Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Пахать и сеять, доить и забивать

06 июня, 2016

Провести инвентаризацию невостребованных земель; проконтролировать обеспечение сельхозпроизводителей кормами для скота на предстоящую зиму; создавать объединения сельхозпроизводителей — с такими рекомендациями обратились к правительству Иркутской области участники круглого стола «Обеспечение внутреннего рынка отечественным продовольствием», организованного комитетом по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания 31 мая. В работе круглого стола приняли участие заместитель председателя ЗС Кузьма Алдаров, руководитель службы потребительского рынка Сергей Петров, областной министр сельского хозяйства Илья Сумароков, руководители крупнейших агропредприятий и представители муниципальных образований области.

Как накормить область

Открывая заседание круглого стола, Кузьма Алдаров напомнил участникам о сложившейся в области непростой экономической ситуации. Президент РФ ставил перед отечественными сельхозпроизводителями задачу сначала обеспечить внутренний рынок, а в будущем — стать ключевым экспортером продовольствия в мире. В прошлом году объем экспорта из России увеличился, но в Иркутской области задача удовлетворения внутреннего спроса пока не решена.

— Мы все еще сильно зависим от импорта и продуктов, ввезенных из других регионов. Нам нужно более 200 тыс. тонн овощей, около 300 тыс. тонн молока. Около 30 процентов потребленного мяса мы ввозим из соседних регионов. Молока нам почти хватает, но значительная часть молока производится в личных подсобных хозяйствах, и его качество не отвечает нормам, очень много молока мы ввозим из Красноярского края. Кроме того, производство молока неровно распределено по районам. Тепличные хозяйства у нас устарели, нужна реконструкция. Министр сельского хозяйства расскажет нам об инвестиционных проектах в этой сфере.

Если говорить о таком показателе, как удельный вес расходов семьи на продукты, — в Бразилии, например, средняя семья тратит не более 16 процентов, в Швеции и Финляндии — не более 7—8 процентов. В России, по последним данным, от 35 до 40 процентов. Это говорит в первую очередь о доступности отечественных продуктов. Условия у нас непростые, но мы должны думать о расширении производства и оказании помощи сельхозпроизводителям. Импульса для развития те суммы, которые у нас выделяются, не дают, можно только поддержать существующий уровень, — признал Кузьма Алдаров.

Руководитель службы потребительского рынка Сергей Петров рассказал, что в 2015 году объем торговли в Иркутской области достиг объема в 6 млрд рублей, что несколько меньше, чем в 2014 году. В 2016 году тенденция сохраняется, хотя сокращение объемов торговли идет более медленными темпами. По мнению Сергея Петрова, главная причина — сокращение реальных доходов населения, формирование «экономной» модели поведения, при которой предпочтение отдается товарам первой необходимости, и в первую очередь — продовольствию.

По оценке службы, объем продажи сахара и картофеля сохранился на прежнем уровне; продажи хлеба, чая, кофе и макарон увеличились, продажи мяса и кондитерских изделий сократились. В Иркутской области каждый год вводят около 100 тыс. квадратных метров торговых площадей, в результате чего обеспеченность населения торговыми площадями существенно превышает средний показатель по России. В области проводятся многочисленные ярмарки, работают несколько сетевых компаний, в ассортименте которых до 80 процентов продуктов — только отечественного производства.

Произвести можно — кто купит?

Министр сельского хозяйства Илья Сумароков напомнил, что в федеральном бюджете произошло перераспределение средств: больше денег выделяется на приоритетные инвестиционные проекты – вследствие чего не все регионы могут подтвердить свои заявки. Иркутская область сформировала два пакета заявок: один будет подан в 2016 году, вторую часть подготовят к концу года, и средства по ней будут поступать в 2017 году. По мнению Ильи Сумарокова, федеральное правительство всерьез переориентировалось на работу с сельским хозяйством, потому что выручка от экспорта продовольствия сравнялась с выручкой от экспорта оружия и нефтегазовых ресурсов.

— У нас есть большие перспективы, хотя по потреблению некоторых видов продуктов мы не достигли рациональных норм: по мясу — 90 процентов, по молоку — 59, по яйцу — 127 процентов. Самообеспеченность по мясу у нас более 50 процентов, по яйцу — 167 процентов. Объемы ввоза постоянно увеличиваются, большая часть производства в самой области приходится на личные хозяйства, но товарность этого производства — около 4 процентов, все произведенное потребляется в собственном хозяйстве. Производство мяса крупного рогатого скота у нас сократилось на 10 процентов, производство свинины увеличилось на 7—8 процентов. Происходит это из-за снижения рентабельности. Нам необходимо внедрять интенсивные методы ведения хозяйства, вести грамотную племенную работу, — признал министр. — Мы приобрели десятки племенных животных лучших пород. Посевные площади в 2016 году увеличились на 11 тыс. гектаров. Очень непростая ситуация с теплицами: у нас в области всего 16 гектаров действующих теплиц.

Министр вынужден был признать, что политика правительства области в прошлые годы была организована таким образом, при котором значительная часть субсидий на сельское хозяйство оседала в карманах посредников. В 2015 году, например, по оценке Ильи Сумарокова, из-за нехватки торговых мест для сельхозпроизводителей на рынках и в магазинах посредники получили около 2 млрд рублей, выделенных, вообще-то, на развитие сельского хозяйства.

Правительство постарается изменить ситуацию таким образом, чтобы в области был создан и начал работать оптово-розничный центр, который будет заниматься переработкой сырья, предпродажной подготовкой и рознично-оптовой продажей. В идеале ОРЦ позволит любому сельхозпроизводителю выйти на рынки соседних регионов. Субсидия на создание ОРЦ будет получена из федерального бюджета.

— Создание такого центра стало бы большим шагом к цивилизованному рынку сельхозпродукции, — заявил министр.

Нужно сберечь покупателя

Председатель Совета директоров ООО «Иркутский масложиркомбинат», депутат ЗС Дмитрий Баймашев сообщил, что работающие в области предприятия — флагманы отрасли работают «достаточно успешно», рост производства составляет по 10—15 процентов. Рентабельность производства при этом падает, потому что цена на мясо птицы не менялась три года, а покупательная способность населения неуклонно падает.

— Заказные материалы федерального телевидения о местных магазинах играют большую негативную роль. Доверие покупателей к местным производителям падает, спрос падает, доходы падают. К федеральным сетям войти трудно, у них свои поставщики из других регионов, есть свои торговые марки. У ИркМЖК более сотни собственных магазинов, еще с сотней есть договоры о сотрудничестве. Средний чек только за этот год сократился на 10—15 процентов, хотя количество покупателей остается на прежнем уровне. Тут ничего не сделать: доходы населения сократились на 8 процентов в реальном исчислении, — признал Дмитрий Баймашев. — У нас постоянно идут споры и суды с налоговыми органами, сейчас вводятся дополнительные ограничения по торговле алкоголем — это дополнительные расходы, из-за которых с рынка уйдет значительная часть малого бизнеса. Нам нужно думать о сбережении покупателя: нестабильность в политике, сейчас вот эти скандалы с вузами — это же все уезжают наши покупатели. Снижаются объемы торговли везде, особенно на рынках. А там были очень хорошие результаты, например, в Ангарске рынок «Народный» — очень хорошая форма работы, которая себя далеко не изжила.

Дмитрий Баймашев напомнил, что в Иркутской области есть собственная товарная марка, требуются дополнительные усилия для ее продвижения и популяризации. В то же время сельхозпроизводители и переработчики готовы идти на внешний рынок — например, в Монголию и Китай, даже во Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии, но до сих пор никто из наших производителей не увидел ни приглашения, ни поддержки от государства. Каждому предприятию по отдельности невозможно пробиться на внешний рынок, поэтому большие надежды возлагаются на министерство сельского хозяйства, которое должно провести производственное зонирование региона, определить, в каком районе какое производство будет развиваться, и окажет помощь в продвижении на внешние рынки.

Председатель Совета директоров ООО «Саянский бройлер» (и кандидат на мандат депутата ЗС, освободившийся в округе № 16 после досрочного сложения полномочий Виктором Кругловым) Владислав Буханов заявил, что в стране есть тренд на потребление отечественной продукции — вплоть до вин по 100 евро за бутылку:

— Сегодня наша задача не вступать в конкуренцию с федеральными сетями, но нужно рассказывать о преимуществах произведенного здесь. Наше преимущество в логистике: мы можем отследить любой местный магазин, а привозное — не всегда. Да, оборот у нас не растет, но мы не можем войти в бюджетные сети, в бюджетные учреждения. Проблема в том, что на выделенные деньги нельзя качественно накормить детей, больных и так далее. Мы сколько угодно можем говорить, что масло не может стоить менее 50 рублей, но его все равно будут пропихивать и будут уверять, что это не пальмовое масло.

Нужно вести пропаганду здорового питания, объяснять, что можно съесть меньше, но лучшего качества. Посмотрите, сколько открывается у нас фастфудов, — и это востребовано. Но мы должны с этим бороться. Мы работаем в региональных сетях, и я бы хотел записать в рекомендациях: нужно собрать статистику — сколько работает в пищевой промышленности, сколько мы все платим налогов и сколько создано рабочих мест. Без этого мы никогда не докажем, что жить в регионе нужно и что это выгодно. Наша территория не до конца используется, — заверил участников круглого стола Владислав Буханов.

В резолюцию круглого стола и без его предложений вписали три страницы рекомендаций. Многие эти рекомендации — как, например, призыв провести анализ качества питания в учреждениях министерства здравоохранения, образования и социальной защиты — повторяются в документах ЗС уже не в первый раз. Другие — в первую очередь направленные на развитие идеи об оптово-розничном центре — выглядели относительно свежо.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии