Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Царь Балкон и его товарищи

12 октября, 2015

В каждом городе есть своя прослойка предпринимателей, которые могут менять окружающую действительность одними своими вывесками. Вот и в Братске даже поверхностный обзор наружной рекламы дал нам несколько заметных образцов вдохновенного творчества в среде малого и среднего бизнеса, которые рельефно выделяются в ряду остальных…

1.jpg

Как там, в брючном мире?

Да что там менять действительность! Многие наши бизнесмены активно плодят целые миры, и эта разрастающаяся «вселенная» уже не раз привлекала наше исследовательское внимание. Так, немало открытий чудных ждут человека с развитой фантазией в «Брючном мире», в теплую атмосферу которого можно окунуться в Братске на улице Кирова. Неподалеку расположен салон «Ближнее белье», невольно порождающий размышления о наличии в природе белья дальнего.

Подобные же мысли возникают и при посещении «Магазина органического земледелия» — а на обычных дачах помидоры какие-то неорганические?! Алюминиевые огурцы? Продолжая пикантную тему белья, можно упомянуть и точку в Братске под названием «Леди Сикрет». Зачем его хозяевам понадобилось писать это название кириллицей — неизвестно. Но получившийся результат, который по задумке должен бы пленять гламуром, выглядит несколько странно даже для человека, знакомого с английским языком, не говоря уж о других людях.

Создатели расположенной на проезде Индустриальном компании «Zodchiy», напротив, для наречения своего детища воспользовались латиницей. Не всякий посетитель сразу поймет, что здесь зашифровано древнее русское слово. И солидно-то как!

Чем-чем, а недооценкой собственных масштабов наши предприниматели не страдают!  Вот и в Братске курсы мастеров маникюра именуются ни больше ни меньше — «Миллениум», то есть «Тысячелетие».

Поражают воображение и масштабы агентства «Империя кадров». Так и звучит в воображении имперский марш из «Звездных войн»: вербовка добровольцев на Луну, Марс и за пределы системы. Ну почти: несколько десятков вакансий, аж два адреса расположения — на Комсомольской и Наймушина…

Четыре свадьбы и одни похороны

Что касается наименования «Империя свадьбы» (а такая организация тоже имеется в Братске), то здесь перо бессильно опускается. Наши предприниматели умудряются организовать империю из любого подручного материала! Продолжая матримониальную тему, считаем достойным упоминания и издание «Веста», самоопределившееся как «журнал для молодоженов». А еще говорят, что количество печатных изданий в Братске сокращается. Вон какая дифференциация аудитории — все-таки в означенном состоянии люди пребывают весьма непродолжительное время, а журнал выходит постоянно! А вот постоянных читателей мужского пола девушкам лучше опасаться…

Другая составляющая деятельности любого загса также довольно неожиданно отражается в некоторых названиях фирм. Так, много лет в Братске действует салон ритуальных услуг «Нимфа плюс», одноименный хрестоматийной фирме из «Двенадцати стульев», конкурировавшей с гробовых дел мастером Безенчуком…

А вот занятия «Службы экстренного вскрытия», напротив, оказались не столь пугающими, как это может показаться. Специализация данного ООО — аварийное вскрытие квартир, автомобилей, сейфов.

2.jpg

Суровая правда жизни

Тяготеет наш человек к иностранным словам и красивым фразам. Вот зачем, скажите, салон женской одежды именуется «Шерше ля фам»? Фраза обычно употребляется, если хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления является женщина. А в данном случае — зачем? Разве что в том смысле, что в некоторых магазинах свободного продавца днем с огнем не найдешь… Или — что если уж зашла супруга в магазин, то через пару часов надо идти на поиски.

…Если предметы, имеющие отношение к гламуру и роскоши, продаются под вывесками с позолотой и завитушками, воплощающими все представления некоторых предпринимателей о прекрасном, то так называемыми социальными товарами они почему-то торгуют под суровыми вывесками. Что ж, раз жизнь не удалась… Жалко краски? Да и названия — не забалуешь. Так, в Братске на улице Мира действует суровый магазин «Соцпродукт», где, видимо, торгуют какой-то органикой… Ну назвали бы как-то подушевнее!

Из той же категории — название «ветеринарного госпиталя «Биоцентр». Там, видимо, лечат биомассу.

А некоторые названия пусть и не щадят тонкие чувства посетителей, но, может, оберегают их тем самым от излишеств. Так, в Братске на улице Янгеля есть торговая точка «Обжора». Можно и дальше применять эту практику: салон интимных товаров «Кобель», магазин алкоголя «Алкаш»… Но нет, ничего подобного найти не удалось — напротив, на улице Енисейской обнаружился магазин алкогольной продукции «На здоровье».

Непознанное

Расположенная в Братске транспортная компания «Грузовичёк» уже много лет настаивает именно на таком написании своего имени, стилизовав букву Ё даже в своем логотипе. Интересно, если бы государство за нарушение правил русского языка, да еще демонстративное, карала бы столь же жестко, как за презрение к ПДД, тяга к креативу была бы столь же сильной? А так объясняй школьникам, почему они должны перед ЕГЭ трястись, а для предпринимательства, оказывается, наука ни к чему.

Название спортивного клуба «Пять сторон света» тоже демонстрирует, что все-таки надо стремиться к гармоничному развитию личности и одновременно с тонкостями обращения с «железом» знать, что, вообще-то, сторон света — всего четыре…

Не знаем, может быть, в этом названии и кроется тонкий смысл, но пока у нас будут действовать образовательные центры «Formula образования» (есть в Братске и такой) — у нашей рубрики всегда будет материал для анализа. Что за сознание породило этот пугающий лингвистический гибрид?

В поисках смысла

И опять поиски смысла приводят нас к философским обобщениям. Так, один из братских магазинов именуется простым русским словом «Движение». И совсем не случайно он специализируется на запчастях именно для отечественных авто — тут ведь главное, что движение есть, а уж какие там детали — дело десятое. В обобщающем и расширительном смысле едем — и ладно! Здесь мы возвращаемся к социальным магазинам, где по сходной цене можно урвать просто еды…

Агентство недвижимости «Дом на скале», расположенное на ул. Обручева, напротив, приятно выделяется на фоне скучных «экспертов-гарантов-профессионалов недвижимости». Вот и у романтичных гуманитариев появились свои риелторы…

Авиакомпания «Икар», представительство которой в Братске действует на улице Погодаева, тоже выделяется романтическим названием. Как известно, мифологический Икар, взлетев слишком высоко на самодельных крыльях, упал — солнце растопило скреплявший перья воск… Может быть, тем самым авиакомпания напоминает себе и пассажирам, что строить планы надо в соответствии с возможностями и реалиями? Объективно смотреть на вещи настраивает и название агентства недвижимости «Кассандра» (улица Комсомольская). Как известно, девушка с таким именем была предсказательницей драматических событий, которой никто не верил. Этим тяжелым даром ее наградил Аполлон за обман. Вообще, наши предприниматели довольно легко обращаются с мифологическими героями — а ведь более причудливые биографии найти сложно!

Иным путем пошли создатели братского агентства событийного маркетинга «EVENT» — именно так они рекомендуются на рынке. Никто ничего не понял — ну и придраться не к чему!

Где-то это уже было…

Вдохновляясь на названия, наши предприниматели могут взять за основу самый неожиданный термин. Есть в Братске кофейня «Дежавю» (где-то я уже это ел?) и кафе «Кофиум» (большой простор для ассоциаций). Есть аптека «Эдем» (то есть рай, где, в общем-то, уже и необходимости лечиться нет), есть фирма «Царь Балкон» (впрочем, вполне обаятельное название). Бутик итальянской женской одежды «Пижонка» навевает ассоциации с эмоциональной итальянской руганью, как, впрочем, и своеобразное наименование магазина школьных принадлежностей «Топ-ранец», а автоцентр «БИС», видимо, приглашает автолюбителей почаще к ним возвращаться — так сказать, «на бис». Салон-ателье «Экс», возможно, рассчитан на «бывших» — раз уж случилось такое дело, надо шить покороче?

Все эти проявления творчества точно не дадут рядовому потребителю заскучать и, так сказать, как перец, оживляют мир (или империю?) городских рыночных отношений. Но вот уж очень расплодившиеся точки с названиями чуть ли не «Пивосос», по нашему скромному мнению, как-то не очень способствуют общему культурному совершенствованию города.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Посмотришь на такую вывеску:
уж лучше пусть марки пива рекламируются.
Они хотя бы эстетически выдержаны.
Собирались-то бороться с алкоголизмом
как явлением, а вместо этого
перешли к его откровенной рекламе

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии