Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Что может позволить себе народный театр?..

30 апреля, 2019


8-0.jpg

В Иркутске с 17 по 20 марта прошел областной фестиваль «Театральное Приангарье», посвященный Году театра. В областном центре собрались двадцать шесть профессиональных, народных, любительских коллективов из Ангарска, Братска, Зимы, Иркутска, Казачинско-Ленского района, Нижнеудинска, Усть-Илимска, Черемхова. Базой проведения фестиваля стал Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области и Иркутского отделения Союза театральных деятелей РФ. Впрочем, спектакли фестиваля прошли и в других театрах Иркутска. 

Мне выпало посмотреть лишь маленькую часть программы, причем выбор был случайным, поэтому могу сказать о немногом. В поле зрения попали коллективы из числа народных и любительских.

Начну с первого, обычного зрительского вопроса к любому театральному действу: затронуло оно или нет? По моему опыту, спектакль может быть не вполне совершенным – он может быть наивным, поверхностным, глуповатым или грубоватым, но при этом живым и искренним и произвести впечатление. Исполнители могут играть не столько героев, сколько самих себя, и, если характеры совпадут, может выйти удача. Большое значение имеет тема. И тут без классики не обойтись. Она никогда не устаревает, потому она и классика. И вдохновение театр черпает в повторяемости жизненных коллизий прошлого и настоящего. Так называемое осовременивание классической пьесы абсолютно излишне – достаточно поработать над акцентами.  

Вопрос мастерства, естественно, никто не отменял. Но если в спектакле задействован хотя бы один крупный талант, а менее крупные ему умело подыгрывают, то такой спектакль никогда провальным не будет.

Исходя из этих пределов, зададимся следующим вопросом: что может позволить себе театр, выросший из самодеятельности? Если он ограничен изначально многими обстоятельствами: стены его зачастую непрочны, а то их и вовсе нет, постоянных. Состав артистов заведомо случаен: приходят те, кто беззаветно любит театр и наивно надеется, что большая любовь не может быть безответной – театр его примет, зритель оценит, и всем им вместе будет хорошо…

У руководителя подобного коллектива заботы несколько иные, чем у профессионалов. Он вынужден быть педагогом-воспитателем для актеров. Ему не до экспериментов, предполагающих изощренность приемов, добиться бы внятной передачи смысла пьесы. И большая надежда на пьесу или сценарий, которые своим содержанием должны вытянуть игру.

Вот здесь-то и могут быть удачи. Ибо внятность трактовок литературного источника ныне в большом дефиците как раз на профессиональной сцене.

Открывается занавес, перед зрителями – участники спектакля «Вишневый сад». Они сидят неподвижно, один из них открывает книгу и начинает несколько монотонно читать пьесу. Сразу же мелькает мысль: не будет ли это читка по ролям? А что? И в этом есть нечто притягательное, из детства, когда нам еще читали вслух.

Но постепенно из текста проступают герои, как карандашный набросок без нажима, выдерживается общая минорная тональность, заданная вначале (это я повторяю свой отзыв, опубликованный на сайте драмтеатра в «Дневнике фестиваля», на спектакль любительского театра «Эксперимент», руководит которым Ольга Шмитгаль). Наиболее осязаемо проявились: Раневская – Валерия Володичева-Кондратьева, с ее переменой настроений, от восторженно-сентиментального до небрежно-раздражительного, и главное – ее любовь к тому «дикому человеку», что остался в Париже. И она все равно умчится к нему, будет продан вишневый сад или нет. Аня (Дарья Володичева) – сама доверчивость; она верит матери, оставляющей ее без средств, верит дяде, который рисует ей несбыточный план спасения имения, верит Пете Трофимову (Сергей Есауленко), его обещанию счастливого будущего, о котором он имеет самые смутные представления. Варя (Дарья Догадина) – редкая для своей среды труженица, прагматизм роднит ее с Лопахиным, но им не дано соединиться, и это ее ранит. Наконец, Лопахин (Александр Кульков) – единственный, кто на наших глазах воплощает свою мечту в жизнь: выйдя из низов, становится хозяином имения.

В пьесе Чехова Лопахин торжествует и не может этого скрыть, в спектакле «Эксперимента» его торжество сильно горчит. И здесь не только жалость к своим недавним господам – это взгляд из сегодняшнего дня. Мы уже знаем, что скоро (пьеса написана в 1904 году) не только дворянские гнезда будут разорены, со сцены российской истории будут сметены и купец Лопахин, и разночинец Петя Трофимов – романтик грядущих революций… Его «мы выше любви» звучит как предвестие жестокости новой эпохи. Финальный ряд документальных кинокадров, со сполохами огня Гражданской войны на колеблющемся занавесе – логичный итог апатии и преступного безделья тех, от кого зависела судьба страны.

Так что усилия любительского театра не были напрасны – «Эксперименту» удалось вернуть читателей и зрителей к бессмертной пьесе Чехова, и сосредоточенное внимание зала тому свидетельство.

Спектакль «Писательница» народного театра Казачинско-Ленского района «Современник» (режиссер Валентина Таскаева) – тоже по Чехову. В основе маленький рассказ «Драма», дополненный отрывками из других произведений писателя. Сила постановки в теме, которая ныне невероятно злободневна. Самая читающая в мире страна осталась литературной, только теперь она, похоже, самая пишущая. Возможность увидеть свой текст в книжном виде простым нажатием кнопки соблазняет многих. С одной стороны, занятие благородное в любом случае, с другой – сильно пострадал читатель, обманываясь солидным видом издания, скрывающего внутреннюю пустоту.

Исполнительница главной роли Мурашкиной Валентина Воробьева раскрыла характер сочинительницы детально и колоритно – перед нами дама, абсолютно уверенная в великолепии своего многословного творения, с невероятной изощренностью (вот в чем талант!) заставляющая слушать себя. Ее натиск, кажется, способен пробудить грозу, которая врывается в кабинет и становится частью спектакля.

Драматизм обостряется тем, что слушатель, литератор Павел Васильевич, «любит только свои статьи», потому в исполнении Вячеслава Белоуса он представлен в сугубо комическом виде. Действующих лиц всего трое, кухарка Лукерья (вместо слуги Луки по рассказу) – Светлана Штерн – вносит свою краску в эту сатирическую комедию.

Агрессивность графомании – черта нашего времени, и театр из сибирской глубинки попал в точку. Этот спектакль можно показывать во всех литературных объединениях как предостережение начинающим авторам. 

8-1.jpg

Если «Эксперимент» находится в самом начале пути – это его первый спектакль, то театр «Современник», имеющий статус народного, далеко не новичок – он появился в 1977 году в поселке Магистральном и хорошо известен в наших краях. Так, в 2006 году на областном фестивале «Театральная весна на БАМе» он получил главный приз за постановку «Последнего срока» по Валентину Распутину. Писатель побывал на спектакле и тепло о нем отозвался.

Встреча с театром напомнила мне другую встречу, из моих давних редакторских лет, – с автором книги о деревне Карнаухово, Казачинско-Ленского района, Тарасом Швецовым, уроженцем тех мест. Его увлекательное повествование об истории родной деревни, основанной в середине XVIII века, о судьбе рода Швецовых, особенно периода раскулачивания, вышло в свет в 1993 году, открыв серию «Жития народные», которая затем продолжилась в журнале «Сибирь». Книга под названием «Карнауховский смутьян» тиражом в десять тысяч разошлась быстро, достигнув берегов Киренги, описанных на ее страницах.

У меня есть предложение к театру: создать спектакль по этой книге. Он не может не получиться, потому что и театр, и книга родились на одной почве, накопившей добротный культурный слой. Народный театр «Современник» вполне способен такое себе позволить.

Валентина Семенова, специально
для «Байкальских вестей».

Фото из архива Иркутского академического
драматического театра.

На фото: Сцена из спектакля «Вишневый сад»
любительского театра «Эксперимент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии