Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Вспомнить поименно…

02 ноября, 2015

Выпуск № 43 (609).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

Мазан.jpg30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Наша газета является одной из немногих, где материалы, посвященные этой трагической теме, публикуются, что называется, на постоянной основе, и, если просмотреть подшивку «БВ» только за последние годы, сложится весьма ясная (и ужасающая по своей масштабности) картина беззакония сталинского режима.

Репрессии коснулись всех сторон жизни нашего общества, в том числе и спортивной. Известны имена многих видных деятелей иркутского спорта, ставших жертвами необоснованных преследований. Особенно досталось первопроходцам-организаторам — людям, благодаря которым проходило становление и развитие массового спорта в 1920-е годы. Тем, кто создавал спортивные ячейки при организациях и предприятиях, организовывал первые соревнования, личным примером показывая, как надо бегать, прыгать и плавать.

Наиболее авторитетные из них в 1930-е годы стали руководителями спортобществ и спортивных объектов, возглавляли спортивное направление в органах власти, составляли организационный и судейский корпус. И почти все они были уничтожены за два кровавых года. Кринберг, Уваровский, Саночкин, Шемякин и многие десятки других иркутских чемпионов и рекордсменов, которыми еще совсем недавно гордился город, в одночасье стали «врагами народа». Все вдруг разом оказались шпионами и убийцами, и в этот бред также разом все вдруг поверили.

Очень сильно пострадала и шахматная нива. Масштаб потерь еще предстоит оценить, ведь с каждым днем открываются все новые и новые сведения, но уже понятно, что были уничтожены все ведущие шахматисты 20-х годов. И не только в Иркутске, но и по всей Сибири. Когда-то мы уже делали такой обзор, занявший несколько полос, где достаточно подробно осветили эту тему. Поэтому сейчас напомним только основных деятелей, пострадавших в те годы, чтобы у поклонников тогдашней власти не возникало иллюзий по поводу того, какая судьба была им бы уготована, будь они хоть чуть-чуть успешными на шахматном фронте.

Особенно показательным в этом плане является чемпионат Сибири 1927 года, в финале которого выступили 10 человек, из которых, по сути, только один — персонально приглашенный московский мастер (и будущий первый гроссмейстер) Борис Верлинский — впоследствии не был репрессирован. Все остальные либо пострадали, либо были на волоске от этого. Вот этот список:

Михаил Тронов (Томск) — двукратный чемпион Сибири, чемпион Томска, известный ученый и шахматный композитор. Чудом избежал ареста (был в разработке).

Петр Измайлов (Томск) — первый сибирский мастер по шахматам, чемпион РСФСР 1929 года, чемпион Сибири, Омска и Томска. Арестован в 1936-м, расстрелян в 1937-м.

Вадим Ворченко (Новосибирск) — чемпион Новосибирска, главный редактор журнала «Шахматный листок». Репрессирован в 1938-м.

Константин Гайдук (Иркутск) — многократный чемпион Иркутска и Иркутской области. Репрессирован в 1938-м.

Петр Комаров (Новосибирск) — чемпион Томска и многократный чемпион Новосибирска, один из самых видных деятелей сибирских шахмат. Бесследно исчез в период разгара сталинских репрессий.

Сергей Круковский (Омск) — чемпион Омска, один из самых ярких организаторов омских шахмат. Репрессирован в 1929-м, погиб, скорее всего, на Соловках, где стал победителем «Большого соловецкого турнира» 1936 года.

Виталий Россихин (Новосибирск) — один из ведущих шахматистов Новосибирска, чемпион Красноярского края. Репрессирован в 1938-м.

Гаврила Уфинцев (Омск) — один из родоначальников омских шахмат, отец мастера Анатолия Уфимцева. Расстрелян в 1937-м.

Александр Штенгер (Иркутск) — многократный чемпион Иркутска, один из сильнейших шахматистов Сибири. Арестован в 1937-м, расстрелян в 1938-м.

Еще раз подчеркиваю — это был чемпионат ведущих шахматистов Сибири. Как видим, практически никто не смог избежать репрессий, хотя эти люди были хорошо известны (и не только в шахматных кругах), их деятельность десятки лет была на виду общественности, они пользовались заслуженным авторитетом.

Достаточно показательно выглядит и первая десятка чемпионата Сибири 1926 года: Измайлов, Штенгер, Тигин, Ворченко, Уфинцев, Россихин, Морозков, Бурлянд, Панов, Шелковников, где только Иннокентий Тигин (погиб в 1933-м) и Михаил Бурлянд (умер в середине 30-х) не пострадали от репрессий, и очевидно, что только потому, что ушли из жизни раньше.

Жертвами сталинских репрессий стали такие видные сибирские шахматисты и шахматные деятели, как Борис Мазан, Павел Бенько, Юрий Краснов, Александр Морозков, Хрисогон Холодкевич, Лев Перелешин, Георгий Ли, Александр Волокитин, Иннокентий Панов, Герман Баронов, Нина Подгоричани, Владимир Лазарсон, Феодосий Шелковников, Николай Дулебов, Яков Бовкевич, Федор Стржельбицкий, Владимир Евладов, Эвальд Розип, Александр Елеонский, Вадим Солтис и многие другие. Практически в каждом крупном городе Сибири — Новосибирске, Омске, Томске, Иркутске, Чите и других — списки только ведущих шахматистов, подвергшихся репрессиям, исчисляются десятками. Чего уж говорить о рядовых любителях, о которых мы вряд ли когда сможем что-либо узнать — настолько много их было.

Но постараться вернуть из небытия всех, кого возможно, — это наш долг, и к этому нужно стремиться. В Омске эту тему активно освещает Марк Мудрик, в Барнауле — Владимир Нейштадт, в Томске — Татьяна Магазинникова. Не остаются в стороне и наши ближайшие коллеги — Николай Кривонос из Нижнеудинска и Тимур Ламбаев из Читы. В основном благодаря им сейчас и продвигается эта тема, актуальность которой в наше время ничуть не уменьшается. 

Пятый тур конкурса

Довольно хитрым оказалось третье задание нашего конкурса — 1. Лd7! Целый ряд участников на нем недосчитался очков, и даже немного удивительно, что это сумела сделать двухходовка. Чего ж дальше-то будет!

Справились Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган), Александр Ботороев, Леонид Геннадьевич Москвитин (Бирюсинск), Евгений Львович Королев, Валерий Дмитриевич Макуха, Константин Георгиевич Гузок, Виктор Геннадьевич Кузнецов (Омская область, с.Дружино), Сергей Григорьевич Хомичев (Курган), Александр Михайлович Трескин, Екатерина Полстянова (Курган), Евгений Олегович Шишкин, Михаил Ильич Фрайзингер, Григорий Борисович Рейнгольд, Анатолий Михайлович Степанцов, Дмитрий Захарович Крюков, Евгений Петрович Новоземцев, Николай Ефимович Борисов, Валерий Ильич Волков, Алексей Семенович Болгов, Ирина Васильевна Чернышева, Игорь Ильич Гланц, Владимир Сергеевич Романов, Игорь Борисович Кулаков, Николай Серафимович Попов, Илья Владимирович Копылов.

А на очереди уже трехходовки, и есть ощущение, что потери в рядах конкурсантов существенно увеличатся.

Пятое задание

УШ-43.jpg

Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения — две недели).

Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону (3952) 209-604
каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chess_ns@front.ru.

На фото: Играет Борис Мазан — шахматист с дореволюционным
стажем, в 1920-е годы — чемпион Томска, Омска и Новосибирска,
в 1930-е — руководитель всесибирской шахматной секции, заслуженный
шахматист Сибири и… «враг народа»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии