Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тройка, семерка, Пушкин

18 июня, 2019

В Иркутске открылась выставка «Играем "Пиковую даму"», посвященная 220-летию великого русского поэта

Нынешний год, объявленный в России Годом театра, ознаменован сразу двумя важными датами, связанными с Александром Сергеевичем Пушкиным. В этом году исполняется 220 лет со дня рождения поэта, а также 185 лет со дня выхода в свет его повести «Пиковая дама». В иркутском Доме-музее Волконских в день рождения Пушкина, 6 июня, открылась выставка «Играем "Пиковую даму"», посвященная произведению, ставшему основой для шедевра мировой оперной сцены.

В Доме-музее Волконских уже более года работает региональный центр Всероссийского музея А.С. Пушкина Санкт-Петербурга. Ко дню рождения поэта сотрудники пушкинского музея привезли в Иркутск более тридцати подлинных экспонатов уникальной коллекции, ставших украшением выставки. По словам директора Иркутского музея декабристов Елены Добрыниной, значительная часть выставки также представлена предметами из музея и костюмерной Иркутского драмтеатра имени Н.П. Охлопкова, который поставил «Пиковую даму» в 2012 году.

4-1.jpg

– Конечно, сейчас карточная игра не имеет того значения, как в русской культуре XIX века. Нет уже соединения несоединимого в метущихся душах героев своего времени: высоких порывов и порочной страсти. Никогда уже рука гения не потянется к перу для написания нового «Графа Нулина», чтобы рассчитаться с карточным долгом – «долгом чести». Когда мы приезжаем в другой город, стараемся охватить как можно больше музеев, и зачастую не хватает времени на раритеты, требующие внимательного изучения. Мы бесконечно благодарны сотрудникам Всероссийского музея Пушкина за предоставленную нам возможность подробно ознакомиться с уникальными раритетами русской культуры XIX столетия, – отметила директор музея.

Ощущения, атмосферы былых времен открытию выставки добавило исполнение солистами иркутской филармонии знаменитой партии из оперы «Пиковая дама», написанной Петром Ильичом Чайковским на либретто брата композитора – Модеста Чайковского – «Уж полночь близится, а Германна все нет». После чего гости музея отправились на экскурсию по экспозиции, которую провела директор мультимедиа-центра Всероссийского музея А.С. Пушкина Ирина Розина.

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул деньги, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Прототипом этой бабки послужила известная в московском обществе «усатая княгиня» Наталья Голицына, урожденная Чернышева, мать московского губернатора, светлейшего князя Дмитрия Голицына, и внучка Андрей Ушакова – начальника розыскной канцелярии времен Анны Иоанновны.

Путешествие в мир Пушкина, театра и графики начинается с портрета Натальи Петровны, который до 1917 года хранился в семье князей Голицыных. В 1937 году он экспонировался на Всесоюзной Пушкинской выставке в Москве, а затем стал частью пушкинского музея. Сама Наталья Петровна, будучи одной из самых влиятельных фрейлин при дворе, пережила семь императоров. Она была знакома с творчеством Александра Сергеевича и оставила отзыв о «Кавказском пленнике» в письме Петру Вяземскому. Пушкин познакомился с гранд-дамой в девятилетнем возрасте.

Рядом с портретом Натальи Голициной на выставке размещены главные сокровища музея: подсвечник с двумя футлярами для игральных карт, английские бокалы для бодрящих напитков, бутылка для вина, монеты и бумажные ассигнации, курительная трубка, лорнет, игральные карты и прочие предметы, передающие азартную атмосферу азартных заведений позапрошлого века.

– В дневниковой записи Александр Сергеевич заметил: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княжной Натальей Петровной и, кажется, не сердятся», – рассказала Ирина Розина.

В 1843 году «Пиковая дама» была переведена на французский язык Проспером Мериме. Повесть вдохновляет французских музыкантов и композиторов. По ее сюжету здесь сначала появляется опера, а затем оперетта. В 1890 году опера «Пиковая дама», уже за авторством Петра Ильича Чайковского, появляется на сцене императорского дворца в Петербурге. В зале находится весь столичный бомонд, в том числе и художники.

Очарованные оперой творцы принимаются за иллюстрации пушкинского труда. На выставке представлены подлинники работ известнейших графиков, иллюстрировавших «Пиковую даму». Пожалуй, наиболее среди них известные – серия акварелей Александра Бенуа, созданных в начале XX века. На выставке экспонируются 14 листов, которые стали основой для лучшего дореволюционного издания повести, а также значительным событием в русской художественной жизни.

В 1922 году парижское издательство «Плеяда» заказало иллюстрации к «Пиковой даме» Василию Шухаеву. Сейчас его работы, образцы которых также представлены на выставке, признаются наивысшим достижением художника в книжной графике. Гости усадьбы Волконских также могут ознакомиться с цветными литографиями Николая Тырсы, одного из создателей ленинградской школы книжной графики. Героем иллюстраций, созданных в 1930-е годы, становится сам Александр Сергеевич Пушкин, оказавшийся среди героев «Пиковой дамы».

В экспозицию вошли и эскизы декораций, созданных художниками Игорем Ивановым и Евгением Чемодуровым, на много лет вперед определившие сценографию оперы. Бросается в глаза и костюм танцовщика Николая Цискаридзе, исполнителя партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама».  Повесть, почти двести лет назад созданная Пушкиным по мотивам исторического анекдота, стала путеводной звездой для новых шедевров музыкального, театрального и изобразительного искусства. Выставка будет работать до 6 сентября.

Вадим Мельников, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии