Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Срочно в розыск

27 января, 2014

 

Большое видится на расстоянии — и Российская Федерация тут не исключение. Привыкнув за долгие годы к некоторым штампам, наши соотечественники с трудом отказываются от мысли, что они лучше, чем иностранцы, знают положение дел в стране. И что Россия вообще лучше всех — всегда и во всем. Тем временем в стране возник новый дефицит: нужен повод для оптимизма, а его нет.

Нефть, пенька и алмазы

На минувшей неделе повод задуматься о собственном имидже дал нашей стране тот, от кого этого вообще не ожидали, — британский комедийный актер Хью Лори, известный российскому зрителю по ролям в детских фильмах «101 далматинец», «Стюарт Литтл» и сериалу «Дживс и Вустер». Комментируя в социальной сети «Твиттер» статью в газете «Гардиан», Лори написал: «Я бы бойкотировал русские товары, если бы они делали хоть что-нибудь помимо депрессии для всего мира». Эти шестнадцать слов вызвали коллективный припадок ярости у записных российских патриотов, пришедших в канун Олимпиады в Сочи в состояние повышенной истерической готовности.

Статья, ставшая поводом для замечания актера, вряд ли вызвала бы возражения даже у пресс-секретаря президента Российской Федерации Дмитрия Пескова. Текст объемом  всего в девять небольших абзацев более чем наполовину состоит из прямых цитат из речей Владимира Путина. Вряд ли в этих словах есть хоть что-то, умаляющее честь и достоинство Российской Федерации. Более того, автор заметки процитировал заявление Путина о том, что Российская Федерация сегодня — более демократическое государство, чем другие европейские страны, а во многих штатах США и по сей день гомосексуализм преследуется по закону. В России, напомню, преследуется только соответствующая пропаганда среди несовершеннолетних, а не сами отношения.

Но вернемся к Хью Лори и его заявлению. В целом ряде СМИ позицию актера с самого начала подали неверно — дескать, призывал бойкотировать и Олимпиаду, и все наши товары. Между тем он не бойкотирует российские товары и даже не призывает к бойкоту. В нынешней ситуации, когда такие призывы — из Грузии и Прибалтики, например — доносятся с завидной периодичностью, даже такая позиция дорогого стоит, пусть даже и вызвана она тем, что Лори просто не видит российские товары в соседнем супермаркете. Однако как бы патриотическим блогерам и публицистам только дай повод, а уж скандал раздуют на ровном месте. И первое, что пришло в голову, — нефть. Россия, как многим кажется, продает настолько много углеводородного сырья, что будто бы и нет в мире больше никого, кто способен продать хоть пару бочек. Великобритания же, по мнению тех, кто призывал бойкотировать фильмы с Хью Лори и запретить ему что-нибудь, и без того ему не нужное (например, въезд в Россию), импортирует всю потребляемую ею нефть — причем из тех стран, где положение гомосексуалистов хуже некуда.

Тут мы имеем дело с явным пробелом в отечественном школьном образовании, в котором экономическая география Западной Европы занимает совсем крохотный кусочек. Великобритания действительно долгое время испытывала существенные проблемы в обеспечении энергоресурсами, но это время уже прошло — уж лет тридцать как. Сегодня Великобритания занимает третье место среди развитых капиталистических стран по объемам добытой нефти, и обеспечена эта добыча месторождениями в Северном море, где действует более 100 платформ, принадлежащих разным странам. Североморская нефть марки «Брент» вообще считается эталоном качества — легкая, с низким содержанием серы и так далее. Более того, в 2000-е англичане экспортировали около 80 млн тонн, а импортировали около 40 млн тонн в год. Исходя из логики (и в первую очередь логистики и экологии), англичанам наиболее удобно покупать такую же качественную нефть у ближайших соседей по Северному морю — Норвегии и Германии, а эти страны невозможно отнести к тоталитарным и нетолерантным.

 


На долю Великобритании приходится нефти из России на сумму чуть более 3 млрд долларов в квартал. Для англичан такие объемы имеют чисто символическое значение — не совсем понятно даже, зачем им это вообще нужно. Из других значимых статей российского экспорта в Великобританию в первом квартале 2013 года нужно упомянуть следующее: драгоценные камни и металлы, изделия из них — на 214 млн долларов (около 6 процентов в общем объеме оборота); машины и оборудование — на 52 млн; древесина и целлюлоза, а также все изделия из них — на 30 млн долларов; продовольственные товары — на 32 млн; кожи, пушнина и изделия из них — на 18,5 млн (от 1,9 до 0,7 процента). Итого — почти что классическая русская экспортная триада «мех — лес — пенька», разве что веревки теперь англичанам не нужны за неимением парусного флота в существенных количествах.
 

В общем объеме российского экспорта (ориентировочно 500—510 млрд долларов по итогам 2013 года) нефть составляет всего 34,7 процента. Даже в объеме экспорта топливно-энергетического сектора — 47,7 процента. На долю Великобритании приходится (данные таможенной статистики за 2013 год) нефти на сумму чуть более 3 млрд долларов в квартал. Для англичан такие объемы имеют чисто символическое значение — не совсем понятно даже, зачем им это вообще нужно.

Из других значимых (хоть сколько-нибудь) статей российского экспорта в Великобританию в первом квартале 2013 года нужно упомянуть следующее: драгоценные камни и металлы, изделия из них — на 214 млн долларов (около 6 процентов в общем объеме оборота); машины и оборудование — на 52 млн; древесина и целлюлоза, а также все изделия из них — на 30 млн долларов; продовольственные товары — на 32 млн; кожи, пушнина и изделия из них — на 18,5 млн (от 1,9 до 0,7 процента). Итого — почти что классическая русская экспортная триада «мех — лес — пенька», разве что веревки теперь англичанам не нужны за неимением парусного флота в существенных количествах.

Имел ли Хью Лори право сказать то, что сказал про российские товары? Со своей узкоостровной точки зрения, конечно, да. Если общий объем экспорта из нашей страны составляет что-то около 15 млрд долларов, то это буквально капля в море потребления англичан. Россия, в свою очередь, ввозит из Соединенного королевства на 7—7,5 млрд долларов, из которых 66 процентов приходится на машины, аппараты и оборудование; более 20 процентов — на продукцию химической промышленности; 10 процентов — на фармакологию. И даже тех самых нефтепродуктов мы, великая углеводородная держава, покупаем у англичан на 55—60 млн долларов. Теперь, наверное, придется бойкотировать — если, конечно, найдем.

 


Не думаю, что в мировом масштабе мы представляем собой нечто наиболее отвратительное — есть, в конце концов, еще Нигерия, Афганистан, Индия и  прочие страны — безобразные каждая по-своему. Но для собственного потребления мы творим зла и депрессии более чем достаточно. Самое время подумать о том, чем бы порадовать себя и соседей, если ни Новый год, ни Олимпиада никому не в радость.
 

Руки за голову!

Попробуем теперь разобраться со второй частью заявления актера — что Россия, дескать, производит для всего мира депрессию. Положа руку на сердце, трудно с этим не согласиться. Россия не сняла ни одного комедийного фильма, снискавшего славу в мировом прокате. Да что там — вообще никакого такого фильма мы не сняли, а рекордные показатели «Сталинграда», обогнавшего в отечественном прокате некоторые иностранные ленты, объясняются банальным жульничеством: целые школы снимали с уроков и отправляли на просмотр — а деньги в одну кассу идут. Ни одна российская эстрадная звезда не пробилась на мировой олимп, и даже самое дурацкое из всех дурацких представлений — «Евровидение», собирающее всех фриков Европы, мы пытаемся превратить в серьезное музыкальное состязание. А там веселиться надо!

Лори еще далеко не все знает про Россию, при случае наши же «патриоты» порасскажут такого, что у самих в процессе волосы дыбом встанут. Вот вам примерный набор штампов-страшилок. Российский показатель самоубийств среди молодежи почти в три раза выше среднемирового. Да, мы не абсолютные лидеры, как и по потреблению алкоголя и наркотиков, но средний показатель переплюнули без труда. В ДТП гибнет народу в год больше, чем за десять лет в Афганистане. Гастарбайтеров в Москве половина населения, на Дальнем Востоке и в Сибири китайцев больше, чем россиян, и они вот-вот отделятся. Оборотной стороной этого мифа является версия о широком распространении самых радикальных и экстремальных форм национализма среди самых широких слоев населения страны, что верно в принципе, но неверно в частностях. Как, впрочем, и гипотеза о распространении радикального ислама и ортодоксального православия крайних толков.

Даже если отбросить в сторону профессиональных паникеров и демагогов, все равно останутся наши ежедневные новости. Открываем ленту за 1 января: в Усольском районе, несмотря на зиму, продолжают гореть торфяники; в Слюдянке на предприятии погиб мужчина, в Иркутске на переходе сбили женщину; в Казачинско-Ленском районе пропала школьница. 2 января: в ДТП в Усть-Куте погибли два человека. 3 января: ДТП в Усольском районе — пять машин, один погибший; в Иркутском районе ребенок сам себя поджег в шкафу и умер; в Иркутске на мороз выбросили маленькую девочку. 4 января: по три погибших в ДТП и пожаре; рецидивист убил мужчину в Иркутске. 5 января: в Усть-Илимске сгорело 10 гаражей, а вообще за пять дней нового года совершено 250 преступлений. И дальше без единой паузы, каждый день — убийства, грабежи, дети, выброшенные на мороз пьяными родителями… Так и хочется сказать: россияне, стоять! Руки за голову, ничего не трогать!

Не думаю, что в мировом масштабе мы представляем собой нечто наиболее отвратительное — есть, в конце концов, еще Нигерия, Афганистан, Индия и  прочие страны — безобразные каждая по-своему. Но для собственного потребления мы творим зла и депрессии более чем достаточно. Самое время подумать о том, чем бы порадовать себя и соседей, если ни Новый год, ни Олимпиада никому не в радость.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии