Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Продолжение «Легенды»

04 апреля, 2017

В Галерее Виктора Бронштейна открылась очередная, очень  радостная по настроению и краскам выставка под названием «Стороны цвета».

 — Эта выставка проходит впервые в стенах галереи, сказала на открытии ее директор Ольга Бронштейн, — все работы выполнены в технике живописной эмали и фьюзинга. Ее авторы — творческая группа «12», состоящая из иркутских художников — преподавателей кафедры монументально-декоративной живописи ИрНИТУ. Основателем кафедры был народный художник России Виталий Смагин. Его школа монументальной живописи выпустила большое количество талантливых художников — продолжателей дела Виталия Георгиевича. «Стороны цвета» можно считать своеобразным продолжением действующего проекта «Легенды» Виталия Смагина в Галерее Виктора Бронштейна.

Зрители  увидели около пятидесяти произведений известных иркутских мастеров Сергея Андрейко, Евгении Алексеевой, Светланы Аносовой, Марии Быковой, Натальи Довнич, Дмитрия Дорохина, Ольги Игнатьевой, Анастасии Ижганайтене, Ларисы Малкиной, Надежды Малышевой, Елены Сергейчук, Григория Свердлова.

Создание удивительных по своей красоте и гармоничности работ в технике фьюзинг основано на таком технологическом процессе, как спекание стекла при значительном нагреве.

— Представленные на выставке технологии, — рассказал  преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи ИрНИТУ Сергей Андрейко, — это один из современных вариантов развития живописи. Я могу с уверенностью сказать, что с горячими эмалями в России постоянно работают всего около двухсот художников. В технике фьюзинг мастеров в несколько раз больше, но далеко не все они занимаются живописью, отдавая предпочтение декоративно-прикладным работам.

Обращаясь к гостям, Раиса Лобацкая, заведующая кафедрой геммологии ИрНИТУ, сказала:

— Мне хочется поздравить весь коллектив с отличной выставкой. Сейчас на втором этаже галереи еще продолжается экспозиция их учителя Виталия Георгиевича Смагина, а здесь, на третьем, выставлены работы его учеников. Это одна школа. Но это не значит, что они все как один похожи на работы их мастера. Живопись и представленные здесь полотна вообще трудно сравнивать. И они не идут шаг в шаг с работами учителя. Они все имеют свой индивидуальный почерк, свой стиль. Столько в этих работах цвета, света, эмоций, какое  разнообразие тем, сюжетов, манеры исполнения! Авторы поднялись на совершенно новый уровень, вышли на новые горизонты.

Продолжила ее мысли, обратившись ко всем собравшимся, Ольга Игнатьева — директор Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук имени В.Г. Смагина ИрНИТУ:

 — Дорогие друзья, каждая выставка — это  как отчет перед нашим большим мастером, потому что на самом деле то, что сейчас имеет такое развитие, — как раз плоды дальновидности Виталия Георгиевича Смагина. Все помнят, что, когда мы переехали в новый корпус, там ничего не было, кроме обшарпанных стен. Мы с ним пошли по этажам, и он, оглядывая помещения, с уверенностью говорил: здесь будет мастерская с муфельными печками (специальные печи для обжига), а здесь будет то-то, а здесь — вот то-то. Но тогда у нас не было ничего: ни печей, ни вытяжек, ни материалов, но мысль, что это должно быть, он нам заронил.

Со временем появились печи, потом материалы, все обустроилось, но это только благодаря инициативе и вере Виталия Георгиевича, которую он вселял  в нас. Поистине он был великим человеком. Его сегодня нет с нами, но он оставил прекрасный, работоспособный творческий коллектив, который по-настоящему болеет своим делом. И мы сегодня работаем и не роняем эту планку, которую поставил перед нами наш учитель, и мы можем с гордостью говорить, что мы — смагинцы.

При входе в выставочный зал на третьем этаже, на центральной стене, на которую сразу устремлен глаз каждого, кто переступает порог, обращают на себя внимание две работы Елены  Сергейчук — «Адам»  и «Ева». Выполнены они в сине-желто-коричневой гамме с преобладанием  лазури. Художественный мир, атмосфера картин наполнены созерцанием, поэтическим началом. В один из дней в райском саду, среди диковинных птиц, на все лады заливающихся  на ветвях деревьев, впервые увидели друг друга Адам и Ева. На картине Елены их лица устремлены в направлении другу к другу. Танцующая Ева внезапно застывает от устремленного на нее горячего взгляда незнакомца. Художница запечатлела миг, когда  в их сердцах вспыхивает любовь. Елене замечательно удалось передать и этот неуловимый миг, и настроение, и атмосферу, и  красоту. 

Я часто вспоминаю выставку «Краски огня и света», проходившую в 2016 году в краеведческом музее, на которой тоже были ьпредставлены работы преподавателей ИрНИТУ в технике фьюзинг и горячей эмали. На ней запомнилась работа Сергея Андрейко «Ночь и День». На нынешней выставке в галерее понравился его триптих «Иркутское время», где на трех квадратных часах, помещенных в разные пейзажные сюжеты, стрелки «живые» и хорошо вписываются в действительность. Обрамлены часы  в солидные серебристые рамы, и им отведена большая отдельная стена, где они смотрятся великолепно.

Если прогуляться воображением по каждому сюжету, то это очень  занятная игра, где можно разглядеть старое дерево с узловатыми корявыми наростами и вспученной корой, из-за которого скромно и почти виновато выглядывают «одним глазом» половина старинного оконца и половина ставенки, на другой работе, также по первому плану, перегораживает вид дому сзади ствол уже более молодого и «причесанного» дерева. Фантазировать здесь можно бесконечно, и каждый будет видеть что-то свое.

А вот удивительная по гармоничности работа Натальи Довнич «Синяя птица». При прочтении названия сразу возникает ассоциация с птицей-мечтой, ее недосягаемостью и  недоступностью, к которым веками стремятся люди, но так и не могут ею овладеть. Художественный мир работы необыкновенно тонок, изящен, почти осязаем. Цвет птицы — насыщенная лазурь.  Подчеркнуты хрупкость, нежность, поэтичность, трепетность и в то же время энергия и сила невиданной птицы. Она  только на секунду присела на ветку и  через мгновение  готова  взлететь. Поворот ее головы и взмах трепетного крыла говорят о беспрестанном движении птицы, так умело схваченном художником.

Птица в ореоле радужного цвета, который исходит от ее крыльев, изящной головки, оперения. Они в работе передаются кусочками разноцветных мозаичных квадратиков. Вся птица наполнена трепетом, стремительностью, жизнью, сиянием. Она так близко, эта птица-мечта, что кажется: вот еще мгновение, и мы схватим ее, прижмем и не выпустим. Но только одно наше движение руки в ее сторону — и мечты нет, улетела. И только два синих невесомых перышка медленно кружатся в воздухе…

7.jpg

Подхожу к работе «Мать и дитя. Умиление» Елены Алексеевой. В серебряную раму  словно зажат кусочек небесной синевы, и на его фоне мать и ребенок. Чуть вытянутые, красивые, изящные  черты лица молодой мамы, рядом сын, который доверчиво прильнул к ней, обхватив  за шею. Елене Алексеевой удалось  передать в работе непринужденность поз и, очень лаконично, материнское чувство, тепло, мечтательность, доверчивость и безмятежность. Композиция легка, изящна, пусть на первый взгляд незамысловата, но наполнена такой добротой и любовью,  такой яркостью и звучностью  красок, что придает ей жизнерадостный, мажорный тон.  

«Обнаженная» того же мастера, где завораживает красота тела — женский торс с чуть захваченной верхней  частью — нежной линией подбородка. Тонкой, четкой прорисовкой показаны художником стекающие с плеч волосы. Солнечный свет льется на лицо модели, ее руки, грудь. Рама «Обнаженной» напоминает голубые волны, что прекрасно сочетается с темой портрета: обласканная горячим солнцем девушка вот-вот сорвется с места и окунется в прохладные воды моря.

4.jpg

А вот «Уточка» Григория Свердлова, выполненная в технике мозаика-фьюзинг. Перед нами объемная форма,  только отдаленно напоминающая ту птицу, которая заявлена в названии, но если мастеру так захотелось, если он так видит, приходится согласиться, потому что он — убеждает. Сам стиль скульптуры  напоминает детское искусство, где тело может быть неестественно вытянутым, лапы несколько отяжелевшими, а крылья отсутствовать вообще. Это своеобразный взгляд художника, который умеет фантазировать, иронично улыбаться и дарить эту светлую радость людям.

Восхитили два пейзажа Ольги Игнатьевой — «Снежный день в лучах заходящего солнца» и «Предрассветное пробуждение у застывшего озера» на меди, в технике горячей эмали. Эти работы, как пояснила сама художник, навеяны воспоминаниями о поездке в Южную Корею. Поразило умение Ольги передать воздушную перспективу, обилие воздуха, рассеянного  неяркого света.  Низкая линия горизонта  подчеркивает высоту неба, передает ощущение простора.  На первом плане «Снежного дня» белая, как молочная пена, земля, на которой виден одинокий силуэт устало бредущего прохожего в красном, выделяющийся на фоне приглушенных красок.  Его фигурка так мала, что трудно понять, рад он или нет «большому снегу».

1.jpg

Нам, зрителям, эта картина красивого заснеженного ландшафта доставляет эстетическое удовольствие. По центру картины два голубых обледенелых дерева с кронами, соединившимися в одном тесном объятии и похожими на приземлившееся прозрачное облако, а под ними уютно спряталась в снегах маленькая  пагода, крыша которой еле видна в глубоких снегах. Лучи  заходящего солнца еще сильны и вовсю стараются согреть замерзающую землю, бредущего человека, деревья, кусты, и его рыжеватые  отблески, надвигаясь на дальнем плане, разбрасывают по небу свои  горячие  языки, пытаясь растопить лед и холод.

Главное, на мой взгляд, когда смотришь на то или иное произведение, насколько оно воздействует на тебя, тревожит, будоражит внутренне, какие ассоциации возникают при этом, какие рождаются мысли и настроения.  И если хотя бы одно из перечисленных составляющих присутствует, то художник работал не зря, он выполнил свою задачу — пробился к человеку, к его чувствам.

Выставка заслуживает большого интереса. Всем нам знакомые художники  открываются  иными гранями мастерства, дарования, таланта. Нужно обязательно прийти и увидеть все своими глазами и в каждой работе найти свои истории, свои сюжеты, свои созвучия.  Выставка того стоит.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.

На фото: «Мать и дитя. Умиление» Елены Алексеевой;

«Уточка» Григория Свердлова;

Ольга Игнатьева. «Снежный день в лучах заходящего солнца»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии