Модель открывает тело, художник обнажает душу…
«Искусство не целомудренно. Если оно целомудренно, то это не искусство». Эти слова Пабло Пикассо можно было бы вынести эпиграфом к выставке «Линия любви», открывшейся в основном здании Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева.
На выставке представлено 65 литографий, которые принадлежат частным европейским коллекционерам. Они привезены из петербургского Арт-центра, расположенного в Перинных рядах.
Как взаимосвязаны понятия любви и эротизма? Что есть эротизм в бесконечном диалоге жизни и смерти? Об этом заставляет задуматься новая выставка. В экспозиции известные и очень откровенные литографии Пабло Пикассо, Анри Матисса, Эгона Шиле, Пауля Вундерлиха, Френсиса де Лассо Сен Жени и других бунтарей и ниспровергателей буржуазного целомудрия конца XIX – начала XX века.
В те времена, когда творения художников увидели свет, они были вызовом окружающему их обществу, и любопытному посетителю о каждом из них в подробностях можно узнать на 13 стендах, расположенных в пространстве выставочного зала.
Эротическое искусство и человеческая сексуальность — две очень тонкие темы, которые не так часто выносятся на суд общественности. Эта тематика довольно долго была табуированной в европейском искусстве. Но ХХ век все изменил. Мэтры и, можно сказать, гиганты живописи Пикассо, Матисс, Шиле, Вундерлих зашли за грани дозволенного в искусстве. Точнее, они сами устанавливали эти грани.
Работы представленных авторов очень редко встречаются в рамках одной выставки, и это позволяет зрителю заново открыть для себя их имена, погрузиться в очень интимное пространство эротического рисунка.
Любовь и эрос, как и раньше, остаются главным предметом искусства. Философия XX века создает различные типы интерпретаций любви. И сегодня феномен любви остается для человека тайной, которая по-прежнему привлекает ведущих мыслителей и художников.
Работы Пабло Пикассо узнает каждый, кто хотя бы раз видел произведения этого знаменитого испанского художника. В экспозиции представлены литографии, входящие в самый откровенный цикл, созданный художником, — серию под названием Suite 347. В нем художник выразил человеческие страсти и эмоции.
Анри Матисс создавал абсолютно иную эротику. Для его работ характерны яркость красок, пластическая выразительность, позволяющая зрителям вместе с художником ощутить радость жизни. В работах немецкого художника Пауля Вундерлиха представлен мир фантастического реализма с примесью доли иронии, а в работах австрийца Эгона Шиле обнаженная натура написана изломанными, рваными, экспрессивными, будто болезненными линиями. Хотя есть и увлекательные, интересные и даже веселые полотна. В них больше напряженности, чем чувственного удовольствия, которое свойственно картинам Вундерлиха.
Автопортреты Шиле похожи на скрюченное старое дерево, с которого видимо и слышимо опадают листья. Художник любил рисовать осень и голые деревья, а человеку одетому предпочитал обнаженного. Тела Эгона Шиле не просто не прикрыты, они выглядят так, будто с них содрана не только одежда, но кожа. «Обнаженные деревья и человеческие тела яснее проявляют свою суть, а потому — честнее», — говорил он.
Своим творчеством эти художники бросали вызов общественности. Стиль их жизни, манера одеваться, смелые высказывания — все это вызывало восхищение одних и ненависть других. Венцы над их головами не поблекли до сих пор. Результаты торгов крупнейших аукционов мира — лучшее тому подтверждение. Ранняя акварель Пабло Пикассо, на которой художник изобразил себя и свою девушку обнаженными и лежащими в объятиях друг друга, была продана неизвестному покупателю из Великобритании на английском аукционе Duke’s за 81 тыс. фунтов стерлингов.
Судьбы этих знаменитых бунтарей рубежа XIX—XX веков сходны и различны одновременно. Но, несмотря на все различия и совпадения, было нечто, что объединяло души и мысли этих величайших мастеров, — преклонение перед красотой человеческого тела, а еще они стремились не столько описать явление, сколько осмыслить его, найти его место в истории культуры. И для нас, я думаю, побывать на такой выставке — это возможность заглянуть в то самое время, когда эти художники, которых мы сейчас справедливо считаем классиками, были бунтарями и изгоями.
Пространство эротического искусства очень тонко, здесь откровенное и сокровенное почти неразделимы. Эротические работы — зеркало внутреннего мира художника, он равен самому себе и предстает по-детски открытым. Модель открывает тело, художник обнажает душу…
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.