Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Суровая правда забытой войны

13 ноября, 2012

 

Окончание. Начало в № 61

 

Обратимся к судьбе сыновей Ивана Николаевича Бароцци де Эльс.  Николай Иванович Бароцци де Эльс в 1909 году поступил в Омский кадетский корпус. Но обучение в корпусе Николай не окончил, так как, движимый патриотическими чувствами, в начале 1915-го взял свидетельство об окончании шести классов и ушел в Виленское военное училище. Окончив там курсы по первому разряду, был направлен на фронт. Он был зачислен прапорщиком в 299-й  пехотный Дубненский полк, а через полгода ему присваивается звание подпоручика. Как указывается в послужном списке, проявил себя мужественным воином. За отличия в боях у деревни Мокрая Дуброва награжден орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, а затем за период боев с 1 по 15 октября 1915 года  орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». За боевые заслуги в январе 1916 года назначается командиром роты.

Командуя ротой, Николай Иванович совершил подвиг, за который награжден посмертно Георгиевским крестом 4-й степени. Вот описание его подвига, которое хранится в Российском государственном историческом архиве.

«9 июня 1916 г. в бою на реке Ясельде 3-й батальон наступал на участок сильно укрепленной немецкой позиции под ураганным огнем тяжелой артиллерии противника. Направляющей была 9-рота под командованием подпоручика Бароцци де Эльс. Этой роте пришлось идти на самый опасный пункт, от шлюза № 1 до места слияния Огинского канала с р. Ясельдой, защищенной очень сильным предмостным укреплением и 3-мя полосами проволочных заграждений. Выйдя из леса, рота продвигалась вперед по сплошному очень вязкому болоту, причем местами нижние чины проваливались в «окна», движение происходило под пулеметным и ружейным огнем  чрезвычайного напряжения. У проволочных заграждений батальон попал под перекрестный фланговый огонь пулеметов, т.к. в этом месте канал и река образуют входящий в сторону немцев угол. Люди замялись. В эту решительную минуту 9-я рота, воодушевленная примером своего ротного командира, который первым бросился вперед, устремилась на заграждения, преодолела обе полосы и своим примером увлекла остальные роты. У 2-го ряда доблестный подпоручик Бароцци де Эльс запечатлел свой подвиг смертью, но начало было положено, обе полосы проволочных заграждений были пройдены, и роты заняли дамбу на реке Ясельде.

Командир 299-го пехотного Дубненского полка полковник Пургасов

Полковой адъютант поручик Ган

(РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 27384. Л. 91—92 об.)».

Младший брат Николая Всеволод Бароцци де Эльс также воевал на западном фронте, остался жив,  но судьба его трагична. Вот ее страницы. В  мае 1915 года окончил Высшее начальное училище в Нерчинске и добровольцем пошел на фронт. С 1 июля служил вольноопределяющимся в Иркутске в 11-м строевом запасном полку. 1 октября поступил в 1-ю Иркутскую школу прапорщиков и в январе 1916 года после ее окончания был произведен в чин прапорщика. Затем  служил в Канске, в 16-м Сибирском строевом полку, до мая, когда был отправлен на западный фронт, где воевал в составе  42-го Сибирского строевого полка с мая 1916-го по декабрь 1917-го. За боевые заслуги награжден орденами Св. Анны с мечами и бантом 3-й и 4-й степени и Св. Станислава 3-й и 4-й степени.

18 декабря 1917 года Всеволод Бароцци де Эльс получил 35-дневный отпуск и поехал к родителям в Троицкосавск, куда прибыл 5 января  1918-го и прожил здесь до мая. Как он пишет в своей анкете на получение вида на жительство в Маньчжурии: «От притеснений большевиков ушел в Монголию и был зачислен в армию Семенова». До 7 июля 1919 года служил в Ургинском отряде. По расформировании отряда был назначен во 2-ю Забайкальскую казачью дивизию.

«Копия приказа из архива Забайкальского края о назначении Всеволода Бароцци де Эльс: Приказом войскового атамана полковника Семенова за № 605 объявлен список офицеров бывшего Ургинского отряда, прикомандированных, ввиду некомплекта офицеров, в строевые части 2-й Забайкальской казачьей дивизии. В 8-й  полк прикомандирован поручик Борци-де-Эльс (так в тексте) (рапорт начальника 2-й Забайкальской казачьей дивизии за № 28 от 7 июля 1919 г.)».

В ноябре 1920 года, после разгрома армии атамана Семенова, Всеволод Иванович эмигрировал в Китай через станцию Мациевская. Остановился в Харбине, где работал сначала путейским рабочим, а затем, из-за ухудшения здоровья, дворником на железной дороге. Был женат на машинистке комендантского управления Забайкальского казачьего войска, эмигрировавшей вместе с ним в Маньчжурию. У них был сын Ор Всеволодович. После освобождения Китая советскими войсками в 1944 году их судьба неизвестна. Но все документы оказались в Хабаровском краевом архиве (Государственный архив Хабаровского края. Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 2960. Л. 1—14).

Старший сын атамана Виктор Иванович Бароцци де Эльс (1894—1930) служил на востоке и на западный фронт не попал. Он был призван в армию в августе 1914 года по мобилизации и направлен в бригадный учебный батальон Заамурской железнодорожной бригады Пограничной стражи. После окончания курса Бригадного учебного батальона служил на железнодорожных станциях помощником начальников. Привожу свидетельство о прохождении воинской службы В.И.Бароцци де Эльс.

«КВЖД. Управление дороги. Служба эксплуатации. 29.03.1918 г. № 4837. Г. Харбин

Свидетельство

Предъявитель сего Виктор Иванович Бароцци де Эльс служил на Китайской Восточной железной дороге с 16 марта 1916 г. по 1 апреля 1918 г. и в течение этого времени состоял на действительной военной службе, занимая должность с 16/III 916 г. по 16/VIII 917 г. Помощн. нач. раз. Лукашево, с 16/VIII 917 г. по 1/III 918 г. Пом. нач. раз. Якуни с окладом 180 р. в год и с 1/III 918 г. по 1/V 918 г. по вольному найму  пом. нач. раз. Якуни с окладом 720 р. в год. Уволен с 1 апреля 1918 г. по собственному желанию.

В удостоверение чего и дано ему Бароцци де Эльс настоящее свидетельство, с приложением печати, по его личной просьбе.

Начальник Восточного отделения».

История мужской половины семьи атамана 3-го военного отдела Забайкальского казачьего войска уникальна в силу единственности и уникальности каждой человеческой жизни на Земле. Но таких судеб было миллионы, которые каждая по-своему оставила свой след в истории Российского государства. Об этом прекрасно говорится на сайте, созданном  членом Совета федерации Анатолием Лисицыным. «Накануне 100-летнего юбилея Великой войны Россия обязана вспомнить имена тех, кто достоин исторической памяти и уважения потомков. В нашей стране нет ни одного памятника, ни одной даты в календаре, напоминающих о событиях той войны, потрясшей мир. По какому-то невероятному стечению обстоятельств «эстафета молчания» перешла от старой советской власти к власти современной».

Полностью поддерживая высказанные мысли, можно сформулировать и предложение для сенатора. Поскольку он имеет право законодательной инициативы, можно предложить ему выступить с идеей о внесении поправки в  ФЗ № 32 от 10.02.1995 «О днях воинской славы и памятных датах России». Суть поправки — добавить в список памятных дат России, содержащихся в законе, еще одну дату.

11 ноября — день памяти о погибших в Первой мировой войне.

Владимир Пархомов, доктор физико-математических наук,
профессор Байкальского государственного университета
экономики и права, специально для «Байкальских вестей»

На фото: Георгиевский кавалер Николай Иванович Бароцци де Эльс;

Поручик Всеволод Иванович Бароцци де Эльс.
Слева в юности, справа в эмиграции;

Рядовой 3-й роты 3-го Зааргунского железнодорожного полка
Виктор Иванович Бароцци де Эльс.

 

P. S.  Как удалось установить уже после опубликования в прошлом номере нашей газеты первой части статьи «Суровая правда забытой войны», в подписи к семейной фотографии, сделанной в Троицкосавске в 1912 году,  неверно указаны стоящие слева и справа сыновья есаула Николая Ивановича Бароцци де Эльс. Следует читать: слева от отца стоит Всеволод, а справа Николай (погиб в Первую мировую войну). Таким образом, удалось восстановить еще одну небольшую деталь истории одной семьи.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии