Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Ох уж эти композиторы…

18 Февраля, 2013

 

Выпуск № 6 (470).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 

Нет, сегодня речь пойдет не о Прокофьеве или Ойстрахе, хотя они были прекрасными шахматистами и заслуживают того, чтобы о них и в этом плане вспоминали. Композиторы нас интересуют совсем другие — шахматные. «Проблемисты» (составители задач), «этюдисты» (составители этюдов) или просто обобщенно «составители» — такими понятиями обозначают авторов шахматных произведений уже более века, но издавна существовал и этот «высококультурный» термин — «шахматный композитор».

За годы существования шахмат задачи и этюды составляли, наверное, десятки тысяч людей, из которых сотни вошли в элиту композиторского искусства. Практически в каждой стране были и есть свои кудесники, а там, где существовали сильные композиторские школы, количество классных композиторов исчисляется многими десятками, а то и сотнями. И все вместе они составили миллионы произведений, что свидетельствует о почти безграничных возможностях шахматной доски и фигур. На доске всего 64 клетки, и фигур тоже немного — всего 32. Тем не менее различные вариации задач и этюдов до сих продолжают появляться, хотя очевидно, что когда-то это должно закончиться. Произведения просто начнут дублировать друг друга, что, впрочем, происходило и ранее, но, естественно, не так, как это может происходить в наше время, когда задачи составляют уже не только люди, но и шахматные программы.

Но не по этому поводу мы решили обратиться к композиторской теме. История шахмат любого региона складывается из разных компонентов, одним из самых неизведанных и таинственных как раз и является составительство. Оно и понятно: для того, чтобы придумать задачу или этюд, необязательно участвовать в соревнованиях, состоять в федерациях и вообще с кем-то считаться. Сел, придумал, отправил — вот и весь алгоритм действий. Опубликуют задачу — вот ты уже композитор, нет — составляй другую (или отправляй эту же, но в другую газету или журнал — вдруг где-то проскочит). И никаких над тобой тренеров, советчиков и руководителей, все в твоей власти.

Но очевидно, что раз независимость в этом деле столь велика, то и знать о тебе могут совсем немногие. Нет, произведение могут увидеть сотни и даже тысячи, но лично тебя может из них вообще никто не знать. Ну чем не инкогнито! Вроде есть человек, и даже у всех на слуху, а кто он — пойди найди…

Вот и мы сейчас пытаемся «пойти и найти» тех, кто когда-то выступал на этой необычной шахматной стезе. Увы, совсем уж знаменитых композиторов Иркутск миру не дал, но отдельные его представители все-таки оставили след в истории. Кто-то засветился лишь на региональном уровне, кто-то пошел дальше. Особенно сложно оказалось отыскать тех, кто покинул наш регион или, наоборот, прибыл к нам совсем ненадолго.

К счастью, имена первых местных композиторов нам известны, и, думается, самое время обратить более серьезное внимание на эти личности. А заодно познакомиться и с некоторыми их произведениями, чтобы иметь представление, на каком уровне они составляли. Будем надеяться, что откликнутся те, кому знакомы эти шахматисты, а точнее, их потомки, ведь некоторые из них творили еще в 1920-е годы и вряд ли дожили до наших дней. И скоро небольшую галерею проблемистов и этюдистов Приангарья мы вашему вниманию представим, так как это тоже очень интересный и важный спектр в нашей истории. Ну и, конечно, ждем информации от читателей: может, среди ваших знакомых были подобные люди? Особенно интересуют те, кто начинал это делать в наших краях, а прославился уже за  пределами Приангарья. О таких вообще сложно что-либо говорить — настолько они «засекречены». Вся надежда на вашу помощь.

Ждем ваши звонки по телефону (3952) 209-604.

 

Пятый тур конкурса

Слегка попудрила мозги читателям третья двухходовка нашего конкурса. Красивый ложный след 1. С:d4? сумел некоторых сбить с толку, тогда как выручает другое взятие — 1. К:d4!

Правильно решили Виталий Федорович Грибовский, Александр Михайлович Трескин, Константин Георгиевич Гузок, Евгений Львович Королев, Татьяна Григорьевна Пензина, Игорь Борисович Тетерин, Валерий Ильич Волков, Владимир Сергеевич Романов, Елизавета Багдуева (Хохорск), Василий Николаевич Юрьев, Илья Владимирович Копылов, Анатолий Михайлович Степанцов, Дмитрий Захарович Крюков, Виктор Геннадьевич Кузнецов (Омск), Игорь Ильич Гланц, Ирина Гладких, Николай Ефимович Борисов, Игорь Борисович Кулаков, Евгений Петрович Новоземцев, Николай Серафимович Попов.

К правильно решившим 1-е задание (1. Ф:f7) добавился Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган), а 2-е (1. Фе3) — Ирина Гладких.

Тем временем самая легкая часть конкурса подошла к концу, на очереди трехходовки.

 

Пятое задание

Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения — две недели).

 

Матч с В.Рубинчиком

На «выходку» коня соперника на королевском фланге наши читатели дружно предложили «симметричный ответ» — вывели своего на g3.

Читатели «БВ» — В.Рубинчик

1. е4 е5 2. b3 Kg6 3. Kg3.

Ход черных.

Ждем ваши ответы и предложения ходов в партии по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону 209-604 каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chess_ns@front.ru.

 

На фото: Наш читатель Иван Николаевич Давыдовский
был одним из самых известных композиторов в иркутской истории

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии