Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тепловой тупик

09 декабря, 2013

 

 

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о российском ЖКХ». Эту истину знает каждый, кому доводилось подключать новый дом к сетям, регистрировать счетчики — или, как это случилось совсем недавно с жительницей поселка Марково Лидией Житовой, отвоевывать у соседей право на уют, тепло и прочие блага цивилизации.

Поселок Марково находится вовсе не на краю света, и местные жители редко вспоминают поговорку про закон тайги и медведя-прокурора. Однако некие элементы безвластия на территории муниципального образования «Иркутский район» имеют место. Местные тепловые сети, протянувшиеся в Марково вдоль улицы Кайской, при незначительном диаметре 57-76 мм и протяженности всего 100 м, представляют собой большую головную боль для жителей — и с недавних пор и для администрации тоже. Все дело в том, что с 1997 года эти сети считаются брошенными. Первый владелец дома по адресу: Кайская, 45, построил их самостоятельно и уже после этого заключил договор о техническом присоединении к магистральной трубе, владельцем которой является Участок тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ. При продаже дома и участка сети как-то забылись и даже не были оформлены как бесхозяйные.

Казалось бы, кому какое дело: по области сотни километров линий электропередачи низкого (бытового) напряжения, автомобильных дорог, мостов и даже дамб, защищающих те же самые дороги, мосты и поселки от паводков, считаются брошенными. Время от времени под давлением вышестоящих властей или обстоятельств непреодолимой силы муниципальные власти все-таки берут часть важного имущества на свой баланс. Иначе ведь из бюджета области или одного из федеральных фондов не дадут денег на ремонт, и тогда жди, что свои же соседи-избиратели в отчаянии подымут мэра на вилы. В Иркутске, например, бесхозяйных и не оформленных должным образом сетей было множество — в основном это ведомственные сети предприятий, прекративших свое существование при наступлении новых экономических условий. С марковской трубой и ее ответвлением, тепловой камерой ТК-4, произошла совсем другая история, которая все еще не разрешилась, а закончиться может весьма печально.

На двух соседних участках по улице Кайской в Марково проживают две семьи: Лидии Житовой и Елены Абубакаровой. Разница между ними состояла в том, что марковская администрация, выделявшая земельные участки, проигнорировала факт существования на участке Абубакаровой той самой тепловой камеры ТК-4, а пользовались ею не только владельцы этого участка. С точки зрения чиновников, все было совершенно правильно: по закону и в документах администрации трубы и камеры нет, следовательно, ее нет в природе, участок пустой и может быть передан под строительство. Кто же мог подумать, что гражданка Абубакарова окажется не только удачливым строителем, завершившим, несмотря на все кризисы и трудности, строительство собственного дома, но и очень решительным (хотя и не очень технически грамотным) человеком. Она самовольно влезла в тепловую камеру, куда посторонние люди вообще не должны иметь доступа, и в первом акте коммунальной драмы отключила соседний дом от теплоснабжения.

Лидия Житова, в семье которой пять человек, в том числе и довольно пожилых, оказалась без отопления в самый неприятный момент — в начале ноября, когда каждый разумный сибиряк со дня на день ждет наступления жестких холодов. Осень 2013 года, по счастью, выдалась достаточно теплой, но в голосе хозяйки дома при рассказе о ее проблемах звенят слезы: дом постепенно замерзает, воды нет, канализация не работает. Разумеется, как человек ответственный, Лидия  Григорьевна в свое время заключила договор на отпуск тепловой энергии. Причем не с какой-нибудь мелкой котельной, а с крупнейшим в области поставщиком тепловой и электрической энергии — Иркутской энергосбытовой компанией («дочкой» ОАО «Иркутскэнерго»). Непосредственным поставщиком оказалась одна из лучших и современных станций системы — Ново-Иркутская ТЭЦ и ее Участок тепловых сетей.

Но увы: Елене Абубакаровой визит работников тепловых сетей, приехавших во втором акте нашей пьесы выполнить свои договорные обязательства, очень не понравился. Мало того что она отключила соседей от жизненно важного ресурса, так еще и вся тепловая камера замурована. В прямом смысле: весь объем ТК-4 залит бетоном, и теперь ее без тяжелой техники и не разобрать. Чтобы, значит, совсем отвадить «всяких там» от визитов. Логика владельца скромного земельного участка в очень скромном муниципалитете такова, что ей позавидовал бы влиятельный французский или английский феодал времен становления централизованного государства: земля моя, что хочу, то и делаю. Не стесняясь камер телеканалов, Елена Абубакарова требовала от сотрудников аварийной службы каких-то решений суда, обосновывающих «вторжение на ее территорию», и распоряжалась не принадлежащим ей имуществом, как своим собственным. Если бы она еще понимала: в случае любой аварии, даже простого проседания грунта, бетон сломает и трубы, и задвижки — и тогда ей самой придется идти на поклон к аварийной службе.

 


Иной раз очень жаль, что в стране нет какого-нибудь органа, уполномоченного решать вопросы на месте, без долгой волокиты. Чиновников Марковского муниципалитета, ведущих прием граждан всего два дня в неделю, по понедельникам и средам, и не способных принять на свой баланс жизненно важные коммуникации на протяжении вот уже 16 лет, следовало бы научить усидчивости. Бывают обстоятельства, когда граждан не может устроить общение с муниципальным автоответчиком, — это тоже надо понимать. Хотелось бы рассказать гражданке Абубакаровой, что в нашей стране бывают случаи принудительного изъятия незаконно захваченных объектов и даже — как ни трудно в это поверить — вполне законно приобретенных земельных участков. Опять же бывают обстоятельства, когда частные интересы значат меньше, чем общественные, а марковский случай явно из их числа.
 

Надо отдать должное: сотрудники аварийной службы хоть и имели численное и техническое преимущество (у них были КамАЗ и экскаватор), силой и поддержкой полиции не воспользовались. Более того, они даже устно не стали отвечать на брошенные отчаянной домовладелицей Абубакаровой тяжелые предметы, удары палкой и громкую матерную ругань. Лидия Житова, правда, как потерпевшая и продолжающая терпеть сторона, предпочла бы иное развитие событий. Но — быть может, в данной ситуации, к сожалению, — наша страна (по крайней мере, за пределами поселка Марково) все еще старается быть цивилизованной и подобные конфликты принято решать в суде. Судиться хотят теперь обе стороны: Житова — потому что не понимает, почему после девяти лет пользования центральным теплоснабжением должна перейти на печь и дрова, а Абубакарова — потому что свято верит в неприкосновенность частной собственности на землю.

— Сейчас мы в соответствии со статьей 15 Федерального закона 190-ФЗ и статьей 225 Гражданского кодекса обратились в администрацию Марковского образования, а Иркутская энергосбытовая компания направила обращение в прокуратуру, — объясняет ситуацию заместитель технического директора участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ Сергей Зинченко. — Мы просим администрацию Марковского поселения составить список бесхозяйных тепловых сетей, принять их на баланс и своим решением назначить эксплуатирующую организацию. Да, это непростая работа,  ведь чтобы назначить эксплуатирующую организацию, уйдет примерно месяц, а на признание сетей бесхозяйными и их оформление в установленном порядке потребуется примерно год, но это нужно сделать, чтобы избежать подобных ситуаций. В рамках закона мы будем продолжать попытки восстановить теплоснабжение дома Житовой, ведь она заключила  договор с Иркутской энергосбытовой компанией.

Чем бы ни закончилась эта история, иной раз очень жаль, что в стране нет какого-нибудь органа, уполномоченного решать вопросы на месте, без долгой волокиты. Чиновников Марковского муниципалитета, ведущих прием граждан всего два дня в неделю, по понедельникам и средам, и не способных принять на свой баланс жизненно важные коммуникации на протяжении вот уже 16 лет, следовало бы научить усидчивости. Бывают обстоятельства, когда граждан не может устроить общение с муниципальным автоответчиком, — это тоже надо понимать. Хотелось бы рассказать гражданке Абубакаровой, что в нашей стране бывают случаи принудительного изъятия незаконно захваченных объектов и даже — как ни трудно в это поверить — вполне законно приобретенных земельных участков. Опять же бывают обстоятельства, когда частные интересы значат меньше, чем общественные, а марковский случай явно из их числа.

 

Константин Зверев, специально для «Байкальских вестей»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии