Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Творил сердцем

16 октября, 2023

В культурно-выставочном центре имени Н.К. Рериха в поселке Старая Ангасолка, что расположился в живописном месте на Кругобайкальской железной дороге, открылась персональная выставка самобытного иркутского художника Алексея Васильевича Лукьянчикова. Она приурочена к 90-летию со дня рождения мастера.

Алексей Лукьянчиков родился в алтайской деревне в семье колхозника. Несмотря на тяжелое военное детство, потерю родителей в десятилетнем возрасте, жизнь в детском доме, ему удалось осуществить свою мечту – стать художником. Поработав несколько лет на мебельной фабрике и окончив среднюю школу, он три года служил в армии и довольно поздно, в 25 лет, поступил в Иркутское художественное училище, которое окончил в 1963 году.

2ж.jpg

Трудолюбие, ярое устремление к творчеству и несомненный талант помогли ему стать неординарным и многими любимым художником. Картины Алексея Лукьянчикова никого не оставляют равнодушным, вызывают разнообразныеэмоции, заставляют задуматься, по-иному взглянуть на окружающий мир.

Вот и в этот раз на открытии выставки люди высказывали свое предположение о том, что хотел сказать художник той или иной картиной. Особенно много размышлений было вокруг картин «Миг и вечность» и «Зло придет в моих одеждах».

Немало вопросов было по поводу картин с изображением старинного Иркутска: «Что за великолепный собор изображен на полотне? Где он находится? Какова история его строительства? Каковы причины его уничтожения?» Речь шла о Казанском кафедральном соборе, который находился на Тихвинской площади (сквер им. Кирова) и был взорван в 1932 году. Ныне на его месте находится здание правительства Иркутской области.

Рассматривая картины дореволюционного Иркутска, люди удивлялись тому, сколько храмов различных конфессий было в нем, каким он был красивым и благостным.

Зрители отмечали, что радость и любовь к природе и людям чувствуются в картинах «Медовый месяц», «Красна девица», «Купание солнца», «Первые цветы», «Утро», «Лето». А картина, где изображена сцена отдыха жителей Иркутска на берегу Ушаковки, вызвала у пожилых посетителей ностальгическое чувство.

Алексей Васильевич писал в реалистической манере, хотя ему не был чужд некий романтизм, особенно в акварельной живописи, где чувствуются лиризм, нежность, легкая грусть. К сожалению, эти картины редко выставляются.

Темы, которые затрагивал художник в своем творчестве, – это Великая Отечественная война, нелегкая судьба победителей, призыв к бережному отношению к природе, дореволюционный Иркутск, жанровые темы, его современники и противоречивое, неоднозначное время перестройки. Во всех его картинах чувствуется огромная любовь к Родине и ненапускное чувство патриотизма.

3ж.jpg

Хочется отметить еще одну грань таланта Алексея Васильевича – он был незаурядным журналистом. Много лет он сотрудничал с газетой «Восточно-Сибирская правда», где печатал свои статьи об искусстве и людях искусства. Друзья по перу отмечают эрудицию, смелость, глубину мысли в его очерках и философских эссе.

Алексей Васильевич 20 лет работал художником-дизайнером в проектно-изыскательском институте «Иркутскгипродорнии». Многие картины он посвятил своим сослуживцам, которые и по сей день сохраняют о нем память в своих сердцах.

Художника нет с нами уже 21 год. Он ушел 26 июня 2002 года после тяжелой болезни, но его картины, его нетривиальное творчество по-прежнему будоражат наши сердца, заставляют задуматься о смысле жизни, о добре и зле, о любви и ненависти. До тех пор пока мы помним о нем, пока нас трогает его искусство, он жив, он с нами.

Ждем вас в нашем музее, чтобы вы смогли сами оценить живопись мастера.

Любовь Дорохина, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии