Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ставим пока не точку, а многоточие

21 июля, 2014

Ангарский городской суд 20 июня нынешнего года вынес приговор по одному уголовному делу, которому наша газета посвятила несколько публикаций. Самая первая — запевная статья из всей серии — называлась так: «Братья против братвы».

Коротко напомню, о чем шла речь в этом материале. Днем 16 сентября 2010 года на автотрассе Иркутск — Ангарск водители и пассажиры двух иномарок выясняли отношения: кто кому помешал. В «Мерседесе» ехали братья Кобзари, в «Хонде» — студент юрфака одного уважаемого иркутского вуза Александр Самбур с тремя приятелями. Словесная перепалка не перешла тогда в более активные действия. Но конфликт на этом не прекратился.

Ранним вечером того же дня в центре Ангарска возле магазина «Карлен» раздались выстрелы. Нападавшие — их было по меньшей мере трое — открыли огонь из травматического и огнестрельного оружия. Мишенью налетчиков сначала был Вячеслав, старший из братьев Кобзарей. Несколько секунд спустя в зоне обстрела оказался и младший брат Валерий, выбежавший из магазина. Стрельбу на поражение по Кобзарям вели Александр Самбур, Александр Есиков и еще один налетчик, не установленный в ходе следствия. Кстати, Есиков официально считается несудимым, хотя у него были серьезные проблемы с законом: когда-то он участвовал, кажется, в разбойном нападении, был осужден. В настоящее время старая судимость погашена, но тут как раз подоспел новый, гуманный, приговор… Впрочем, о нем чуть позже.

Цитата из приговора: «Своими умышленными преступными действиями Самбур причинил Кобзарю Вячеславу телесные повреждения в виде огнестрельного пулевого проникающего слепого ранения головы с входной огнестрельной раной лобной области слева, переломом лобной кости, повреждением твердой мозговой оболочки, с ушибом головного мозга, которое расценивается как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью…».

То есть Самбур из травматического пистолета стрелял в голову старшего из братьев Кобзарей. Сегодня Вячеслав жив, хотя и не совсем здоров.

В статье «Братья против братвы» подробно рассказывалось не только о стрельбе по братьям Кобзарям. В публикации также был сделан анализ личности нападавших. И сегодня, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами (о них я расскажу позднее), есть смысл напомнить, что Самбур за сравнительно небольшой промежуток времени умудрился несколько десятков раз нарушить правила дорожного движения. Остается  удивляться, как он никого не задавил на улицах Ангарска или на какой-нибудь автотрассе.

Уголовное дело, возбужденное по факту стрельбы в центре города, расследовалось ни шатко ни валко. И это при том, что был известен госномер иномарки, на которой приехали преступники…  При том, что потерпевшие Кобзари прямо указывали на людей, стрелявших в них…Но следствие топталось на месте: может быть, потому, что один из подозреваемых, Самбур, проходил практику в Ангарском подразделении Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области…

Видимо понимая, чем ему, юристу, может помешать делать карьеру полученная судимость, Александр Самбур развернул бурную деятельность. В суд поступил его иск о защите чести и достоинства, ответчиками по иску значились редакция «Байкальских вестей» и автор статьи. В ходе слушания этого дела иск Самбура уточнялся и дополнялся пять или шесть раз. Лично мне многочисленные исковые требования студента-юриста представлялись совершенно необоснованными.

Тем не менее суд первой инстанции счел необходимым этот иск удовлетворить почти в полном объеме. Редакция, само собой, обратилась с кассационной жалобой в Иркутский областной суд, который во всем разобрался и отменил решение суда первой инстанции в полном объеме! Иначе говоря, наша газета, публикуя статью «Братья против братвы», ни в малейшей степени не оскорбила ни честь, ни достоинство гражданина Самбура.

Второй установленный участник нападения, Александр Есиков, даже находясь под следствием, продолжал демонстрировать «крутизну» своей натуры. Цитата из приговора: «…Есиков применил насилие, не опасное для жизни и здоровья, в отношении представителей власти Остальцова А.А. и Гавриш М.И. в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей…».

Говоря более конкретно, Есиков оказал сопротивление полицейским, которые прибыли по вызову в жилой дом, в подвале которого глубокой ночью сильно шумели молодые люди. Есиков нанес несколько ударов полицейским, один из которых получил сотрясение мозга, рваную рану на лице, синяк под глазом и ссадины на голове. Телесные повреждения второго полицейского оказались не столь значительными.

Надо прямо сказать, что и Самбур, привлеченный к уголовной ответственности, в ожидании начала судебного процесса тоже не был паинькой. Из неофициальных источников в полиции стало известно о том, что профессиональный юрист Александр Самбур пытался откупиться от сотрудников ГИБДД Усольского района. Его машину остановили на трассе, чтобы проверить тонировку стекол. Тонировка не соответствовала действующим нормативам. Желая избежать ответственности, наш «герой»  будто бы стал предлагать полицейским деньги. Кроме того, он якобы находился в нетрезвом состоянии. Соответствующие материалы были переданы в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Жаль, что этот факт не получил огласки до вынесения приговора Ангарским городским судом. Вполне возможно, Александру Самбуру не удалось бы отделаться условным сроком наказания!..

Этот судебный процесс, по моему разумению, все-таки состоялся лишь благодаря невероятным усилиям потерпевших — братьев Кобзарей и их адвоката. Они понимали, что нападение на них в центре Ангарска со стрельбой и полученными тяжелыми телесными повреждениями может в итоге закончиться ничем… Поэтому братья забрасывали жалобами и ходатайствами следственные органы и прокуратуру. Хоть и со скрипом, правоохранительная машина стала набирать обороты. За время затянувшегося следствия Самбур закончил учебу в вузе и стал дипломированным юристом. А Есиков успел поучаствовать в избиении двух полицейских.

В обвинительном заключении, поступившем в суд, Самбуру вменялась статья 111, часть 3 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Санкция по этой статье предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет. Звучит очень даже обещающе, если в теории…Но на практике нередко получается иначе. Наш случай — как раз из таких.

Второму налетчику, Есикову, вменялась та же самая 111-я статья, а в дополнение к ней — статья 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителей власти).

Потерпевшие братья Кобзари имели все основания надеяться, что Ангарский городской суд, даже при всей пресловутой гуманности отечественного правосудия, воздаст преступникам не только по закону, но и по справедливости. То есть ровно столько, сколько они добросовестно заслужили.

В ходе судебного процесса Самбур и Есиков своей вины не признавали. Помочь им доказать их непричастность к совершенному преступлению пытались невесть откуда взявшиеся, извиняюсь за выражение, «свидетели», которых суд вынужден был выслушивать. Эти так называемые очевидцы конфликта со стрельбой несли такую ахинею, что один из участников процесса припомнил, кстати, старый анекдот. Я его помню в таком варианте.

Судья на процессе спрашивает лжесвидетеля: вы знаете, сколько дают за дачу заведомо ложных показаний? Лжесвидетель отвечает: ну, не знаю точно… Лично мне дали пять тысяч и еще обещали столько же…

Цитата из приговора: «Оценивая приведенные выше показания свидетелей, суд считает недостоверными показания свидетеля Дубинина (здесь и далее  фамилии изменены. — Авт.) в судебном заседании, а также показания свидетелей Кузина-Колесова, Корзинина, Марусина, Сантар, Е.И.,Беляниной, Федякина, Котелковой, Хабибулина, Юркова, Позубенко, поскольку неправдивость их показаний установлена в ходе судебного разбирательства. Суд полагает, что свидетели (перечисленные выше, кроме Позубенко. — Авт.) …лжесвидетельствуют в пользу подсудимых из дружеских с ними отношений, желая таким образом помочь им избежать ответственности за содеянное, а Позубенко дал неправдивые показания из-за личной неприязни к братьям Кобзарь, что данный свидетель и не скрывал в судебном заседании…».

А ведь все эти лжецы перед допросом в суде давали подписку о том, что предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний! Увы, никто из них к ответственности так и не был привлечен. Почему?!У меня нет ответа на этот закономерный вопрос.

Оглашенный 20 июня приговор суда первой инстанции, похоже, не устроил ни подсудимых, ни потерпевших. Преступники, судя по тому, что они свою вину так и не признали, судя по количеству привлеченных к участию в процессе лжесвидетелей, надеялись-таки на оправдательный приговор. Но приговор оказался обвинительным, хотя Самбур и Есиков получили условные сроки наказания в связи с тем, что суд переквалифицировал совершенные ими преступления на более мягкую статью. В итоге Самбур был осужден по части 1 статьи 111 и получил всего два с половиной года лишения свободы условно с испытательным сроком четыре года. В качестве смягчающих обстоятельств суд учел, что Самбур по месту работы и в быту в целом (выделено мною.— Авт.) характеризуется положительно, что он отслужил срочную службу в армии. Поэтому суд пришел к выводу, что  его исправление, дескать,  возможно без реального отбывания наказания. Лично я в этом сильно сомневаюсь, памятуя о том, что в настоящее время решается вопрос о возбуждении нового уголовного дела в отношении нашего «героя»…

Есикову суд заменил статью 111 на статью 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и освободил его от наказания по этой статье в связи с истечением срока давности.

Могу предположить, что Александр Самбур попытается опротестовать обвинительный (хотя и чрезвычайно гуманный) приговор в отношении него: ему, юристу, судимость совсем ни к чему.

Свое право на обжалование приговора уже использовали потерпевшие братья Кобзари. Они полагают, что Ангарский городской суд без оснований переквалифицировал при вынесении приговора достаточно тяжелую статью в отношении подсудимых на более мягкую. В конечном счете преступники, совершившие дерзкое, опасное преступление с применением огнестрельного оружия в центре города Ангарска, причинившие тяжкий вред здоровью одного из братьев Кобзарей, отделались легким испугом. А Вячеслав Кобзарь, чудом выживший после покушения, теперь вынужден ежегодно проводить обследование головы на компьютерном томографе и дважды в год проходить обследование и лечение в условиях госпитализации. И это «удовольствие» для него теперь — на всю оставшуюся жизнь.

В апелляционной жалобе, которую Вячеслав Кобзарь уже направил в суд, говорится следующее:

«Считаю, что действия Есикова и Самбура органами предварительного следствия были правильно квалифицированы по ст. 111, ч. 3 УК РФ. В связи с этим я не согласен с позицией суда первой инстанции, изложенной в приговоре о том, что вышеуказанные лица Самбур и Есиков не вступали в сговор на совершение тяжкого преступления в отношении меня и их действия не были охвачены единым умыслом… Согласованность действий подсудимых на месте преступления и тот факт, что они одновременно достали оружие и начали стрелять в меня, безусловно говорят о том, что между ними имелся предварительный сговор и их роли были заранее оговорены и распределены, поскольку на месте преступления они не разговаривали между собой…».

Нет смысла сейчас даже предполагать, какое решение примет Судебная коллегия по уголовным делам, рассмотрев апелляционную жалобу Вячеслава Кобзаря. Будем надеяться, что справедливость все-таки восторжествует. Ведь не перевелись еще в правоохранительных органах порядочные, честные сотрудники-профессионалы, которые не позволят «молодому» юристу избежать наказания за покушение на взятку инспектору ГИБДД и за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения…

Так что ставить точку в этой истории пока рано. Поставим многоточие…

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».

Рисунок Ильи Клычева

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии