Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Превзойдя все ожидания

05 июля, 2016

В Иркутске завершились гастроли Бурятского театра оперы и балета

Тоска.jpg

В юбилейную пору Иркутска, отметившего свое 355-летие, цветущим июнем 2016 года поздравить и ошеломить иркутян своими новыми постановками поспешили артисты академического театра оперы и балета из столицы соседней республики, которая готовится отпраздновать 350-летний юбилей. Долгоиграющий визит одних юбиляров к другим оказался настоящей упоительной фиестой для всех ценителей высокого искусства, каких в областном центре Прибайкалья множество.

Гастроли бурятских мастеров проходили при полных залах, восхитительное «послевкусие» после ярких постановок было долгим и освежающим. Опера, привычно выступившая на высоте, сумела удивить поисками новых драматических акцентов. А балет просто свел с ума невероятно взлетевшим уровнем хореографии. Горячую благодарность от имени покоренной публики стоит адресовать декораторам и костюмерам, фантастическая работа которых превратила улан-удэнские вечера в Иркутском музыкальном театре в настоящие пиршества для глаз. Словом, гастроли удались на славу.

Кармен.jpg

За пределы стереотипов

Постановщик уже звучавшей в Иркутске новой «Тоски», а также премьерной обновленной «Кармен» народный артист России Юрий Лаптев признается, что решал сложную творческую задачу — освободиться от стереотипов, сросшихся с традиционными оперными образами. Оба оперных шедевра, которые он представил нам в свежей интерпретации, давно являются культовыми, а значит, и застоявшимися в рамках академических оперных канонов.

Выдающийся экс-солист и режиссер Мариинского театра предложил бурятской труппе вырваться из этих ограничений, спуститься, если можно так выразиться, с котурнов усыпляющей современника архаической оперной царственности — и привнести в давно известные драматические истории пульсацию реальных человеческих переживаний. Поэтому и Кармен совсем не обязательно должна быть «роскошной» и сногсшибательной, и зажигательный танец ее может выглядеть простодушно, а простой наряд — даже неряшливо.

— Мы стараемся отойти от антуража псевдоиспанского шика, — сказал Юрий Лаптев в одном из интервью, — мы делаем оперу о настоящих людях, о простых людях.

Именно так, с предельным вниманием к живым человеческим чувствам и судьбам, была рассказана нам интригующая повесть о бойкой работнице табачной фабрики, рисковая авантюрная натура которой увлекла ее на скользкую дорожку контрабандистов, а властная жажда играть мужскими сердцами привела к неизбежной гибели. С напряженным интересом следили мы за психологическими коллизиями сюжета, сопереживая терзаниям порабощенного волей любовницы Хозе (Мэргэн Санданов и Михаил Пирогов), симпатизируя и сочувствуя верной, целомудренной Микаэле (народная артистка Бурятии Билигма Ринчинова и восходящая монгольская звезда Батчимэг Самбуугийн), поражаясь несгибаемому, бесстрашному и хищному характеру главной героини (заслуженная артистка России Оксана Хингеева). Один из зрителей, кстати сам представляющий артистический цех, так вовлекся в происходящее на сцене, что, забыв о неотвратимости кровавой развязки в либретто, всерьез надеялся, что после рокового карточного предсказания смерти Кармен пожалеет и попытается спасти своего одержимого поклонника!

Сио-Чио-Сан.jpg

Подробно вникать во все нюансы диалогов и монологов помогала бегущая строка титров, благодаря которой публика постигала не только основное содержание, но и тончайшие оттенки смысла мизансцен. Мы словно бы заново открыли для себя волнующую фабулу повести Проспера Мериме, гениально отразившуюся в музыке Жоржа Бизе. Сама же музыка вновь захватила нас своим темпераментом и жгучим накалом. Ее превосходно исполнял симфонический оркестр улан-удэнского театра, за пультом которого колдовал питерский дирижер, заслуженный артист России Леонид Корчмар. Всеми любимые куплеты Эскамильо прозвучали густым торжествующим баритоном уроженца Монголии, народного артиста Бурятии Намхая Мунхзула.

Творческий тандем улан-удэнской оперной труппы и питерской команды постановщиков сумел высечь из уже забронзовевших нетленок «Тоски» и «Кармен» новые обжигающие искры. Большую роль сыграла в этом сценография заслуженного художника Украины Сергея Спивякина, в опере Бизе пронизанная почти документальным бытовизмом, искусно имитирующая эмоционально окрашенные состояния природы, а в творении Пуччини — роскошная, барочная, насыщенная сочными итальянскими красками.

С аншлагом прошла и неизменная фаворитка публики — опера «Чио-Чио-Сан», с которой зритель готов встречаться снова и снова на протяжении вот уже десятков лет. Здесь в главных партиях опять блеснули Батчимэг Самбуугийн с ее легким серебристым сопрано, лауреат международных конкурсов, отлично знакомый иркутским меломанам Михаил Пирогов — обладатель атласного переливчатого тенора, и заслуженная артистка России Оксана Хингеева — колоритное темпераментное меццо.

Несмотря на то, как много артисты бурятской оперы потрудились, чтобы потешить нас постановочной новизной, главное удовольствие доставило залу оставшееся неизменным высокое качество исполнительства, которым наши соседи славились всегда. Достойная, стремящаяся к совершенству бурятская оперная школа под руководством концертмейстера и педагога народной артистки России Даримы Линховоин уверенно держит свою высокую планку. Артисты поют прекрасно. А что в опере может быть важнее?

Баядерка.jpg

Сеанс танцевальной магии

Балет, не боюсь повториться, свел с ума, обворожил, поверг в какое-то сладкое наваждение. Всему «виной» — крепкая рука и пламенное вдохновение мастера — японца Морихиро Иваты, вставшего во главе танцевальной труппы четыре года назад. Его незаурядный талант и жреческая преданность русской классической балетной традиции накладывают очевидный отпечаток на всю хореографическую реальность театра, сообщая ей мощное ускорение в развитии, приближая к первоклассным мировым стандартам.

Аристократический гастарбайтер улан-удэнского театра — выпускник Московского академического хореографического училища, долгие годы солист «Русского балета» под руководством Вячеслава Гордеева, затем — Большого театра в Москве, обладатель множества престижных международных наград, лауреат премий Михаила Барышникова, японских премий «Мурамацу» и «Данс-Магазин», обладатель Гран-при и награды «Лучшему хореографу» на фестивале Чабукиани-Баланчин 2000 года. Он превосходно танцует и сейчас, но в нем, несомненно, начинает ярко преобладать стремительно набирающий виртуозность балетмейстер.

Хореографическая труппа бурятской столицы под  эгидой классного профессионала расцвела и окрепла невероятно. Одно удовольствие только взглянуть на легких, длинноногих, прекрасно сложенных и красивых актеров, которые словно выращены на подбор. Они отлично натренированы, наделены богатым артистизмом, среди них много блестящих солистов, как титулованных, увенчанных званиями, так и подающих большие надежды. Особенно явно это проявилось во время балетного вечера, замыкавшего гастрольную программу, где каждый номер был незабываемо прекрасен, а их разнообразие казалось неисчерпаемым.

Пер-Гюнт.jpg

Балеты, представленные иркутянам, разительно отличались друг от друга. Первым мы оценили «Баядерку» Минкуса в филигранной хореографии Мариуса Петипа с ее тонким романтическим волшебством и психологической глубиной. Партию Никии танцевали народная артистка Бурятии Вероника Миронова и заслуженная артистка Бурятии Лия Балданова. В роли воина Солора соревновались красавец Булыт Раднаев и перспективный артист Баир Цыдыпылов. Коварная Гамзатти предстала перед нами в исполнении Евгении Цыреновой.

Кипучие страсти любовного треугольника насыщены пряным ароматом восточной экзотики. Его источает дивная музыка, им исполнена радужная колористика костюмов и декораций. Зной и томление, экзальтация и поэзия, красота и недосягаемость хрустальной мечты о счастье — вот чем растревожила и уязвила нас эта индийская сказка.  

Следующий пластический опыт стал искусом для поклонников балета. Гости показали сюрреалистическое полотно «Пер Гюнт» по символической поэме Генрика Ибсена на изумительную музыку Эдварда Грига. Поставил его выдающийся хореографический авторитет Вадим Писарев, который двадцать лет назад готовил «Пера Гюнта» к 1000-летию первой норвежской столицы — города Трондхейма.

Улан-удэнская версия иркутских балетоманов несколько озадачила. Во-первых, драматургически очень трудно в двухактном хореографическом спектакле проследить всю пестроту и причудливость событий пятиактовой пьесы Ибсена, они оставляют впечатление некой мозаики фрагментов, не слишком уверенно скрепленных между собой. Это впечатление усиливает чередование дивных оркестровых звучаний бессмертных тем Грига с фонограммами современных и фольклорных мелодий, не указанных, кстати, в программке, а также эклектизм сценографических решений Сергея Спевякина. К тому же хореограф, по-видимому, недооценил возможности актеров, создав довольно лаконичный, не претендующий на яркую виртуозность пластический рисунок основных партий, избрав несколько вялый, замедленный темпоритм многих знаковых сцен, желая, наверное, вызвать у нас ощущение сна, иллюзии, наваждения.

Возможно, сказалось на зрительском восприятии и смутное представление о самой истории Пера Гюнта. А между тем она невероятно актуальна именно в XXI веке. Загадочный, неугомонный странник из старинных норвежских легенд и преданий — именно наш современник, обитатель разноликой, изменчивой мультиреальности, одержимый несбыточными мечтами о головокружительном успехе и дармовой славе, жаждой «брать от жизни все» и быть без ума от себя любимого, человек, который, как утверждает театральный критик Павел Руднев, «уже никогда не будет цельным». Он мечется в плену нескончаемых соблазнов, то и дело примеряет на себя новые и новые харизматичные роли, как луковица, укутывается в череду слоев — и при этом теряет внутреннюю сердцевину, личностное ядро, духовную суть.  И только в неугасающей любви верной подруги он остается одним и тем же –достойным, одаренным и желанным избранником.

Главную роль в балете безукоризненно исполнил невероятно талантливый Михаил Овчаров, Сольвейг с изумительным лиризмом станцевала заслуженная артистка Бурятии Елена Хишиктуева, экзотически впечатляющими были владыка нечисти Доврский король – Вячеслав Намжилон и его дочь — Оюна Кызынбеева. Очень хороши были массовые сцены, особенно устрашающий пляс троллей на музыку «В пещере горного короля». Украсил постановку летящий голос Билигмы Ринчиновой, словно созданный для исполнения проникновенной песни Сольвейг.

Морихиро.jpg

«Контрольный выстрел» в сердце публики

От нового прочтения «Лебединого озера» в хореографии Морихиро Иваты все остались в полном восторге. Немеркнущий балет расцвел небывалыми, ошеломляющими красками. Все участники танцевали просто превосходно, свежие пластические решения пленяли не только новизной, они были живописны, изящны, невероятно выразительны. Ошеломительная виртуозность партии шута в искрометном исполнении Михаила Овчарова просто сразила зрителей наповал. Одетту-Одиллию в разительном контрасте двух героинь великолепно воплотила Евгения Цыренова, героико-романтический образ Зигфрида удался Артемию Плюснину, Вячеслав Намжилон отлично справился с очередной зловеще инфернальной ролью Ротбарта. Вероника Миронова в неаполитанском танце сверкнула заразительным огнем вместе со своим партнером Баярто Дамбаевым. Выше всех похвал были и другие сольные танцы.

Атмосферу чарующей сказки «наколдовали» невообразимой красоты декорации Алексея Амбаева, несравненные костюмы в стразах Swarovski. «Балет — просто волшебство и чудо! — пишет зрительница в книге отзывов. — После испытанного на спектакле все кажется серым и будничным. Посещаем спектакли Бурятского театра оперы и балета каждый год, но сегодняшний вечер превзошел все ожидания. Браво!»

Казалось, «перешибить» впечатление от божественного творения Чайковского уже невозможно, однако заключительный балетный дивертисмент оказался еще богаче и прекрасней. Танцовщики показали девятнадцать незабываемых номеров, один другого ослепительней. Наряду с известными композициями Мариуса Петипа, Михаила Фокина, Игоря Моисеева, Асафа Мессерера публику покорили удивительные хореографические миниатюры от хозяина вечера Морихиро Иваты, исполненные как в классической традиции, так и в современной манере. Совершенно разными, сложными и восхитительными были «Арабский танец» из «Щелкунчика», «Узник» на музыку Мендельсона, с большим драматизмом исполненный Михаилом Овчаровым, «Лунный свет» Дебюсси. Сам мастер дважды блеснул своим незаурядным талантом, станцевав с Харукой Уэмура па-де-де из «Венецианского карнавала» Цезаря Пуни, а потом взорвав зал немыслимым надрывом короткого моноспектакля «Все не так» на песню Владимира Высоцкого, горячим поклонником которого является наш японский гость.

«Контрольным выстрелом» в сердце публики стало «Фанданго» из балета «Дон-Кихот», наизусть известное каждому балетоману. Солировали в этом искрящемся большом фрагменте лучшие из лучших. Вероника Миронова в пачке такого убийственно-алого цвета, каким щеголяет тропический моллюск с артистическим названием «испанский танцор», была сама воплощенное пламя, не уступал ей в высокой температуре страсти и пыла заслуженный артист России Булыт Раднаев. Искрометная музыка Минкуса и великолепие танца воспламенили в зале экстатические рукоплескания. За пультом оркестра, как и все балетные вечера, мастерски властвовал московский дирижер Александр Сотников.  Счастливцы, побывавшие на этом чудном июньском балу, вынуждены признать, что давно не испытывали подобного наслаждения.

Марина Рыбак, «Байкальские вести».

Фото Бурятского государственного академического
театра оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова.

На фото: «Тоска»; «Кармен»; «Чио-Чио-Сан»;
«Баядерка»; «Пер Гюнт»; Морихиро Ивата

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии