Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Продажа Аляски: как это было

27 марта, 2017

150 лет назад Россия отказалась от своих владений в Северной Америке

Подписание договора о передаче «из рук в руки» состоялось 30 (по старому стилю — 18-го) марта 1867 года. И хотя сам факт превращения северной периферии человечества из российской в «звездно-полосатую» случился через полгода,  юридического пути к отступлению уже не было…

1.jpg

Иркутск – американская столица

Полуостров Аляска и прилегающие к нему острова с 1740-х годов были владением России в Северной Америке. В конце XVIII века дальние земли Российской империи осваивала сначала Северо-Восточная компания Григория Шелихова, а затем, с 1799 года, специально учрежденная монополия —  Русско-американская компания (РАК). Инициаторами ее создания выступили, прежде всего, иркутские купцы, среди которых наибольшую активность проявили Мыльниковы, Мичурины, Дудоровские, Старцовы. Они контролировали не менее половины капитала РАК. До 1801 года, когда главную контору Российско-американской компании перевели в Петербург и наполнили столичной бюрократией, Иркутск, по существу, был столицей Русской Америки. Но и позже роль иркутского купечества в РАК оставалась весомой. 

В начале XIX века Аляска приносила доходы за счет торговли пушниной, однако к середине века стало представляться, что расходы на содержание и защиту этой отдаленной и уязвимой с геополитической точки зрения территории будут перевешивать потенциальную прибыль.

По каким соображениям?

Первым вопрос о продаже Аляски США перед русским правительством в 1853 году поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский. Он утверждал, что потеря американских владений является неизбежной и в то же время позволит укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом нарастающего проникновения Британской империи: «…теперь, с изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши. Нельзя было, однако ж, при этом соображении не иметь в виду и другого: что весьма натурально и России если не владеть всей Восточной Азией, то господствовать на всем азиатском прибрежье Восточного океана. По обстоятельствам мы допустили вторгнуться в эту часть Азии англичанам… но дело это еще может поправиться тесной связью нашей с Северо-Американскими Штатами».

Ни шатко ни валко тема «от России к Америке» обсуждалась в теоретическом ключе почти полтора десятилетия, но перешла в практическую плоскость, лишь когда высокие соображения геополитики дополнила проза жизни: где бы взять денег для пустой казны?  Во всяком случае, настойчивым лоббистом продажи Аляски выступил министр финансов Михаил Рейтерн, который в специальной записке императору Александру II от 16(28) сентября 1866 года указывал на необходимость строжайшей экономии государственных средств и отказа от разного рода субсидий. Кроме того, Рейтерн подчеркивал, что для нормального функционирования империи необходим трехлетний иностранный заем по 15 млн рублей в год. Продажа Аляски смогла бы обеспечить значительную часть указанной суммы, одновременно избавив казну от обременительных ежегодных дотаций РАК в размере 200 тыс. рублей серебром.

Итак, США не настаивали на приобретении Аляски. По существу, продажу навязывала наша, российская сторона. И с трудом, но навязала.


Инициаторами освоения Аляски выступили, прежде всего, иркутские купцы, среди которых наибольшую активность проявили Мыльниковы, Мичурины, Дудоровские, Старцовы. До 1801 года, когда главную контору Российско-американской компании перевели в Петербург и наполнили столичной бюрократией, Иркутск, по существу, был столицей Русской Америки.


Вехи тайной дипломатии

К практической реализации этого проекта правительство приступило после приезда из Вашингтона российского посланника Эдуарда Стекля, активно лоббировавшего уступку Аляски США. После его встреч с великим князем Константином Николаевичем (младшим братом царя) и Рейтерном последний 2(14) декабря 1866 года представил канцлеру, министру иностранных дел  Александру Горчакову записку о целесообразности сделки с Соединенными Штатами. Схожая записка была представлена главе МИДа князю и от Морского министерства, где большую роль играл председатель Госсовета великий князь Константин.

16(28) декабря состоялось секретное совещание во главе с императором Александром II, на котором присутствовали Константин Николаевич, Горчаков, Рейтерн, Стекль и морской министр Николай Краббе во главе с императором Александром II. Там и решили судьбу Русской Америки, единогласно высказавшись за ее продажу США. 22 декабря 1866 года Александр II утвердил границу продаваемой территории. В марте 1867 года Стекль прибыл в Вашингтон и напомнил государственному секретарю Уильяму Сьюарду «о предложениях, которые делались в прошлом о продаже наших колоний» и добавил, что «в настоящее время императорское правительство расположено вступить в переговоры». Заручившись согласием президента Эндрю Джонсона, Сьюард уже в ходе второй встречи со Стеклем, состоявшейся 14 марта, смог обговорить главные положения будущего договора.

2.jpg

Пять центов за гектар и берданка в придачу

Подписание договора состоялось 30 марта (по новому стилю) 1867 года в американской столице. Документ был подписан на английском и французском языках. 15 мая 1867-го договор подписал император Александр II, а 18 (по старому стилю — 6-го) октября того же года Правительствующий сенат принял указ об исполнении договора, русский текст которого под заголовком «Высочайше ратифицированная конвенция об уступке Северо-Американским Соединенным Штатам Российских Северо-Американских Колоний» был опубликован в Полном собрании законов Российской империи.

Стоимость сделки составила 7,2 млн долларов золотом (по нынешнему курсу — примерно 120 млн долларов), или 11,4 млн тогдашних рублей. Общий размер проданной сухопутной территории составил почти 600 тыс. кв. миль, или свыше полутора миллионов квадратных километров (что равно территории трех Франций или двух Иркутских областей). Следовательно, за квадратный километр было уплачено по 4 доллара 73 цента, или менее чем по 5 центов за гектар.

Однако тогда американский сенат в лице комитета по иностранным делам высказывал сомнения в целесообразности столь обременительного приобретения даже по бросовой цене, тем более в обстановке, когда в стране только что закончилась Гражданская война. Сделку все же поддержали в сенате 37 голосами при двух голосах против.  3 мая договор был ратифицирован, 8 июня в Вашингтоне состоялся обмен ратификационными грамотами. В общем, правители США полтора столетия назад тоже серьезно заблуждались, однако, в отличие от официального Петербурга, не совершили-таки роковой ошибки. Поколебавшись, с кряхтеньем-сопеньем (как сказали бы сейчас, «давила жаба»), «дядя Сэм» все же выложил смехотворную сумму.

Кроме банковского чека американцы в качестве бонуса передали российскому правительству чертежи винтовки, разработанной Хайремом Берданом. Это стрелковое оружие, получившее в России прозвище «берданка», было существенно доработано и использовалось вплоть до окончания Первой мировой войны.

США извлекли значительно больше выгод от покупки полуострова, чем Россия от продажи: помимо военно-стратегического значения, Аляска, как выяснилось чуть позже, сказочно богата — золото Клондайка, огромные залежи других металлов и, что еще весомее, нефти уже принесли сотни миллиардов долларов. И это не считая сурового великолепия северной природы в одном из красивейших заповедных уголков планеты. Впрочем, в 1867 году многие, и не только в России, считали продажу «ледяной пустыни» выгодной для нашей страны… 


Безусловное первенство в номинации «сказки о продаже Аляски» удерживает популярная группа «Любэ». Уже четверть века в ее шлягере «Не валяй дурака, Америка» звучит укор Николая Расторгуева: «Екатерина, ты была не права!». Между тем императрицы Екатерины II (или Великой), прабабушки Александра II, к моменту продажи Аляски уже 70 лет как не было в живых.


Время расставаться

18 (6) октября Аляску и Алеутские острова официально передали США. Со стороны России протокол о передаче подписал специальный правительственный комиссар капитан второго ранга Алексей Пещуров — в будущем адмирал, командующий Черноморским флотом. Церемония передачи состоялась в Новоархангельске (ныне город Ситка, США) на борту американского военного корабля. Непосредственно после передачи Аляски Соединенным Штатам на полуостров прибыли американские войска. 

С 1917 года, когда американскому приобретению исполнилось 50 лет, 18 октября в США на государственном уровне отмечают День Аляски. В январе 1959 года Аляска стала полноправным штатом — 49-м по счету и крупнейшим по территории. Российско-американская компания вскоре после продажи Русской Америки прекратила существование.

Словно мухи тут и там…

Продажа Аляски сопровождалась множеством слухов, часть из которых в ходу и сегодня. Говорят, например, что Россия не продавала свои земли в Северной Америке, а только отдала их в аренду. При этом чаще других фигурирует срок 99 лет, по истечении которого якобы СССР не стал требовать Аляску обратно, чтобы сохранить хорошие отношения с Вашингтоном.

Утверждают, что мы так и не получили деньги, положенные по договору, что корабль, перевозивший для нас «американское золото», затонул во время шторма. Увы, но это лишь домыслы — и Аляску мы отдали навсегда, и деньги получили…

Впрочем, вне конкуренции другой слух — относительно того, кто именно из русских царей «отдал наши земли». На днях глава Крыма Сергей Аксенов, выступая по местному телевидению, посетовал, что Николай II «доигрался в демократию и в результате мы потеряли Аляску». Таким образом, дела Александра II чудесным образом «перекочевали» чуть ли не на полвека вперед, к его внуку. 

Но безусловное первенство в номинации «сказки о продаже Аляски» удерживает популярная группа «Любэ». Уже четверть века в ее шлягере «Не валяй дурака, Америка» звучит укор Николая Расторгуева: «Екатерина, ты была не права!». Между тем императрицы Екатерины II (или Великой), прабабушки Александра II, к моменту продажи Аляски уже 70 лет как не было в живых. Мало того, Екатерина и ее сын, император Павел, покровительствовали освоению Русской Америки, не помышляя о ее продаже. Однако для многих знание истории исчерпывается словами знаменитой песни…

Виктор Сотников, «Байкальские вести»

На фото: Карта мира полтора столетия
назад. Аляска — еще часть России;

Американские и российские дипломаты
в день подписания договора

  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии