Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мэрам пора взяться за работу

22 августа, 2016


40.jpg

Впервые за почти десять лет существования Регионального совета Иркутской области 16 августа очередное заседание было перенесено из-за неявки мэров муниципальных образований. По сути дела, главы городов и районов прогуляли рабочий день — тот самый летний день, который, по пословице, год кормит.

Совет Ассоциации муниципальных образований (АМО), состоящий из глав двух десятков городов и районов, опубликовал 15 августа заявление: «...сообщаем, что мэры (главы) муниципальных образований не согласны с представленной повесткой, а также с порядком формирования Регионального совета (далее — Порядок) Иркутской области, поскольку указанная повестка и Порядок не были согласованы с Ассоциацией муниципальных образований и органами местного самоуправления региона. Считаем, что вопросы, предложенные в повестке, не отвечают актуальным задачам работы МСУ».

Посмотрим, так ли это на самом деле. В повестке Регионального совета, предложенной губернатором и правительством, значатся шесть вопросов: об указе губернатора Иркутской области от 9 марта 2016 года № 51-уг «О Региональном совете Иркутской области»; о ходе проведения государственной кадастровой оценки земельных участков; о передаче автомобильных дорог общего пользования в муниципальную собственность; о реализации программ по переселению аварийного жилищного фонда во исполнение указа президента РФ; об итогах прохождения отопительного периода 2015—2016 годов и подготовке к отопительному периоду 2016—2017 годов; об эффективности работы органов местного самоуправления по обеспечению единства правового пространства.

Очень хотелось бы понять, какой из пунктов показался мэрам недостаточно актуальным, но, похоже, ответа мы не дождемся, потому что доказать этот тезис мэры не смогут — все вопросы, поставленные губернатором и правительством, требуют совместного обсуждения и скорейшего решения.

Альтернативная повестка, предложенная Советом АМО, на два пункта короче и в двух совпадает с повесткой губернатора: о подготовке к отопительному сезону-2016/17; о состоянии местных бюджетов в преддверии подготовки к отопительному сезону и новому учебному году; о работе ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и энергосбытовой компании «Облкоммунэнерго-Сбыт»; о работе Дорожной службы Иркутской области. Стоило ли саботировать работу Регионального совета и отказываться от встречи с руководством области лицом к лицу по столь ничтожным основаниям, как сокращение повестки на два вопроса и замена еще двух? Видимо, для кого-то авторитет мэров оказался разменной монетой, брошенной на весы в политическом конфликте.

Похоже, многие мэры давно не перечитывали Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», где черным по белому написано: «К вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района... 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района... 4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений... 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района...». Было бы очень интересно послушать, насколько ярко и образно будут рассказывать мэры о проделанной работе, если в Иркутской области лишь два муниципальных образования зарабатывают более 50 процентов бюджета самостоятельно — Иркутск и Ангарск.

Мэр Братска Сергей Серебренников, у которого в бюджете города более 62 процентов — трансферты из областного бюджета, крайне неудачно реализует в городе ту самую программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. Мэр Черемхово Вадим Семенов — председатель АМО — так «удачно» управляет городом, что тот возглавляет список получающих помощь из областного бюджета и обеспечивает себя доходами всего на 17,7 процента! Конечно, это не окончательный вердикт — ситуацию и в Черемхово, и в Братске можно выправить, но при взаимодействии областной и муниципальной власти. А «гнуть пальцы», да к тому же из-за второстепенных разногласий по повестке, — это дорога в обратном направлении. Или, как говорил герой бессмертного фильма, «Александр Македонский — великий полководец, только зачем же стулья ломать?».    

У муниципальных образований три главных источника доходов: налог на доходы физических лиц, налог на имущество и земельный налог. Правительство предлагало на Региональном совете рассмотреть вопрос о ходе кадастровой оценки, что позволило бы увеличить собственные доходы территорий, но мэры предпочли заниматься шантажом: «Если эти вопросы не будут решены в скорейшие сроки, то мы можем столкнуться с социальными протестами на территории наших муниципальных образований, связанными с отсутствием отопления в жилом и социальном фонде, остановкой работы общественного транспорта, невыплатой заработной платы работникам бюджетной сферы в срок».

Можно себе представить, с каким трудом Совет АМО раздувал в себе пламя праведного гнева и искал хоть какой-то повод почувствовать себя униженными и оскорбленными. Если вспомнить исходную точку этой истории, то в октябре 2006 года, когда состоялось первое заседание только что созданного Александром Тишаниным Регионального совета, в него просто автоматически включили всех мэров, а сам совет создавался как «совещательный орган при губернаторе, содействующий реализации полномочий высшего должностного лица». Никто никогда не оспаривал этот статус — мэры приезжали по первому зову главы региона куда скажут и обсуждали что предложено, потому что такова была суть этого совещательного органа. Когда при Игоре Есиповском Региональный совет перестал собираться, мэры, предоставленные сами себе, даже не пикнули: Ассоциация стала искать помощи у СМИ и организовала многочисленные публикации с жалобами на жизнь.

При Сергее Ерощенко Региональный совет собирался редко и нерегулярно, как и, к примеру, Градостроительный совет. В таком же запустении пребывала Общественная палата Иркутской области — губернатор Ерощенко и его правительство управляли областью по собственному разумению, ни с кем особо не советуясь. Сергей Левченко в течение нескольких месяцев с октября 2015 года методично встретился со всеми мэрами городов и районов, после чего отметил в одном из интервью: «Я настаиваю, говорю всем мэрам, чтобы они не втягивались в избирательные кампании. Говорю, что их дело — хозяйство вести, за это люди будут их оценивать, а не за то, какого кандидата они будут поддерживать».

Мэры губернатора не услышали. Мэры предпочитают развлекаться — загляните в социальные сети, загляните в районные газеты, и вы увидите один сплошной праздник. Вот мэр Усолья-Сибирского Любовь Лис развлекает горожан на праздновании 347-летия города. А вот мэр Черемховского района Виктор Побойкин и мэр Черемхово Вадим Семенов (оба, кстати, члены Совета АМО) проводят время в компании заезжих политиков, отмечая 90-летие Черемховского района. Этот же политик отвлекал от работы и мэра Тулунского района Михаила Гильдебранта — целый день мэр вместо подготовки к зиме (например) развлекал заезжего гостя. Мэр Братска Сергей Серебренников болеет за землячку, которая уехала в Рио-де-Жанейро, сдает нормы ГТО и поздравляет строителей. Все это очень мило и, наверное, важно, но простите — а кто за вас работать будет, господа начальники? Делом занят только мэр Усть-Илимска ВакильТулубаев: 3 августа он лично проверил 55 сушилок для белья, установленных во дворах. Берите с него пример, что ли.

Губернатор дал мэрам второй шанс: заседание Регионального совета перенесено, дату определят после консультаций с АМО. И чем конструктивнее будут эти переговоры, тем больше у мэров шансов сохранить лицо в этой крайне неприятной для них ситуации.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии