Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Судьба строителя

01 марта, 2012

 

 

Юрию Шкуропату сегодня исполняется 75. День рождения, впрочем, он отмечать не любит. Главные праздники для него — Новый год и 9 Мая. Маленький Юра закончил первый класс в киргизском городе Ош, и на всю жизнь осталось воспоминание: выбежав из мазанки, в которой жила семья, он увидел — далеко, в центре города, салюты, а вокруг плачут и обнимаются люди, незнакомые между собой…

 

Судьба далеко увела Юрия Шкуропата от родины. Окончив в 1960 году Томский инженерно-строительный институт, он, уже с молодой женой, приехал в Усолье-Сибирское — строить предприятия «большой химии». Это время Юрий запомнил на всю жизнь и сейчас благодарен за жесткую школу, которую преподала жизнь. А тогда 23-летнему инженеру нередко хотелось все бросить и уехать на родину, где тоже была работа.

 

Начало

Первостроитель Усольехимпрома — звучит гордо. На практике получилось так, что вчерашнему студенту, толком не оглядевшемуся на стройке, пришлось сразу начать исполнять обязанности начальника участка. Сам начальник, отбыв на два месяца в отпуск, в Усолье больше не вернулся. Молодой инженер, который учился у прораба выписывать наряды бригадам, сразу попал в полымя: никто не списывал ему огрехи прежнего руководства, и на каждой планерке Юрию Шкуропату приходилось ответ держать за все. В общении с «зубрами» — руководителями подрядных организаций, которым легко было списывать проблемы на нерадивость строителей, набивал первые шишки.

— Когда мы приехали с женой в Усолье, нам дали комнату в рабочем общежитии. Такая, знаете, перевалочная база для шоферов, приезжающих на уборочную. Обстановка соответствующая, — вспоминает Юрий Александрович. — Очень скоро родился сын Саша, и жену из роддома я забирал уже в квартиру — в трех комнатах жили три молодые семьи. Вечерами я ждал, когда все поужинают и разойдутся, ставил в кухне мольберт и полночи чертил, считал, пытаясь понять, как поправить положение на моем участке. А утром в шесть встаешь и пешком, далеко (а зима была на диво лютая) идешь на заседание штаба. Честно скажу — не раз в такой дороге было желание все бросить и уехать. Но опять новый день, опять заботы, дела…Так и остался.

…Усолье станет домом для их семьи на долгие годы. Почти десять лет Юрий Шкуропат  отработал в тресте Востоктяжстрой — от мастера, прораба до главного инженера, начальника СМУ-3. Однако вскоре судьба повернет по-своему: уже опытный строитель получил лестное предложение возглавить строительство в Монголии. Этот период Юрий Александрович теперь называет «жизнью на колесах». Стройуправление находилось, конечно, в Улан-Баторе, а строительные объекты, за которые отвечал Шкуропат, по всей стране, самое дальнее – на расстоянии более тысячи километров.

 

Монголия

— Поскольку очень жалко было дневного времени на переезды, мы с моим водителем, тоже усольчанином, передвигались только по ночам, — рассказывает Юрий Шкуропат. — Ездили на ГАЗ-69, за рулем по очереди. Это время вспоминается как дорога, дорога…

Один из лучших объектов, который строили к юбилею Монгольской республики, — школьный комплекс.

— В Советском Союзе подобных не было. Большая школа с кабинетной системой — кабинеты физики, химии, математики и так далее, общежитие для ребятишек, поскольку они приезжали на учебу из разных аймаков, жилые дома для преподавателей, прачечная, бассейн, — рассказывает Юрий Шкуропат. — На юбилей республики прибыла большая делегация из СССР, и один директор школы из Москвы, заслуженный, пожилой, сказал: «Я сорок лет директором, в прошлом году 1 сентября открыл новую школу, но такого никогда не видел».

Советский Союз щедро поддерживал «младшего брата». В школе кабинеты были оснащены по последнему слову: в кабинете географии — огромный рельефный глобус, вокруг Земли еще вращается Луна; в кабинете черчения на каждой парте — своя настольная лампа, шикарная готовальня. Общежитие полностью обустроено, обеспечено всем — от мебели до полотенец и ковриков…

— Я бывал позже в этой школе, — говорит Юрий Шкуропат. — Рад, что ее возглавил хороший директор и сохранил практически все таким, каким было при сдаче. К сожалению, не ко всем построенным объектам относились так бережно.

 


Александр Ткачев, генеральный директор финансово-строительной компании «Новый город»:
— Я бы выделил два главных качества, которыми обладает Юрий Александрович. Первое — это высочайшая работоспособность. Он принимает активное участие в делах, касающихся строительной отрасли региона, используя свой многолетний профессиональный опыт.
Второе — это ответственность за происходящее. Он звонит из поездок, из других городов, несмотря на личные обстоятельства, если какой-то вопрос необходимо держать под контролем.
Желаю юбиляру такой же деловой активности, востребованности. И конечно, здоровья и благополучия в семье.
 

 

Возвращение в Иркутск

Завершилась долгая командировка в Монголию. Шкуропат получил лестное предложение: в Крыму нужно было возводить и ремонтировать санатории и пансионаты 4-го Управления Минздрава. Однако он принимает другое решение — в 1972 году становится главным инженером треста Иркутскпромстрой:

— Меня вызвали в Иркутск, я приехал. И что, хитрецы, сделали: повезли меня не в трест, а в новый, только что построенный дом. Сказали: вот твоя квартира. Ну такая красота…Мы так не жили никогда. Улучшенная планировка, вид на Ангару. В общем, позвонил жене в Улан-Батор и сказал: остаемся в Иркутске.

Второй причиной, которая заставила отказаться от предложения поехать на юг, стали упорные слухи об уже тогда практиковавшихся в тех местах системах «отката». В Советском Союзе, надо отдать должное, коррупцию отслеживали и наказывали жестко. Отношения к этому Шкуропат иметь не хотел.

— Про трест Иркутскпромстрой в те времена никто доброго слова не говорил, — вспоминает Юрий Александрович. — В лучшем случае просто махали рукой — а-а, мол, знаем-знаем…Репутацию пришлось восстанавливать заново.

За семь лет, которые здесь проработает Шкуропат — сначала главным инженером, потом управляющим, трест не просто наберет обороты и станет получать одну награду за другой. Главная награда для строителей — многочисленные объекты: главный корпус Иркутского авиазавода, блок Института географии, общежитие на 440 мест Иркутского государственного университета, школа № 19 в Академгородке, Иркутский дрожжевой завод, формовочный цех Мельниковского завода железобетонных изделий, учебно-производственный корпус Иркутского энергетического техникума, детский сад масложиркомбината,  Мельниковская птицефабрика, котельная Иркутского мясокомбината, тепличный комбинат в поселке Марково, хлебозавод, цех сварных конструкций завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева, Приангарское племенное птицехозяйство…Перечислить все объекты сложно!

В 1979 году Юрий Шкуропат становится первым заместителем начальника Главвостоксибстроя. Однако  спустя три года его «сватают» на новое место — председателя Иркутского горисполкома. От этой должности, честно признается сейчас Шкуропат, он старательно пытался убежать:

— Даже успешно симулировал болезнь. Однако Николая Васильевича Банникова, первого секретаря обкома партии, перехитрить не удалось. Он все же предложил мою кандидатуру для голосования, а мне сказал: вот выберут, полечишься, а там и за работу. Как будто я не знал, что на такую работу лечиться не ходят.

Восемь следующих лет Юрий Шкуропат отвечал за город. Добрым словом и искренним уважением вспоминает предшественника, Николая Францевича Салацкого. До сих пор уверен, что в любом случае на такой должности человек будет получать больше шишек, чем благодарности, и считает, что это правильно:

— Всегда найдется, за что покритиковать мэра. Но для него жизнь Иркутска должна быть главной, про себя, свои заботы можно забыть: город требует постоянного внимания, напряжения и труда.

Не зря про себя он говорит, что дома был «как квартирант» — на всех должностях работа отнимала много времени. В 1990 году Юрий Шкуропат вернулся в Востоксибстрой. В 1996 году возглавил Союз строителей Иркутской области. Про юбилей с ним говорить даже неловко: человек настолько занятой и востребованный, что подсчитывать годы не с руки.

 


Владимир Матиенко, депутат Законодательного собрания Иркутской области:
— Юрия Александровича я знаю очень и очень давно. Он один их тех людей, при встрече с которыми теплеет на душе: настолько он интеллигентен, уважителен к людям и ответствен к себе.
На протяжении всей жизни, где бы Юрий Шкуропат ни работал, вокруг него всегда собирались толковые, серьезные люди. Ему удавалось создать такую команду, чтобы работа спорилась. Искренне желаю Юрию Александровичу и его близким здоровья и долгих лет жизни.
 

 

О будущем

Он награжден множеством самых разных наград. Но главными наградами считает внуков, фотографии которых стоят у него на рабочем столе. Сын Александр, родившийся в далеком 60-м в Усолье, тоже стал строителем, теперь у него трое детей. Дочка Настя уже заканчивает институт. Маше пять лет. А шестилетний Юрий Александрович Шкуропат недавно озадачился вопросом:

— Баба! Дед строитель?

— Строитель.

— Большой?

— Большой. Да на что тебе?

— Да вот думаю: может, в школу не ходить, а пусть он меня сразу строить научит?

Школу Юрий Шкуропат-2, конечно, закончит. И наверняка сработают гены: станет строителем. Значит, до того времени деду надо продолжать работать, чтобы передать дело из рук в руки.

С юбилеем, Юрий Александрович!

 

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии