Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Так рождается театр

08 Февраля, 2016


DSC_9579.jpg

22 января в иркутском ТЮЗе имени А. Вампилова состоялась Лаборатория «Твое пространство». Она стала продолжением прошлогодней, но на этот раз была острее и сложнее по форме и задачам. И вот почему. «Лаборатория-2015» проводилась молодыми режиссерами, приехавшими в театр с готовыми концепциями своих отрывков и амбициозными желаниями поставить самый лучший отрывок, который таковым признают и выделят средства на постановку полноценного  спектакля. Все пять отрывков, показанных на прошлой Лаборатории, были удачными, и если бы не экономический  кризис и невозможность поддержать постановки финансово, режиссеров этих отрывков пригласили бы на постановки в ТЮЗ. Но… денег министерство выделить не смогло.

В этом году решение о проведении Лаборатории пришло само по себе, вытекая из сложившихся обстоятельств.

— Если нет денег, значит, будем проводить Лабораторию сами, своими силами, — сказал главный режиссер ТЮЗа Андрей Сидельников. — Я знаю, что многие актеры мечтают о несыгранных ролях, о несостоявшихся спектаклях, а некоторые чувствуют себя немножко режиссерами. Так давайте разовьем эту мечту, дадим актерам возможность раскрыться в новом  качестве и посмотрим, что из этого получится.

А получилось шесть ярких, интересных, неординарных работ, у которых был свой голос, лицо, почерк, свой неповторимый язык. Причем все шесть отрывков были очень разными как по темам, жанрам, так и по стилистике высказывания.

DSC_9674.jpg

Эту свежую и новую идею «АКТЕР-РЕЖИССЕР» поддержал и директор театра, заслуженный работник культуры Виктор Токарев.

— Для чего нам такие Лаборатории? Чтобы услышать отклик, понять, что волнует разные поколения людей, так как мы пригласили на свой просмотр разных по возрасту зрителей, конечно, больше молодых, потому что театр у нас молодежный, нам нужно знать их интересы. Нам хочется найти связь между залом и сценой.

И  актеры, вдохновившись и набравши  в легкие побольше воздуха, с головой «занырнули на глубину», в неведомое для них пространство режиссуры: оставались после репетиций и спектаклей, работая по ночам, собирались у кого-то дома и репетировали, пробовали, искали… Короче, творили.

В роли режиссеров себя заявили Наталия Маламуд, Анжела Маркелова, Вячеслав Степанов, Артем Яцухно, Вадим Карионов и хореограф Владимир Лопаев. Каждый искал свою тему, решив высказать  творческую позицию, свое слово, поделиться размышлениями.

Лаборатория носит название КВЕСТ, т. е. зрители смотрели отрывки не на одном месте, а перемещались с одной площадки на другую. Посмотрев отрывок на  большой сцене, переходили в подвал-трюм, из подвала — в клуб «Элегия», который располагается в помещении театрального буфета, а затем — в пространство Малой сцены, затем снова на большую сцену.

— В этих перемещениях уже было что-то театрально-таинственное, загадочное, когда неискушенный зритель попадал в закоулки какого-то зазеркалья. И сама эта прогулка была как экскурсия в  мир кулис, неведомых запахов, предметов, которые вдруг возникали по пути наших перемещений… Все это было интересно, любопытно, познавательно, а уж когда мы попали под сцену, в самый настоящий подвал театра с соответствующей «атрибутикой», и посмотрели там отрывок из пьесы Мартина МакДонаха «Человек-подушка», который по теме точно вписывался именно в это пространство, то нашему удивлению и восхищению не было предела, — сказала одна из зрительниц на обсуждении, которое проводилось сразу после показов.

— Актерская и режиссерская природа, мышление совершенно разные, но вот их соединение дает порой неожиданные результаты. А потом такие вот проекты сплачивают коллектив, заряжая общей целью, где все стремятся к единому результату, — сказал Андрей Сидельников. — И мы друг про друга много узнаем.

Работали недолго. Было дано три дня, чтобы отрепетировать, создать  набросок, эскиз, и, наверное, никто не ожидал такого результата, который получился.

DSC_9767.jpg

В финале  Лаборатории было проведено зрительское голосование, которое определило лучший отрывок. Им оказался «Человек-подушка» по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Режиссер — Вадим Карионов.

Мартин  МакДонах известен, прежде всего, как автор колоритных абсурдно-бытовых текстов, рассказывающих о жизни ирландского захолустья. В «Человеке-подушке» выступает тонкий психологизм автора, где черный юмор сталкивается с душевными выплесками героев. Вадим Карионов вместе с актерами Филиппом Черным, Ильей Крикуном, Викторией Криницкой и Анной Конончук сумели найти свои ключи или даже отмычки к этому сложному драматургу, сумели найти форму подачи сложного текста, дать атмосферу, облечь содержание в музыку, которая помогала вскрывать внутренние смыслы. Режиссер одел актеров в «неадекватные», но живущие в едином и гармоничном ключе  костюмы, сочинив  вполне внятную, пронзительную историю, которая порой раздражала, порой трогала, утешала, вызывала сочувствие и бередила душу. 

Вторым отрывком  по количеству набранных голосов стал отрывок «Это все она» по пьесе Андрея Иванова.

— При прочтении пьесы «Это все она» я не могла удержаться и не попробовать ее поставить, тем более что выпала такая возможность, — сказала режиссер Анжела Маркелова. — Мне хотелось поделиться с молодым поколением теми мыслями, которые были заложены автором. Пьеса актуальна сегодня, как никогда, поднимающая тему: родители и дети. Молодые люди, взрослея, порой отдаляются, теряя с родителями  контакт, взаимопонимание или уходят в виртуальный мир игры. Упущено время, твой ребенок становится чужим.  Отчего это происходит, в какой момент теряется  связь близких по крови людей до такой степени, что они готовы убить друг друга?

…Режиссер  вместе с актерами Павлом Савиным, Еленой Грищенко, Татьяной Чадиной и Александром Карпенко пытаются пробиться к истине, правде, пытаются найти ответы на эти мучительные вопросы.

Зрители увидели и современное прочтение известной чеховской повести, начиная от самого заглавия «# Дама с @» до тех театральных приемов, которыми воспользовалась в своем отрывке Наталия Маламуд. Отрывок вызвал живейший интерес зрителей и улыбку, где Дама предстает полной противоположностью чеховской Анне Сергеевне — рефлексирующей, трогательной, кающейся и страдающей. У Наталии она — современная женщина, вольная делать то, что хочет, чуть-чуть смущаясь и изменяя с легкой ироничной улыбкой на устах. Ведь место пребывания наших героев — Ялта, где  кружит голову воздух, напоенный пряным ароматом цветущих магнолий, духов и романтических вечеров и где витает легкий флирт курортных романов, кураж, обещания и клятвы, которые утром уже ничего не стоят...

…Наталия Маламуд точно определила задачи актерам Дмитрию Иванову и Анжеле Маркеловой, и они прекрасно справились с ними. Очень тонко и обворожительно вела свою роль Анжела — Анна Сергеевна, не пережимая, не переходя границы, работая в рамках заданного рисунка. Убедителен и брутален был Гуров Дмитрия Иванова — такой самец на отдыхе, цель которого – соблазнять и искушать красивых «задумчивых» женщин.

Зрители смогли увидеть и оценить отрывок из пьесы «Ночь после выпуска» классика советской литературы Владимира Тендрякова, который показал Вячеслав Степанов вместе с актерами Мариной Егоровой, Людмилой Попковой, Михаилом Ройзеном, Николаем Леонидовым, Еленой Ивочкиной, Евгением Старухиным, Николаем Кулебякиным, Любовью Гуньковой, Дарьей Горбуновой, Любовью Сытиной, Александром Карпенко. В этом отрывке персонажи  пытались разобраться и выяснить взаимоотношения со сверстниками, с учителями, с миром, с близкими людьми.  Кто и как выдержал этот экзамен?

DSC_9928.jpg

Артем Яцухно сам написал литературную композицию по письмам и воспоминаниям поэтессы Ирины Одоевцевой о Николае Гумилеве. Поставил и исполнил вместе с актрисой Эльвирой Рагимовой, найдя  оригинальную форму повествования,  теплую интонацию и атмосферу. 

Любопытна была и хореографическая композиция Владимира Лопаева «Книга», который  пластическим языком тела, как выразительным средством, при помощи актеров театра, рассказал о любви к книге, о ее мире, о том, какие богатства она в себе хранит. 

На Лаборатории присутствовал приехавший накануне из столицы  помощник художественного руководителя МХТ имени А. Чехова по спецпроектам, известный театральный критик,  член экспертного совета «Золотой маски» Павел Руднев, который откликнулся на предложение театра посмотреть Лабораторию, дать ей оценку и пообщаться с актерами.  Его очень заинтересовала ее актерско-режиссерская концепция.

— Сейчас по всем театрам страны идет активное «Лабораторное» движение. — отметил он. – У этого движения различные формы, оно решает разные задачи, и это всегда свидетельство того, что театр подвижен, восприимчив, он остро ощущает время. Самая главная из задач подобных Лабораторий — это рекрутинг, привлечение  нового зрителя. После показа отрывков было зрительское обсуждение, и я послушал, что говорит ваш иркутский зритель об увиденном, и это дорогого стоит. Театр доказывает свою эластичность, свою подвижность в стремлении меняться, в стремлении слышать время и делать определенные шаги, открывать для себя новый  театральный язык, новые пространства. И даже если не все из того, что мы увидели сегодня на сцене, будет поставлено по разным причинам, финансовым в первую очередь, все равно это говорит о том, что театр способен мыслить, быть гибким. Лабораторий проводится много, но в первый раз я вижу, что от начала  до конца она сделана самими актерами, и в этом смысле ваш театр пошел по непроторенному пути. Вы попытались из своей среды выделить режиссерские возможности, и это не плохая идея, не лишенная смысла. По крайней мере, половина увиденных отрывков имеет право, на мой взгляд, быть доведенными до полноценных спектаклей. Труппа у вас хорошая и перспективная, поэтому, надеюсь, до новых встреч! 

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных.

На фото: Сцены из спектаклей

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии