Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Трезвый отчет — норма жизни

02 июня, 2011

 


 

Депутаты потребовали от министров докладывать только реальные цифры

В наступившем месяце Законодательное собрание Иркутской области планирует провести две сессии, 8 и 29 июня, с тем, чтобы перед продолжительными парламентскими каникулами рассмотреть все накопившиеся вопросы, внести поправки в действующий бюджет и без всяких отложенных в долгий ящик задач уйти в отпуск до сентября. Одной из самых многообещающих тем июня станет отчет правительства Иркутской области о положении дел в регионе и работе, проделанной исполнительной ветвью власти в последние несколько месяцев. Предварительно отчет — и общую часть, и доклады профильных министерств — депутаты заслушают в ходе заседаний комитетов и комиссий, чтобы составить первое впечатление, сформулировать вопросы и получить на них развернутые ответы. Одно из первых таких заседаний провел 31 мая комитет по законодательству о сельском хозяйстве, природопользовании и экологии.

Вся королевская рать

В работе комитета приняли участие как никогда много сотрудников правительства: от руководителя аппарата губернатора и правительства Александра Лобакова до заместителей министров включительно. Со стороны Законодательного собрания присутствовали не только члены комитета Юрий Фалейчик, Дмитрий Красноштанов и Гавриил Франтенко, но и председатель комитета по бюджетной политике Сергей Курилов, который заранее предупредил членов правительства, что будет присутствовать на заседаниях всех без исключения комитетов, где будут рассматривать отчет. Если Сергею Курилову удастся при этом не только задавать разные вопросы, но и получать каждый раз новые, все более точные ответы, опыт можно будет признать крайне полезным.

Александр Лобаков предупредил депутатов, что в будущем на заседания постарается приходить еще и заместитель губернатора — министр экономического развития Сергей Аникеев, и только важная для области встреча (с министром экономического развития Российской Федерации Эльвирой Набиулиной, посвященная особой экономической зоне) помешала ему прибыть и в этот день.

Вместо министра Аникеева с основным докладом по тексту отчета выступил его заместитель Руслан Ким, который сразу предупредил, что не собирается читать весь текст доклада: все-таки 33 страницы — это много. Те общие сведения, которые замминистра счел нужным сообщить присутствующим, начинались с трех основных задач, которые правительство решало в последние два года: преодоление последствий экономического кризиса, выполнение всех социальных обязательств области в соответствии с законом об областном бюджете, создание условия для стабильного экономического роста в соответствии с программой социально-экономического развития области.

 

Несмотря и вопреки

Хотя Руслан Ким обещал не читать текст доклада, формулировки, звучавшие в его выступлении, создавали впечатление, что заместитель министра либо обладает фотографической памятью и помнит текст дословно, либо все-таки подглядывает одним глазом в документ. Так, он сообщил, что, «несмотря на сохранение кризисных явлений в экономике и социальной сфере Иркутской области, правительству удалось выполнить обязательства перед населением и увеличить объем привлеченных средств из федерального бюджета для решения социально-экономических задач».

Заместитель министра заявил, что, благодаря умелому администрированию и несмотря на сохраняющиеся отдельные кризисные явления в экономике области, правительству удалось выполнить все обязательства перед населением, в 2,1 раза сократить объем государственного долга области и сократить расходы на его обслуживание с 2 млрд до 650 млн рублей в год. По подсчетам правительства, на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт было направлено более 29 млрд рублей; из федерального бюджета удалось привлечь более 3 млрд.

Руслан Ким повернул привычную уже тему новой гранью и заявил, что все это потребовало «больших интеллектуальных усилий», чем заставил депутатов напрячь собственные интеллектуальные ресурсы — что имелось в виду? Депутаты были уверены — и даже говорили об этом в ходе сессии 25 мая, — что Иркутская область принимает участие в меньшей части федеральных программ, чем стоило бы, и нужны были определенные усилия и умения, чтобы вписаться в большее количество программ. Замминистра тут же пояснил, что для этого требовалось либо вложить собственные средства областного бюджета (которых и так не густо), либо выполнить какие-то требования, что тоже не всегда получалось. Тем не менее правительство вроде бы довольно достигнутыми результатами: «доля бедности» (довольно невразумительный показатель) сократилась на 4,2 процента; напряженность на рынке труда снизилась до докризисного уровня (1,2 процента безработных); рост тарифов на услуги ЖКХ — по оценке правительства — не превысил 15 процентов к уровню 2009 года и составил всего 12,3 процента.

Руслан Ким заявил, что по ряду направлений — в том числе по росту валового регионального продукта и росту промышленного производства — область даже улучшила свои показатели в сравнении как с докризисным уровнем, так и с соседями по Сибирскому федеральному округу. Приангарью помогли несколько факторов: завершение строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», начало массовой добычи нефти, благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках.

Мы заблудились в срубленном лесу

Много времени правительство в своем отчете уделило лесному сектору. По оценке министерства экономического развития, в 2010 году в области выросло производство пиломатериалов, целлюлозы и других продуктов лесопереработки. В итоге область производит 34 процента всей продукции лесной отрасли в Сибирском федеральном округе. Суммарный объем инвестиций в производство составил в области в 2010 году более 100 млрд рублей (данные без учета вложений в ВСТО), что на 8 млрд больше, чем в 2008 году, и на 35 млрд — чем в 2009-м. Замминистра бодрой скороговоркой напомнил депутатам о других успехах правительства: начавшейся газификации Братска, повышении кредитного рейтинга области, увеличении финансирования программ развития малого предпринимательства и так далее. Говорить о планах правительства Руслан Ким не стал, сославшись на то, что это вне рамок отчета о проделанной работе.

Министр природных ресурсов и экологии Ольга Гайкова в собственном кратком отчете заявила, что, несмотря на рост промышленного производства, в области отмечается снижение уровня загрязнения воды, воздуха и почв. Это стало возможно благодаря выполнению 27 мероприятий в рамках областной программы по защите от промышленных стоков и сбросов. Однако министерство не собирается расслабляться и продолжает решение двух главных экологических задач, стоящих перед областью: ликвидация ртутного загрязнения в Усолье-Сибирском и мышьякового — в Свирске. Если эти задачи будут решены, то Иркутская область окажется первым в России регионом, который справится с такими серьезными проблемами, и наш опыт будет распространяться на другие регионы. Пока же область стала собственником двух программ ликвидации загрязнения, на которые из федерального бюджета на ближайшие пять лет выделено около 700 млн рублей.

Заместитель министра лесного комплекса области Юрий Вельдяев сообщил депутатам, что в 2010 году в области было заготовлено 23,2 млн кубометров леса, в том числе 22,6 млн — на землях лесного фонда и 0,6 млн — на землях министерства обороны. Замминистра заверил депутатов, что в прошлом году продолжались работы по передаче лесных участков в аренду и был достигнут рост платежей в бюджет, однако конкретные цифры не назвал. Состоялись аукционы по продаже лесного сырья для муниципальных нужд и для сельхозтоваропроизводителей; лесовосстановление выполнено на площади 79,1 тысячи гектаров вместо плановых 74,3 тысячи. За год в области возникло 926 лесных пожаров. Больше это или меньше, чем было в 2009 году, на какой площади погуляли пожары и какой ущерб нанесли — замминистра не уточнил. Агентство лесного хозяйства перечислило за пользование лесными ресурсами в бюджет Российской Федерации свыше 901 млн рублей (126 процентов плана), в бюджет Иркутской области — свыше 348 млн (105 процентов плана). При этом задолженность по платежам на 1 января 2011 года составила свыше 700 млн, причем в бюджет области — более 535 млн.

Лесопромышленный комплекс также увеличил производство — на 16 процентов в среднем; на 12 процентов — по пиломатериалам; на 26 процентов по ДВП и ДСП; на 25 процентов — фанеры. Единственный показатель, по которому производство снизилось, — картон: его произведено на 0,5 процента меньше, чем даже в кризисном 2009 году. Налоги от лесопромышленного комплекса составили 2,94 млрд рублей, что составило 205 процентов к уровню 2009 года. Грузооборот лесной продукции, судя по имеющейся у министерства информации, снизился на 47 процентов; при этом на 25,6 процента вырос экспорт пиломатериалов (более 3 млн кубометров), а вот экспорт круглого леса снизился на 7,1 процента (5,2 млн кубометров).

Депутаты приняли выступление заместителя министра как неизбежное огорчение: несмотря на все усилия и правительства, и федеральных структур, лесная отрасль остается источником головной боли, проблем, криминала и едва ли не плановых убытков. Депутаты откровенно предупредили Юрия Вельдяева, что во время сессии к нему и его руководителю — недавно назначенному министром Николаю Пенюшкину — будет очень много вопросов.

 


— Можно сказать, — процитировал депутат Романов текст правительственного отчета, — о снижении напряженности на рынке труда. А можно перевести на нормальный язык и сказать, что возросла смертность населения в трудоспособном возрасте. Можно сказать, что закрыто 17 малокомплектных школ. А можно — что приобретено 17 автобусов для перевозки школьников в райцентр. Классный будет отчет! Вы тут говорили, что рост стоимости тарифов ЖКХ не превысил 12 процентов, а у нас есть данные, что они выросли на 40 процентов, губернатор в Ангарске говорил о 47 процентах, поступают сообщения про рост в два раза. Как мы считаем-то? В среднем по области? Министр сельского хозяйства говорит, что главная проблема у него — нехватка кадров, при этом на селе проживают 98 тысяч трудоспособного населения, а занято 35 тысяч. Какие вам еще кадры? Они у вас самозанятые, натуральным хозяйством занимаются? Хотелось бы весь отчет перевести на понятный язык.
 

 

Вот и поговорили

Выслушав доклады министров, депутаты перешли к вопросам, и вот тут стало понятно, что исполнить все пожелания и устранить все замечания к 8 июня правительство вряд ли успеет. Сергей Курилов, в частности, потребовал рассказать, когда область выйдет по основным параметрам финансирования областных программ на уровень 2008 года.

— Если у нас идет такой устойчивый рост, — пояснил свою мысль депутат, — и налоговые поступления, и валовый региональный продукт, то когда же мы вернем все то, что срезали с социальных программ и программы поддержки сельского хозяйства? Если мы не восстановим программы, которые научная общественность обосновала, правительство разработало, а мы приняли, то о каком переходе на программно-целевой метод можно говорить?

Юрий Фалейчик поддержал коллегу и напомнил министрам, что программа поддержки сельского хозяйства была урезана в четыре раза, а программа лесовосстановления — «до смехотворной суммы», да и то средства идут не на лес, а на поддержку питомника — «только чтобы он не умер».

Небольшой на первый взгляд  вопрос Гавриила Франтенко о размере кредитного процента, под который в области можно получить средства на развитие производства, вызвал продолжительную дискуссию. Для начала Александр Лобаков и Юрий Фалейчик единодушно пришли к выводу, что представителя министерства финансов нужно приглашать на все заседания комитетов, где будет рассматриваться отчет правительства. Затем депутаты сделали логичный шаг и предложили чиновникам готовить ответы по единому алгоритму, а не как бог на душу положит — одно министерство говорит о проблемах, другое — о достижениях, у третьего в отчете сплошные цифры, у четвертого — цифр нет вообще. Представители правительства попросили депутатов подготовить такой алгоритм, а приглашенные, жавшиеся по углам тесного кабинета, только диву давались: так у них и плана отчета до сих пор нет!

Депутат Антон Романов развил тезис о недостатках отчета в целое показательное выступление. Он сообщил, что, по его представлениям, правительство должно было рассказывать о проблемах, путях решения, имеющихся средствах и установленных индикаторах, свидетельствующих об успешном решении проблемы. Пока же вместо отчета имеем некий пиар-проект:

— Можно сказать, — процитировал депутат текст отчета, — о снижении напряженности на рынке труда. А можно перевести на нормальный язык и сказать, что возросла смертность населения в трудоспособном возрасте. Можно сказать, что закрыто 17 малокомплектных школ. А можно — что приобретено 17 автобусов для перевозки школьников в райцентр. Классный будет отчет! Вы тут говорили, что рост стоимости тарифов ЖКХ не превысил 12 процентов, а у нас есть данные, что они выросли на 40 процентов, губернатор в Ангарске говорил о 47 процентах, поступают сообщения про рост в два раза. Как мы считаем-то? В среднем по области? Александр Степанович (Кириленко, министр сельского хозяйства. — ///Авт.///) говорит, что главная проблема у него — нехватка кадров, при этом на селе проживают 98 тысяч трудоспособного населения, а занято 35 тысяч. Какие вам еще кадры? Они у вас самозанятые, натуральным хозяйством занимаются? Хотелось бы весь отчет перевести на понятный язык.

Юрий Фалейчик завершил дискуссию констатацией: пока форма отчета не прописана в законе Иркутской области, депутатам придется принять отчет в любой форме, которая нравится правительству. Пока обсуждение будет продолжено в комитетах и комиссиях, а депутаты будут думать над тем, какая форма отчета им нужна.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Рисунок Ильи Клычева, «Байкальские вести» 

 

 

 


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии