Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

По борьбе с незаконной заготовкой и саботажем

11 апреля, 2016

В рамках борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины на территории региона правительство Иркутской области провело 1 апреля межведомственное совещание. В работе совещания, которое провел председатель правительства области Александр Битаров, приняли участие начальник Следственного управления по Иркутской области Андрей Бунёв, заместитель губернатора Виктор Кондрашов, заместитель председателя Законодательного собрания и председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров, врио начальника Главного управления МВД по Иркутской области Олег Кнаус, начальник регионального УВД на транспорте Виктор Кобась, представители таможни, Росприроднадзора, прокуратуры, Торгово-промышленной палаты и других заинтересованных ведомств.

Лес рубят — отчеты летят

Открывая заседание, Александр Битаров напомнил: главная задача – активизировать работу всех ведомств, наладить взаимодействие и полную координацию всех усилий.

— Мы должны полностью легализовать всю лесную деятельность. Для этого необходимо составить реестр всех недобросовестных лесопользователей и создать такие условия, в которых они не смогли бы работать. Полностью использовать современные средства борьбы, возобновить и расширить взаимодействие с лесной биржей, сделать формирование цены на лесную продукцию прозрачным. Мы должны декриминализовать лесную отрасль, — подчеркнул Битаров.

В повестке дня значились пять докладов, на каждый из которых отводилось не более 15 минут. Начальник отдела экологии администрации Иркутска Наталья Ступина рассказала о борьбе с незаконными рубками на территории областного центра. Решением городской думы в Иркутске выделено десять лесных массивов общей площадью 5,3 тыс. гектаров. Пик рубок в лесах пришелся на конец 2014 – первую половину 2015 года. За это время было вырублено несколько тысяч деревьев, в основном сосен, ущерб оценен в 120 млн рублей. В 2015 году было заключено семь контрактов с казачьими организациями (по 100 тыс. рублей каждый) на круглосуточное патрулирование — маршруты проложены по дорогам и даже лесным просекам. Результаты этой работы администрация оценивает как достаточно эффективную. В 2015 году было выявлено 30 фактов незаконных рубок, возбуждены уголовные дела, изъято более тысячи стволов деревьев и несколько тракторов.

— Администрация города планирует в 2016 году провести проверки тупиков для отгрузки леса, а на местах незаконных рубок провести лесовосстановительные работы. Расходы на охрану лесов от рубок и пожаров постоянно увеличиваются, — отметила Наталья Ступина.

Заместитель мэра Иркутского района Георгий Пур рассказал о борьбе с заготовкой леса на территории, которая, по общему мнению жителей области и правоохранительных органов, считается наиболее пострадавшей от незаконных рубок. По оценке администрации, 73 процента территории района покрыто лесом — но теперь, вероятно, эту оценку придется пересмотреть, потому что незаконная заготовка поразила сразу несколько лесных участков. С 1 января по 21 марта 2016 года только в одном из трех лесничеств района было зафиксировано более 130 сообщений о незаконных рубках, возбуждено 65 уголовных дел, более 30 раскрыто. Изъято более 20 грузовиков и 7 легковых автомобилей, десятки бензопил и сотни кубометров леса. Ущерб оценивается в 95 млн рублей. В Иркутском лесничестве, ближайшем к областному центру, зафиксирована незаконная заготовка леса в объеме более 2,5 тыс. кубометров.

— На наш взгляд, в последние два месяца сложилось хорошее взаимодействие с Агентством лесного хозяйства, настоящий прорыв совершен в тот момент, когда были запрещены так называемые санитарные рубки. Большую проблему представляют пилорамы — в рамках всего одной проверки было найдено шесть пилорам, пять из которых признаны незаконными. Но через несколько дней пришел протест прокуратуры. Мы составили план проверок пилорам, но прокуратура его не согласовала. На сегодня у органов местного самоуправления нет полномочий для борьбы с незаконными рубками в полном объеме, — отметил Георгий Пур.

«Чувствую наше бессилие»

Начальник управления экономической безопасности ГУ МВД по Иркутской области Павел Герасимов подвел итоги работы своего подразделения за 2015 год. С мест незаконных рубок было изъято более 53 тыс. кубометров леса, возбуждены десятки уголовных дел — в том числе против руководителей контрольно-ревизионных органов по признакам преступлений коррупционной направленности. Общий ущерб от расследованных дел оценивается в 3,5 млрд рублей, а возмещено не более 58 млн. Ключевым звеном в решении этой проблемы Павел Герасимов считает деятельность пунктов отгрузки леса.

— Пока, надо признать, эффекта от нашей деятельности нет. Особую сложность представляют железнодорожные тупики, контролировать которые мы не можем, — всего в области около 3 тысяч пунктов отгрузки, и проверять все подряд мы не можем. Привлекали к работе казачество, Общероссийский народный фронт, местные администрации, вскрыли несколько групп. В Иркутском районе, например, сейчас идет следствие по делу группы из 22 человек, которые на протяжении десяти лет  контролировали почти всю незаконную заготовку леса. Обратный пример — Чунский район. Поступил сигнал — там выявили незаконную заготовку 12 тыс. кубометров леса, но информация пришла только через полтора года после совершения преступления! Мы создали группу, которая будет работать только по Чунскому району, он сейчас наиболее проблемный в области, — сообщил Павел Герасимов.

После третьего доклада Александр Битаров предложил перейти к обсуждению. Иркутская область, напомнил председатель правительства, отстает от всех регионов Сибирского федерального округа: суммарный ущерб от незаконной заготовки по всему СФО оценен в 5 млрд рублей — из них 3,5 млрд в Иркутской области.

— Виктор Иванович, — сказал Битаров, обращаясь к Кондрашову, — мы с вами работаем в правительстве уже полгода. Все уже поняли, что главная проблема — это пункты отгрузки. Что нужно сделать, чтобы их стало меньше? В Красноярском крае эта работа была проведена, пунктов отгрузки всего около трех десятков — зато и налоговая отдача, и доходы лесной отрасли на порядок выше. Я бы хотел, чтобы мы в течение месяца приняли реальный план борьбы. Какие законодательные акты для этого нужны? Давайте выясним, кто противодействует. Губернатор против дополнительных пунктов отгрузки, я против, правоохранительные органы против – кто же мешает? Давайте озвучим эти имена. Даю вам, Виктор Иванович, и Агентству лесного хозяйства месяц на подготовку плана.  

Участники совещания высказали несколько противоречивых суждений. Одна версия состояла в том, что почти все места отгрузки работают без разрешительных документов и туда просто нельзя войти — с юридической точки зрения их нет, как нет и владельца или юридического лица, на которое можно наложить штраф. В Красноярском крае пункты отгрузки закрывали за нарушение природоохранного законодательства, и Агентство лесного хозяйства сейчас изучает документы, разработанные соседями, чтобы на их основе подготовить областной закон. Еще один путь — тотальная проверка пилорам.

Виктор Кондрашов согласился с тем, что борьба с незаконными заготовками начинается с правительства, но, по его мнению, различные ведомства занимаются «мягким саботажем»:

— Могу показать переписку за три месяца, все наши предложения заворачивают, ищут отговорки. Есть список крупных заготовителей, все более 100 тыс. кубометров. Там целые кланы, везде китайский капитал, все лица известны. Вся незаконная заготовка там, не надо ловить мелочь по лесам — бить надо в голову. Там нет никаких налоговых поступлений, а возврат из бюджета области они требуют на 650 млн рублей. По пунктам отгрузки: надо попытаться при помощи Ростехнадзора и железной дороги закрыть тупики. Они, конечно, перестроятся, но что-то мы успеем. Биржу пытались настроить два раза. Заставили лесхозы выставить 250 тыс. кубометров, продали 70 тыс. — цена поднялась в два раза. Средний уровень лесхозов пронизан коррупцией. Для перевозки леса нужно сделать разовые талоны: один раз перевез, отчитался в Агентстве лесного хозяйства и талон сдал. По городским лесам — они не входят в ведение агентства, но скажу: в свое время мы купили квадроциклы и снегоходы, наладили патрулирование. Если у вас успели вырубить 3,5 тыс. деревьев — это не заметить невозможно, значит, было ваше бездействие. По поводу конфискованной техники — нужно сделать, чтобы ходили ее забирать вечно, чтобы она там заржавела и пришла в негодность.

Кузьма Алдаров заявил, что Законодательное собрание готово рассмотреть любые инициативы, но сразу же перечислил те подводные камни, которые он увидел в предложениях Григория Пура и других выступающих. Представитель ВСЖД Александр Черных напомнил, что лесная продукция составляет 26 процентов всех грузов, перевезенных по железной дороге. У железнодорожников есть предложения по упорядочению отгрузки и контроля, они готовы ограничить количество пунктов отгрузки — но их на самом деле не так много. Когда говорят о трех тысячах, то это пункты приема леса.

Механизм есть

Олег Кнаус предложил сосредоточить все усилия на одном районе — Чунском, раз уж все участники совещания признают его наиболее проблемным:

— Давайте займемся именно этим районом. Никакого труда не составляет проверить: если человек получил разрешение на заготовку 125 кубометров леса на личное строительство, то где построенный дом? Если дома нет, в действиях гражданина есть все признаки уголовного преступления «мошенничество». Что касается пунктов приема и отгрузки — я уверен, что там все завалено щепой, кривые рельсы, и это состав либо административного, либо уголовного преступления в сфере экологии. В рамках уже действующего законодательства можно завести множество дел. Предлагаю сразу после этого совещания выделить от каждого ведомства представителей и взяться. Мы это обкатывали, мы с Кондрашовым так «шанхайку» в Иркутске закрыли: 15 лет она работала, потом две недели в ежедневном режиме под руководством прокурора — и нет «шанхайки».

Руководитель СУ СК Андрей Бунёв согласился, что «с уголовными делами проблем не будет, управление готово помочь». Проблема в отсутствии контроля и взаимодействия. Нужно ежемесячно проводить совещания на уровне председателя правительства и проверять, кто как работает.

Закрывая дискуссию, Александр Битаров дал поручение создать рабочую группу с привлечением четырех-пяти сотрудников правительства и всех силовых ведомств для разработки нового областного закона о заготовке и транспортировке древесины. К 15 апреля должен быть готов законопроект, и правительство соберет новое совещание в том же составе для проверки итогов работы. Виктору Кондрашову поручено подготовить и озвучить список сотрудников правительства, которые саботируют борьбу с незаконной заготовкой леса. Эти люди будут уволены.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии