Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дуэт поглощающей страсти

29 ноября, 2016

В музыкальном театре имени Н.М. Загурского успешно прошла премьера одноактного балета «Наполеон и Жозефина»

Многим иркутянам уже посчастливилось увидеть этот балет на сцене Дома актера — премьера компактной версии спектакля состоялась 5 июня, под занавес юбилейного 75-го театрального сезона. И вот новая, расширенная версия балета, показанная 11 ноября уже на основной сцене в сопровождении оркестра  музыкального театра (дирижер — Евгений Зеленцов). В новой  постановке приняла участие вся балетная труппа театра. 

250.jpg

Как всегда, зрелище было потрясающим и эффектным. Без декорации, даже ее элементов, отвлекающих глаз, постановщик Людмила Цветкова и артисты сумели создать атмосферу времени, наполнить ее флюидами любви — от рождения до угасания.

«Женившись на Жозефине в возрасте 26 лет, Наполеон четко знал, кого берет в жены, — поясняется зрителю в театральной программке. — Жозефина была старше его, богатой и видной в обществе женщиной. Однако с течением времени он глубоко полюбил ее, а она — его. Тем не менее это не останавливало от измен, но взаимное уважение, привязанность удерживали их вместе. Их сжигающая все на своем пути страсть не угасала и была подлинной. Все же в итоге они расстались, поскольку Жозефина не могла дать ему наследника, которого он так ждал. Их пути разошлись, но на протяжении всей жизни они хранили в своих сердцах любовь и страсть друг к другу. Последнее, что произнес Наполеон перед смертью, было — «Жозефина!»».

400.jpg

— Почему вас заинтересовала эта тема? —  с этим вопросом обращаюсь к постановщику балета, хореографу Людмиле Цветковой.

— Потому что в ней главная движущая сила – любовь. А любовь всегда интересно ставить, открывать ее грани, тем более любовь таких известных личностей. И такая любовь, которая способна менять даже монстров — хотя бы на время. Наполеон и сам говорил: «Если я на троне сохранил еще остатки любезности, если вы, французы, не имели государем строжайшего и надменнейшего, угрюмейшего из монархов, то благодарите за это Жозефину. Ее нежность, ее ласки смягчали мой характер и подавляли мое бешенство». Вот, собственно, силу этой любви мы и хотели показать.

450.jpg

— Наверное, много литературы пришлось перечитать, войти в атмосферу времени?

— Конечно, но рассказать за час всю биографию Наполеона невозможно, политики мы вообще не касались, да и не к чему, но вот эпизод из замечательной повести Мариенгофа «Остров Святой Елены» здесь есть, хотя вскользь, коротко. Еще раз повторяю, что у нас в балете — только их любовь.

— Надо отдать вам должное — вы берете всегда вечные темы, исключительно интересных личностей. Ваш балет «Казанова» до сих пор в памяти, мысленно возвращаешься к нему время от времени. Или тот же «Милый друг»…

— Мы сейчас возвращаем эти спектакли, они какое-то время не шли. Балеты у нас не часто ставят в репертуар, все-таки элитное искусство, надо любить, понимать этот жанр, зрителя собрать не так легко, публика тяжело раскачивается. Но вот многие приходят, впечатляются и говорят потом, что, увы, не знали, какой у нас балет, но теперь этот пробел восполнен.   

 — Чья музыка звучит в вашем спектакле?

— Это очень важная тема, ведь от музыки рождаются образы. Наш дирижер-постановщик Евгений Зеленцов предложил музыку Тихона Хренникова к балету «Наполеон Бонапарт», который прошел в Кремлевском дворце в 1997 году буквально пару раз. Почему-то больше не пошел. Конечно, это совершенно другой балет, эпохальный — там и про детство Бонапарта, о восхождении на трон, и политика, и вся его жизнь. А Жозефина мимолетом, вторым планом, в общем, расставлены другие акценты. Я всю музыку переслушала много раз, она мне очень понравилась, но на нее я наложила свои ассоциации, свои картины. Она местами нежная, чувственная, местами мощная, как безбрежный океан, то есть хорошо входящая в наш контекст. 

— Это же классика, Тихон Хренников…

— Единственной небольшой вставкой в его музыку вошел  музыкальный номер из Макса Брука.

— Ваш балет теперь имеет две версии — для малой сцены, которую вы играете в Доме актера, и теперь здесь, на основной сцене театра...

— Да, так получается, и у каждой версии свои достоинства. На малой сцене — это четыре главных персонажа и шесть человек кордебалета, а на основной танцует вся балетная труппа! В Доме актера действие будто приближено к зрителю, работает эффект  крупного  плана, а на большой сцене хоть и отдаленно, зато ярко и красочно видна общая картинка, где в «черном кабинете» мощными прожекторами высвечиваются и выстраиваются сцены бала, войны, дворцов и т. д. Так что здесь роль света очень весома,  поэтому отмечу художника по свету, заслуженного работника культуры России Галину Мельник.

Балет «Наполеон и Жозефина» производит глубокое, сильное и пронзительное впечатление, где последовательно прослеживаются   завязка действия, постепенное нарастание драматизма, кульминационный момент и последующая за ним развязка. Складывается объемная история, рассказанная языком танца, вызывающая большой зрительский интерес.

Партию Наполеона исполняет Юрий Щерботкин, (в другом составе   Дмитрий Михеев) — элегантный, внешне сдержанный, внутренне изысканный и подвижный, мужественный и влюбленный. Жозефина — Елена Ветрова (Дина Ясницкая), эмоциональная, чувственная, с яркой характерностью, пленительная и женственная.

600.jpg

Людмила Цветкова умеет попадать точно в цель, и на этот раз она опять не ошиблась. «Наполеон и Жозефина» — это красивая история любви, переданная в танце с его эстетической красотой и гармонией. Плавность дуэтных и ансамблевых композиций, изысканность линий в дуэтах, лирических отступлениях сменялись драматическими сценами, полными буйных красок, сильных эмоций, психологических ощущений. Кордебалет в массовых сценах показал свою слаженность и художественный вкус.

Кому как, а мне  язык балетной классики, который  невероятно красив и гармоничен, нравится чрезвычайно, и чем больше смотришь, тем больше хочется смотреть. Поэтому советую увидеть, а спектакль «Наполеон и Жозефина», несомненно, заслуживает долгой и счастливой жизни.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Игоря Сирохина.

На фото: Жозефина — Елена Ветрова, Наполеон —
Юрий Щерботкин, 
Фатум (персонаж в красном) —
Татьяна Садовая

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии