Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Источник вдохновения — Иркутск

02 апреля, 2018

В Галерее Виктора Бронштейна 14 марта  открылась юбилейная выставка нашего земляка, выдающегося графика, иллюстратора, заслуженного художника России Александра Шипицына, которая приурочена к 80-летию живого классика. Его работы находятся в музейных и частных коллекциях по всему миру: в Греции, Италии, Японии, Германии, Финляндии, Франции, США, Австрии. Шипицына по праву  считают создателем иркутской графической школы.

11.jpg

Техника графического рисунка покорила Александра Шипицына еще в детстве. В школе он попал в мастерскую к известному художнику Борису Лебединскому, стал помогать ему, а позже поступил в училище на его курс. Таинство возникновения офортного оттиска заворожило будущего мастера, и он остался верен графике на всю жизнь.

Всю долгую творческую жизнь художника интересуют разные темы. Его работы — это разговор современника о современности: здесь и тема  деревни, и проблемы Байкала, и БАМ, и впечатления от поездок по стране. Но главный герой его картин — город.

Иркутск всегда был источником вдохновения для создания произведений искусства. Весь его неповторимый облик пронизан стариной, красотой и гармонией. Особой  любовью проникнуты  гравюры, посвященные деревянной и каменной архитектуре старого Иркутска, который уходит в небытие. Деревянные домики с резными кружевными ставнями, покосившимися заборами, доживающие свой век,  многие  из которых теперь  остаются только на полотнах художников.

— Чем красив Иркутск? Старыми домами, большими тополями, хитросплетением линий — в этом есть поэзия, здесь чувствуется обжитость, обласканность людьми. Ведь духовность может быть не только в человеке, но и в той среде, которая его окружает и которую он создает, вкладывая в нее душу, — считает Александр Шипицын.

В череде выступлений на открытии выставки свое приветствие мастеру адресовал владелец галереи, предприниматель, меценат,  поэт и прозаик Виктор Бронштейн, которому некоторые графические работы Александра Шипицына напомнили о детстве:

— На картинах мастера я узнаю дома и дворы  своего детства, сказал он, — вот здесь я жил, а здесь  жила моя  бабушка, это улица Горького, дом 2. В этом дворе  я учился ходить, буквально делал свои первые шаги. Родители меня оставляли на ее заботы, а  сами  были на работе целыми днями. Я помню, что возле дома росли большие тополя, они до сих пор живы, а вот домов моего детства уже нет, снесены. На эту тему я хочу прочесть вам стихотворение «Два тополя»:

Возле дома два тополя зорко с ранних лет следили за мной.

Помню я, как весеннюю корку, ледяную, долбил ногой.

Смутно помню, как между ними я без мамы сумел пройти,

Как манили рассветы синие: научился ходить — лети!..

Но полета боясь, наверное, больно руку мне сжал отец,

Когда вырос, с мечтой заветною потерялся смешной юнец.

Я, подраненный горьким опытом, начал детям о звездах петь,

Не пугает их небо рокотом, дай им Бог выше нас взлететь!

Кроме графики мастер много работает и в жанре живописи. Я вспомнила, как на одной из выставок живописи мне понравилась его работа «Причуды» из цикла «Байкальское ожерелье», где в  скалах-исполинах явно читаются две сидящие высокородные дамы, стерегущие под северным небом эти седые утесы. Сдержанность цветовой гаммы говорит о молчаливом благородстве, холодности и величии этих мест. 

На нынешней выставке хочется отметить  офорт, который тоже особенно чем-то близок, — «На страже». Среди зелени старых  деревьев доживает  свой век такой же древний старый дом. Покосились, пошли вкривь и вкось его башенки и виньетки, некогда служившие украшением, а ныне покрытые трещинами, словно морщинами. Окна дома уже не улыбаются радостным блеском прохожим и не отражают солнце. У этого дома все позади: весна, молодость, веселый смех людей, которых он согревал когда-то теплом своих стен. Все в прошлом. Но странно, при всей кажущейся ветхости и обреченности увиденного не возникает настроения печали и тоски, напротив, жизнь продолжается, и она прекрасна. И этот дом, некогда благородный красавец, внес в нее часть своей красоты, а кто-то увидел и передал другому, а другой — третьему, и эта красота продолжает в ком-то жить дальше. Таким увидел и запечатлел этот дом Александр Шипицын, передав в своем рисунке всю гамму настроений, и потому для нас, зрителей, за этим домом стоит судьба.

Художник рассказал, что одно и то же здание он может рисовать сотни раз, и каждый раз будет получаться по-разному. Это говорит о неугасающем интересе и огромном творческом погружении в тему любимого города.

Александр Шипицын создал огромное количество необыкновенно образных, талантливых, выразительных графических  работ, стал признанным мастером офорта в Иркутске, участвовал многократно в выставках разного уровня — международных, всесоюзных, республиканских, региональных, областных. Он признанный график Иркутска в сфере станковой гравюры и одним из первых начал работать в технике цветного офорта, необыкновенно кропотливой и трудоемкой. Еще во время учебы в московском институте в студенческие годы подрабатывал в журнале «Юность», куда приносили свои сочинения молодые прозаики и поэты. Тогда, в 1970 году, была выбрана тема для дипломной работы художника,  серия ксилографий по произведениям Андрея Вознесенского «Стрела в стене», «Портрет Плисецкой», «Доктор осень», «Напряжение». Мастер оформил более тридцати книг для Восточно-Сибирского книжного издательства и «Советской России».

У художника много учеников, его преподавательский стаж составляет более сорока лет, и многие его выпускники стали известными художниками. В каждом из учеников он пытается увидеть индивидуальность, развить вкус, веру в себя и в свои силы.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.

На фото: Александр Шипицын

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии