Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дорожная сеть Иркутска: как дела с главным проектом?

02 марта, 2015


Рисунок1.jpg

Специалисты Иркутскгипродорнии учли все пожелания заказчика

Маратовская развязка — один из самых сложных транспортных узлов Иркутска. Причем интенсивность движения в этом месте постоянно увеличивается, и не только из-за того, что транспорта с каждым годом становится больше, но и потому, что иркутяне перебираются жить за город, в котором продолжают работать. Между тем именно на Маратовскую развязку выводят Александровский и Качугский тракты, через Иннокентьевский мост сюда же пролегает дорога с трасс М-55 и М-53.

О том, что существующий транспортный узел необходимо адаптировать к современным реалиям, говорится уже долгие годы. Сейчас завершается актуализация проекта, и при его успешной реализации эта часть Иркутска вздохнет свободнее. Разработкой проектной документации занимается АО «Иркутскгипродорнии», причем этот процесс имеет свою богатую историю.

Главный инженер Татьяна Ушакова — один из разработчиков проекта реконструкции Маратовской развязки. По ее словам, еще в 2007 году проектный институт по контракту с мэрией города разработал обоснование инвестиций и проект реконструкции — всего рассмотрели семь вариантов. К строительству было рекомендовано безкольцевое пересечение с организацией одностороннего движения по пересекаемым улицам. Так называемый вариант 3А определили как наиболее выгодный с точки зрения безопасности движения и стоимости строительства. Проект неоднократно рассматривался на высшем административном  комитете города и был одобрен градсоветом Иркутска.

Как пояснила Татьяна Ушакова, данный вариант решили взять за базовый для дальнейшей разработки. Разработчику проекта планировки центральной части Иркутска, ОАО  «Иркутский Промстройпроект», предписали учесть принятую в проекте реконструкции схему организации движения. При конкурентно выигрышной стоимости строительства данный вариант был одобрен и рекомендован к дальнейшей реализации с включением в генплан Иркутска. Проектные решения реконструкции согласовали со всеми заинтересованными ведомствами: ГИБДД, Горэлектротрансом, связистами и иными службами. Мэрия, в свою очередь, согласовала план озеленения и благоустройства.

По словам Алексея Сушкова, начальника дорожного департамента АО «Иркутскгипродорнии», тогда, в 2007 году, ряд объективных причин помешал согласовать документацию в полном объеме и довести ее до экспертизы.

Так, из-за отсутствия согласованного с собственниками земельных участков и администрацией города проектного решения на территории одной из площадок по улице Карла Маркса было невозможно согласовать документацию в управлении архитектуры. По причине отсутствия съемки этой территории также не могло быть выполнено согласование с владельцами коммуникаций. Дополнительно проектным положением улицы Карла Маркса задевали главный распределительный узел (электроподстанция), и не было решения от администрации города, за счет каких средств надо будет его переустраивать в связи с выносом за зону строительства. Кроме того, по улицам Баррикад, Радищева и Рабочего Штаба располагаются сразу 12 объектов культурного наследия, по которым также не было принято решение на уровне Министерства культуры РФ (комплект документов для инициации данного решения в соответствии с установленным порядком готовит заказчик).

Весной 2014 года проектный институт выиграл аукцион, который проводила администрация Иркутска, и приступил к корректировке проекта реконструкции Маратовской развязки. О необходимости скорейшего преобразования этого транспортного узла Иркутска неоднократного говорил глава города Виктор Кондрашов. По его мнению, первоначальный дорогостоящий проект было важно максимально удешевить, разбить на этапы и начинать работу на первом этапе уже в ближайшее время. Это позволило бы снять остроту проблемы на ближайшие годы.

Однако все вышеперечисленные вопросы, которые не дали довести проект до экспертизы несколько лет назад, придется решать и в настоящее время. Кроме того, летом 2014 года вступила в силу федеральная законодательная норма об обязательном прохождении государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории. Экспертиза по срокам занимает порядка трех месяцев.

Разрабатываемый проект предусматривает в том числе строительство еще одного моста через Ушаковку, двух путепроводов через улицу Баррикад, что позволит пустить транспортный поток напрямую с улицы Карла Маркса на Радищева, а с улицы Рабочего Штаба на улицу Рабочую. Кроме того, будет расширена проезжая часть улиц Ангарской, Баррикад, изменится схема движения, а на месте нынешнего кольца появится двухуровневая транспортная развязка индивидуального типа, обеспечивающая комфортное, безопасное и непрерывное движение по всем шести направлениям, приходящим в данный узел.


При наличии финансирования последовательное строительство Маратовской развязки, по мнению проектировщиков, в оптимальном случае может занять порядка шести лет. Сроки обусловлены не только возможностями финансирования, но и возможностью обеспечения беспрепятственного транспортного сообщения между районами города, так как на период строительства перебросить транспортный поток в полном объеме  с данного узла на улично-дорожную сеть города без дополнительных мероприятий не представляется возможным.


На сегодня готовность откорректированного проекта составляет около 70 процентов. Отдельный вопрос при корректировке — это многочисленные коммуникации, которые находятся в зоне планируемой реконструкции, и, соответственно, согласование проектных решений с владельцами этих сетей, а также с собственниками земельных участков.

— Главная сложность в том, что Маратовская развязка — очень серьезный транспортный узел, и мы предусматриваем дополнительные  объезды в пределах развязки для пропуска существующего движения транспорта, — говорит начальник дорожного департамента Алексей Сушков. — Вся стройка будет разбита на четыре этапа, при каждом из них предусматривается определенный объем работ по коммуникациям и постоянные схемы переключения движения.

Начальник дорожного департамента отмечает: объект для города жизненно необходимый, сложный, затрагивающий интересы многих, но он крайне нужен:

— В этом месте в Иркутске сложилась крайне тяжелая ситуация с дорожным движением – по сути, транспортный  коллапс. А что будет через несколько лет? Но объект сейчас остается с большим количеством вопросов, в том числе первоочередным – финансирование.

— Отсечь часть города и полностью переключить движение возможности нет. Поэтому вся сложность — именно в стройке. Это как слоеный пирог — сначала делается первая очередь и своя схема организации движения, потом вторая, также со своей схемой движения, потом третья и так далее. Первый этап – работы по улице Баррикад с целью увеличения пропускной способности – нужно будет начинать сразу после получения экспертизы на проект, — говорит один из проектировщиков Александр Кыштымов.

Комментируя прозвучавшую недавно информацию о том, что проектом Маратовской развязки займутся другие разработчики и завершат работы в кратчайшие сроки, Алексей Сушков отмечает:

— При разработке проекта есть определенная процедура, и она должна быть исполнена. Проектирование — это строго регламентированный процесс, изменить его, обойти какие-то стадии для ускорения  никому не дано. Что касается применения новейших технологий, то все они в проекте учтены, в  том числе и быстровозводимые конструкции, которые позволяют значительно сократить время строительства. Предусмотрено в проекте благоустройство прилегающей территории  и организация русловой части реки Ушаковки.

Отмечу, что проект — это комплекс работ, в которых на стадии проектирования главенствующую роль должен играть заказчик, определяющий цели и задачи сооружения. Проектировщик учитывает эти цели и разрабатывает проектное решение. Это совместный труд заказчика и проектировщика, это, если хотите, политическая воля в том, чтобы необходимый городу объект был построен.

При наличии финансирования последовательное строительство Маратовской развязки, по мнению проектировщиков, в оптимальном случае может занять порядка шести лет. Сроки обусловлены не только возможностями финансирования, но и возможностью обеспечения беспрепятственного транспортного сообщения между районами города, так как на период строительства перебросить транспортный поток в полном объеме  с данного узла на улично-дорожную сеть города без дополнительных мероприятий не представляется возможным.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести»

На фото: Макет Маратовской развязки 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии