Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Модель открывает тело, художник обнажает душу…

15 августа, 2016


40.jpg

«Искусство не целомудренно. Если оно целомудренно, то это не искусство». Эти слова Пабло Пикассо можно было бы вынести эпиграфом к выставке «Линия любви», открывшейся в основном здании Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева.

На выставке представлено 65 литографий, которые принадлежат частным европейским коллекционерам. Они привезены из петербургского Арт-центра, расположенного в Перинных рядах.

Как взаимосвязаны понятия любви и эротизма? Что есть эротизм в бесконечном диалоге жизни и смерти? Об этом заставляет задуматься новая выставка. В экспозиции известные и очень откровенные литографии Пабло Пикассо, Анри Матисса, Эгона Шиле, Пауля Вундерлиха, Френсиса де Лассо Сен Жени и других бунтарей и ниспровергателей буржуазного целомудрия конца XIX – начала XX века.

В те времена, когда творения художников увидели свет, они были вызовом окружающему их обществу, и любопытному посетителю о каждом из них в подробностях можно узнать на 13 стендах, расположенных в пространстве выставочного зала.

Эротическое искусство и человеческая сексуальность — две очень тонкие темы, которые не так часто выносятся на суд общественности. Эта тематика довольно долго была табуированной в европейском искусстве. Но ХХ век все изменил. Мэтры и, можно сказать, гиганты живописи Пикассо, Матисс, Шиле, Вундерлих зашли за грани дозволенного в искусстве. Точнее, они сами устанавливали эти грани.

Работы представленных авторов очень редко встречаются в рамках одной выставки, и это позволяет зрителю заново открыть для себя их имена, погрузиться в очень интимное пространство эротического рисунка.

Любовь и эрос, как и раньше, остаются главным предметом искусства. Философия XX века создает различные типы интерпретаций любви. И сегодня феномен любви остается для человека тайной, которая по-прежнему привлекает ведущих мыслителей и художников.

Работы Пабло Пикассо узнает каждый, кто хотя бы раз видел произведения этого знаменитого испанского художника. В экспозиции представлены литографии, входящие в самый откровенный цикл, созданный художником, — серию под названием Suite 347. В нем художник выразил человеческие страсти и эмоции.

Анри Матисс создавал абсолютно иную эротику. Для его работ характерны яркость красок, пластическая выразительность, позволяющая зрителям вместе с художником ощутить радость жизни. В работах немецкого художника Пауля Вундерлиха представлен мир фантастического реализма с примесью доли иронии, а в работах австрийца Эгона Шиле обнаженная натура написана изломанными, рваными, экспрессивными, будто болезненными линиями. Хотя есть и увлекательные, интересные и даже веселые полотна. В них больше напряженности, чем чувственного удовольствия, которое свойственно картинам Вундерлиха.

Автопортреты Шиле похожи на скрюченное старое дерево, с которого видимо и слышимо опадают листья. Художник любил рисовать осень и голые деревья, а человеку одетому предпочитал обнаженного. Тела Эгона Шиле не просто не прикрыты, они выглядят так, будто с них содрана не только одежда, но кожа. «Обнаженные деревья и человеческие тела яснее проявляют свою суть, а потому — честнее», — говорил он.

Своим творчеством эти художники бросали вызов общественности. Стиль их жизни, манера одеваться, смелые высказывания — все это вызывало восхищение одних и ненависть других. Венцы над их головами не поблекли до сих пор. Результаты торгов крупнейших аукционов мира — лучшее тому подтверждение. Ранняя акварель Пабло Пикассо, на которой художник изобразил себя и свою девушку обнаженными и лежащими в объятиях друг друга, была продана неизвестному покупателю из Великобритании на английском аукционе Duke’s за 81 тыс. фунтов стерлингов.

Судьбы этих знаменитых бунтарей рубежа XIX—XX веков сходны и различны одновременно. Но, несмотря на все различия и совпадения, было нечто, что объединяло души и мысли этих величайших мастеров, — преклонение перед красотой человеческого тела, а еще они стремились не столько описать явление, сколько осмыслить его, найти его место в истории культуры. И для нас, я думаю, побывать на такой выставке — это возможность заглянуть в то самое время, когда эти художники, которых мы сейчас справедливо считаем классиками, были бунтарями и изгоями.

Пространство эротического искусства очень тонко, здесь откровенное и сокровенное почти неразделимы. Эротические работы — зеркало внутреннего мира художника, он равен самому себе и предстает по-детски открытым. Модель открывает тело, художник обнажает душу…

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии