Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тогда, на Среднем Западе…

30 мая, 2017

Магия детства — на сцене как в жизни

Найти свой стиль и жанр, адекватный драматургии автора, всегда не просто. И когда это случается, это большая удача театра. Такой удачей стала премьера спектакля «Приключения Тома Сойера» известного американского писателя Марка Твена по пьесе Тимоти Мейсона в постановке Дмитрия Иванова в Иркутском ТЮЗе имени А. Вампилова.

Получилось озорное, веселое зрелище, и, не будет преувеличением сказать, зрелище яркое и изобретательное по форме, потому что спектакль не просто удивляет, он восхищает. Я частенько заходила на репетиции, смотрела отдельные сцены, эпизоды, они были интересными, с любопытными находками, но до поры не склеенными в единое полотно, и поэтому почти до самой премьеры весь спектакль невозможно было представить. И так вплоть до генеральной репетиции.

На утренней премьере зал, включая балконы, был заполнен детьми до отказа, и все это шумело и гудело, как один большой пчелиный рой. Но этот фон смолк с первыми звуками музыки, исключением стали только веселые реплики или реакция на музыкальные сцены, которые зал подхватывал и сопровождал аплодисментами. Стало очевидным, что спектакль «склеился», сросся, сошелся, состыковался очень гладко, без швов и зазоров. В театре случаются такие чудеса!

2.jpg

Конечно, это только со стороны кажется, что все происходит само по себе. Но зритель и должен пребывать в этом счастливом неведении, потому что на сцене все происходит весело, легко, непринужденно, азартно, а труд, долгие репетиции, муки и сомнения остаются за кулисами. Так же, как невидимый труд режиссера и всех технических цехов, то есть всей постановочной команды, во главе которой стоял режиссер Дмитрий Иванов.

Художник-постановщик спектакля Александр Неделько нашел удивительно емкий образ сценической среды, в которой существует маленький американский провинциальный городок Санкт-Петербург, что на реке Миссисипи, в штате Миссури (не путать с русской Северной столицей, что на реке Неве). В нем  живут неразлучные друзья Том и Гек, обожающие свободу, путешествия, малиновое варенье, рассказы об индейцах, таинственные клады, на поиски которых они не боятся ночью идти на кладбище. Они не любят  красить заборы и учить уроки, зато мужественно отстаивают правду и справедливость, если она попирается,  приветствуют свободу, бесстрашие и готовы жертвовать даже жизнью во имя дружбы, братства и товарищества.  В этом же городке живет очаровательная девочка  Бекки, пай-мальчик Сид, заботливая тетя Полли, коварный индеец Джо и многие другие персонажи, с которыми мы встречаемся по ходу действия.

4.jpg

Двухъярусная конструкция из гладко струганных свежих досок переносит зрителя и в маленький пыльный городок Среднего Запада в Соединенных Штатах, и в школьный класс, и в церковь, на городскую площадь, в тюремную каморку, на кладбище и даже служит своеобразным амвоном, с которого священник обращается к пастве. На сцене по первому плану нечто вроде «небольшой реки», в которой  мальчишкам удается «купаться», плескаться, удить рыбу, плыть под парусом, а местным женщинам зачерпывать из нее ведрами воду. Игра воображения, которую включают в зрителях актеры, творит чудеса, и мы безоговорочно верим в то, во что они предлагают поверить. Все это живет, движется, вращается, создавая целый мир: река, дома, пещеры, школа, здание тюрьмы, церковь, ночное кладбище и звездное небо… Ритм спектакля невероятно напряжен, энергичен, насыщен событиями. И хотя действие происходит в середине XIX века, спектакль звучит удивительно современно.

Дети внимательно наблюдают за происходящим, и постепенно их затягивает и погружает игра, создавая определенный настрой, атмосферу, и они активно откликаются на увиденное. Особенно нравятся сценические бои (постановщик Сергей Павлов), драки,  очень активно зал реагирует на веселые народные зажигательные американские танцы в стиле фолк (хореограф Глеб Cеменов), которые составляют часть массовых сцен  и помогают сделать зримыми важные сюжетные эпизоды. Есть дежурное  театральное слово — «массовка», в которой заняты актеры и студийцы театральной студии «АлександриЯ». Но здесь это не массовка, а важнейшая  составляющая часть спектакля, где каждый занятый в ней  несет свое отношение, свою атмосферу. Для экзотики и зрелищности спектакль населен и чернокожими обитателями (исполнители этих ролей — Наталия Маламуд и Павел Польскис), без которых маленькому городку на реке Миссисипи просто не обойтись. 

7.jpg

В спектакле  главного героя Тома Сойера играет студент третьего курса театрального училища Николай Шишкин, который  органично вписался в рисунок спектакля. Он работает с большой отдачей, наполненно,  ярко, энергично и в то же время тонко, с определенной долей лиризма в сценах с Бекки, внося в общую атмосферу спектакля  свой почерк, свою индивидуальность, чем запоминается зрителю. Его закадычного друга Гека играет артист Александр Карпенко, играет азартно, заразительно, темпераментно, с выдумкой и изобретательностью. В совместных сценах за их дуэтом интересно наблюдать, они не боятся импровизировать в рамках заданного рисунка, оттого органичны, всегда умеют находить новые краски.

То же можно сказать и о других исполнителях, например друзьях Тома — Бене Роджерсе (артист Евгений Старухин), Джо Харпере (Павел Савин), которые так изящно и азартно танцуют при покраске забора, выделывая балетные па-де-де, что исполнению  танца мог бы позавидовать даже Цискаридзе. Интересно, с акцентами комедийности выстраивает образ Сида актер Филипп Черный.  Например, когда он размышляет вслух, сказать или не сказать тетушке Полли об очередных проделках Тома, и вопросительно смотрит в зал, дети дружно кричат: «Не говори!». Да, это святая детская вера в предлагаемые обстоятельства, но не так-то просто обратить детей в эту веру, особенно современных, которых трудно уже чем-то удивить. Но они настолько погружены в действие, что уже не отделяют себя от происходящего и живут внутри вместе с героями. И когда Сид, крадучись в ночной рубашке с фонарем, убегает за кулисы, дети вдогонку продолжают неистово кричать: «Ничего не говори!..».

8.jpg

Хороши здесь каждая по-своему в двух составах обаятельная девочка Бекки (артистки Анастасия Чеснакова и Эльвира Рагимова), простодушный Мефф Поттер (Николай Кулебякин), коварный индеец Джо (Сергей  Павлов), доктор Робинсон (заслуженный работник культуры Республики Бурятия Владимир Безродных), тетя Полли (Елена Грищенко и Марина Егорова), шериф Томкинс (Михаил Ройзен), мистер Доббинс (Вадим Карионов), судья Тэтчер (Вячеслав Степанов). И конечно, лицо от автора — заслуженный артист России Владимир Привалов, который ведет основную линию повествования, фиксируя ход событий и по ходу дела знакомя нас то с одним, то с другим героем.

Режиссер Дмитрий Иванов работал с актерами в «режиме легкого хулиганства», что не только допускалось в контексте пьесы, но и требовалось, давая артистам свободу, возможность импровизировать, предлагать, искать характер роли. За частыми по ходу спектакля смешными моментами не упущена и лирическая составляющая, и воспитательная, найдено множество интересных игровых связок. Нет ни одной сцены, которая бы выпадала из общего замысла.

Великолепны в спектакле костюмы Наталии Убрятовой, которые гармонично продолжают общий замысел, точно, в некоторой степени условно, но с чувством меры и хорошего вкуса передают атмосферу, время и место действия пьесы. Герои спектакля будто родились и выросли в них, настолько они ладно и хорошо на них сидят, настолько органичны и естественны. Особую роль в спектакле играет специально написанная музыка Андрея Волченкова, найденное им музыкальное решение, причем вокальные или ансамблевые номера, в которых актеры прекрасно раскрываются, не просто вставлены в контекст и рисунок действия, а естественно и неразделимо живут в нем, стали их частью,.

В общем, если резюмировать все сказанное, то сложился яркий актерский ансамбль, существующий на едином дыхании в четко выраженном рисунке режиссера Дмитрия Иванова, в точной, мастерски придуманной сценографии Александра Неделько, в великолепной музыке композитора Андрея Волченкова, световой партитуре Андрея Участкина. В этом тонком сплетении всех элементов получилось целостное чудо спектакля. А какой потрясающий в спектакле финал, как аплодируют зрители!

Происходящее на сцене настолько легко и в то же время мощно, заразительно, эмоционально, что дети достают телефоны, включают на них огоньки, поднимают руки и  под  ритмичную музыку начинают раскачивать ими в такт. Получается замечательный хоровод рук с десятками огоньков, выражающих солидарность с артистами. А следом звучит энергичная музыка, и маленькие зрители танцуют вместе с актерами, подпрыгивая каждый у своего кресла, в восторге от незабываемого приключения с Томом и Геком. Вот она, магия театра, за которую мы так благодарны создателям сценического чуда.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных.

На фото: Сцены из спектакля «Приключения Тома Сойера»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии