная активизация шахматной жизни привела к закономерному финалу — организации в январе 1942 года чемпионата Томска, в котором Николай Николаевич являлся судьей. Во многих городах, где волею военных судеб оказывались мастера, они, как правило, старались принять участие в игре, но с Рюминым ситуация была иная. Уже с 1936 года (то есть с 28 лет) он не мог по состоянию здоровья сражаться в серьезных соревнованиях, перейдя на чисто организационную работу, за успехи в которой в 1940 году был удостоен звания заслуженного мастера спорта. Увы, вскоре после томского чемпионата Николая Николаевича не стало — он умер в 1942 году в Омске.

Судя по всему, критерием для участия в чемпионате было наличие у шахматистов первой категории, и таких в Томске оказалось немного. Начался турнир всего при восьми участниках, но затем добавились еще несколько, в том числе и вчерашний студент Киевского университета 18-летний кандидат в мастера Исаак Липницкий — будущая звезда украинских шахмат, который в итоге и стал победителем.

В Томске он учился в одном из военных училищ, коих немало оказалось в черте города. Специализация у Липницкого была самая что ни на есть боевая — «разведчик», и в годы войны он проявил себя храбрым воином, за что был удостоен четырех орденов и шести медалей. Думается, шахматные навыки — терпение, целеустремленность, интуиция, умение анализировать — в немалой степени помогали Липницкому в его сложном военном деле. После войны он стал мастером, дважды выигрывал чемпионаты Украины и даже становился серебряным призером первенства СССР (в 1950 году) — достижение по тем временам очень серьезное.

К сожалению, о других участниках чемпионата сказать что-либо гораздо сложнее, к тому же не сохранилась и таблица соревнования. Мастерами они не стали, а потому грозят кануть в Лету, чего нам, естественно, не хотелось бы. Ведь даже если они себя проявили в других областях, как узнать, что это были именно они? В надежде на то, что Интернет потихонечку входит в каждый дом и позволяет людям находить свои корни, мы публикуем состав участников военного чемпионата Томска.

Но сначала (с помощью нашего московского коллеги Владислава Новикова) мы показали этот список известному международному гроссмейстеру Юрию Львовичу Авербаху, который, будучи на год старше Липницкого, и сам участвовал во многих военных турнирах и даже стал в годы войны мастером. Его пометки в основном и указаны напротив некоторых фамилий.

 

Участники чемпионата Томска 1942 года

  1.    Рюмин Николай Николаевич (1908—1942) — судья чемпионата. Мастер спорта СССР (1931), заслуженный мастер спорта СССР (1940), был ответственным секретарем Всесоюзной шахматной секции.
  2.    Липницкий Исаак Оскарович (1923—1959) — победитель чемпионата. Мастер спорта СССР (1950), шахматный теоретик и литератор.
  3.    Горяинов (Михаил Алексеевич?) — возможно, довоенный новокузнецкий первокатегорник.
  4.    Григорьев — вероятнее всего, томский шахматист, играл и в послевоенные годы.
  5.    Израилев — данных нет.
  6.    Качанов — возможно, московский первокатегорник.
  7.    Кутянин Юрий Федорович — глухой шахматист, соавтор Я.Эстрина по книге «Защита Грюнфельда» (1959). Московское общество глухих в течение многих лет проводило турниры его памяти.
  8.    Мелас — возможно, тот самый, что был в предвоенные годы в руководстве Всесоюзной шахматной секции.
  9.    Минутко — данных нет.
  10.   Рабинович (Пимен?) — возможно, московский шахматист.
  11.   Тимофеев — данных нет.
  12.   Хованский — данных нет.

Кроме пары фамилий (Мелас, Минутко), все остальные очень распространены, поэтому, не зная инициалов, искать их по базам данных не имеет никакого смысла. Почти все эти люди, скорее всего, были приезжими и либо учились в Томске в военных училищах или на курсах, либо были эвакуированы сюда и работали на военных заводах, либо проходили лечение в госпиталях. И училищ, и заводов, и госпиталей, эвакуированных с Запада, в те годы в Томске было довольно много, так что и это направление поиска вряд ли что-то даст.  Остается надеяться только на родственников упомянутых шахматистов — может, они что-то скажут.

Работая в 1990-е годы на Иркутском заводе радиоприемников (ставшем позднее производственным объединением «Восток», а ныне благополучно почившем в бозе), я хорошо знал начальника одного из цехов Марка Соломоновича Израилева —замечательного человека и довольно сильного шахматиста. К сожалению, после закрытия предприятия я совсем потерял его из виду. И хотя людей с такой фамилией огромное множество, хочется все же надеяться, что наш Израилев мог иметь какое-то отношение к томскому чемпионату, а потому даст о себе знать.

Ждем ваши звонки по телефону:
(3952) 209-604.
E-mail: chess_ns@front.ru.

 

На фото: Судья томского военного чемпионата 1942 года мастер Николай Рюмин;

Победитель чемпионата, будущий мастер Исаак Липницкий 

 

Третий тур конкурса

Фамилии участников, правильно ответивших на первое задание, мы перечислим в следующем понедельничном выпуске.

Третье задание

Белые начинают и дают мат в два хода (срок решения — две недели).


Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону 209-604 каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chess_ns@front.ru.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии