Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Кое-что из жизни деревьев

28 марта, 2016

 IMG_4480.jpg

Иркутский поэт (она не любила слово «поэтесса»), журналист, прекрасный человек Любовь Сухаревская 27 марта отмечала бы свой день рождения. Печальное «бы»… Любови Иосифовны, отдавшей столько творческой энергии, искренности, теплоты родному Иркутску, своим читателям, не стало осенью 2013-го — 27 сентября. Дни рождения и смерти разделяет ровно полгода… И еще один символ: 27 марта отмечается Всемирный день театра. Театра, которому — или которым (особенно родным, иркутским) — Любовь Сухаревская посвятила много лет, в том числе на страницах «Байкальских вестей». А еще она была очень ранимой, чуткой, деликатной, в общении с ней фальшь была невозможна. И опять «была»… Нет, память о Любови Сухаревской устремлена не только в прошлое, она наполнена настоящим и устремлена в будущее. Как и вера в то, что людей, конечно, неповторимых в своей индивидуальности, но по жизненным устоям все же близких к нашей Любе, станет хоть чуточку больше. А пока, сегодня, мы знакомим читателей с прозой Любови Сухаревской — рассказами бабушки своей внучке. Выражаем благодарность дочери Любови Сухаревской Анастасии, предоставившей нашей газете тексты рассказов.          

Редакция «Байкальских вестей»


Любовь Сухаревская. Рассказы для Сонечки

Моей любимой внучке — в подарок ко дню рождения

Они существуют рядом с нами и окружают нас всюду, большие и очень большие, средние и совсем маленькие. Они — это деревья. Зимой зеленые листья с них облетают, и стволы и ветки стоят голые. Снизу их укрывает только снег. Мы зимой одеваемся, кутаемся теплее, а они, наоборот, раздеваются.

Но все они живут по-разному и в разных условиях. Одни зимой утопают в снегу, другие только чуть редеют листвой, ведать не ведая, что такое снег. А есть деревья, которые остаются зелеными и в июне, и в декабре, — елка, например, или другие ее хвойные братья и сестры.

Так и живут они, открытые дождикам и ветрам, бурям и яркому солнышку. Корни их крепко держатся за землю, а стволы и ветки тянутся к облакам, процеживают воздух, дают нам тень, а птичкам — места для гнезд.

Я расскажу тебе о том, как живут мои знакомые деревья: тополь, клен, сирень…

Я спрошу у тополя…

Тополь растет в небольшом поселке Чулым на берегу старого русла реки — старицы. Он живет у самой воды и летом целыми днями смотрится в прозрачную тихую воду. Вода — его живое зеркало. По нему бегают скачками жучки-водомерки, которые никогда не тонут, здесь растут желтые кувшинки и белоснежные, с золотистым сердцем лилии. Эти водяные цветы сидят посреди круглых листьев и радуют всех своей красотой. А там, где уходят ко дну их длинные стебельки, мелькают темные спинки рыбок. Здесь, под наклонившимся к воде стволом тополя, любят прятаться хитрые охотницы-щучки: караулят свою добычу — маленьких сорожек и ельчиков.

Однажды летом прямо под тополем знакомые ему дети устроили купальню. Это были мальчики Володя и Сережа. Они положили на воду деревянные жердочки, за которые можно было держаться и бултыхать в воде ногами в летнюю жару. И их сестренки Люба и Валя тоже купались здесь!

А потом все дети выросли и купаться здесь перестали — у них появилось немало других, взрослых забот. А вместо них к воде приходили их дети — Ася, Катя, Оксана, Алеша.

Но тополь все равно всех знал, всех помнил и любил. Каждую весну он старательно распускал свои клейкие листочки, а к летней жаре надувал шишечки, из которых выклевывался тополиный пух. Тополь был большой, и пуха появлялись целые гроздья! Он летал вокруг по воздуху, плавал и садился в траву, на воду, и тополю казалось, что от этого весь мир вокруг становится белым и пушистым, мягким и добрым. Он и не догадывался, что людям этот пух лезет в глаза и нос, мешает дышать и смотреть под колеса, когда катаешься на велосипеде, заставляет чихать сто раз подряд и даже плакать!

Но никто не обижался на тополя — ведь в жару от него было прохладнее, а когда налетал хотя бы легкий ветерок, он привычно шелестел всеми своими листьями.

К осени эти листья становились золотыми и облетали на берег. Вся полянка под тополем ершилась — в траве застревали тысячи желтых пятачков-листьев. Они шуршали под ногами, и ходить по ним было приятно, хотя и грустно: это значило, что скоро зима.

И непременно вспоминалось, как однажды зимой, когда дети были поменьше, на этом самом месте попала в беду их любимая кошка Муська.

Муська охотилась неподалеку от тополя, выслеживая мышку, которая пряталась поблизости, около бани. И так увлеклась, подкарауливая мышку, что не сразу заметила опасность. Это была большая и злобная собака, которая решила хорошенько попугать Муську и с громким лаем бросилась к ней. Муська сделала большой прыжок в сторону, который спас ее от собачьей пасти. Но надо было спасаться и дальше. Путь на крышу бани ей сразу отрезала собака. Серой пушистой стрелой Муська помчалась в сторону тополя и стремительно взлетела по стволу вверх, до первых толстых веток. Укрепившись на массивном суку, Муська перевела дух и посмотрела вниз.

Собака болталась где-то там, на снегу, громко и разочарованно тявкая. Каждый знает: собаки не умеют лазить по деревьям, как кошки или белки. Некоторое время собака еще поджидала Муську, наверное думая: ничего, рано или поздно ты оттуда слезешь, тут-то я тебя и сцапаю!

Муська поняла замысел своего противника и решила ее перехитрить. Значит, нужно было сидеть на тополе до утра. А может быть, наша кошка просто забралась слишком высоко и теперь действительно боялась спускаться вниз?

Надвигался вечер, а за ним и ночь. На черном бархатном небе тонкими иголочками стали прокалываться звезды. Красивые! Только Муське было не до них — такими же острыми иголочками покалывал ее мороз, который все усиливался. Шерстка, конечно, грела ее, но мордочка и ушки замерзали все сильнее…

Вечером хозяйка, бабушка Настя, как всегда, налила теплого молочка в муськину миску — но Муськи нигде не было видно. Ее позвали в сенях, на крыльце, поискали во дворе — никого. Если бы она, сидя там, на тополе, догадалась подать голос, сказать свое тоненькое «мяу!», да погромче!

Только утром, выйдя из дома, бабушка Настя чудом разглядела, как на ветвях тополя кто-то шевельнулся. Пригляделась — Муська! Она стала осторожно спускаться вниз — а между прочим, всем известно, что кошке гораздо легче забраться по стволу наверх, чем спуститься обратно на землю.

Бабушка дождалась Муську, которая подбежала к ней, все еще дрожа от холода, взяла ее на руки и поскорее отнесла домой.

Дома ей дали свежую порцию теплого молочка, она напилась и отправилась греться на печку. Через несколько дней, когда дети Ася и Катя гладили и разглядывали кошку, стало ясно, что ушки у Муськи стали поменьше – сидя всю ночь на тополе, она все-таки обморозилась. Но зато она спасла свою жизнь и благополучно вернулась домой!

…А тополь становился все старше. Вокруг него дружной ватагой шумели ребята-тополята — его дети. А совсем недавно он разглядел среди них и нескольких внучат — стройными прутиками они тянулись вверх, как будто наперегонки. И деревянное сердце старого тополя тихо радовалось…

На что похожи кисточки сирени?   

Весна в этом году наступала поздно — все никак не уходили холода, ночами все маячили за окнами то заморозки, то суровые, хлесткие дожди.

Но наконец весна победила! Снег растаял, трава зазеленела, почки на деревьях лопнули и выпустили листочки. Да вот уже и лето на пороге!

Этот куст сирени рос под прикрытием молодой и пушистой лиственницы. Была уже середина июня, и бабушка Люба наблюдала в окошко больницы, как куст сирени сначала подготовил бутоны, потом разом распустился всеми своими душистыми сиреневыми кисточками. Такими душистыми, что аромат даже вползал в окошко!

Бабушка Люба заметила, что две кисти сирени свешиваются с ветки, как… не то две гроздочки винограда, не то как две новогодние игрушки. А когда ветер шевелил их, они забавно двигались! И в самом деле, на что похожи эти кисти сирени?

Бабушка Люба вышла во двор и решила поспрашивать об этом разных людей.

— Да на руки хозяйки они похожи! — сказала проходившая мимо повариха. — Вот она месит тесто, сейчас будет лепить пирожки.

— Это же как будто лапы молодого льва, который переминается, готовится к прыжку! — сказал работник зоопарка.   

— Нет, это лапки кошки, которая охотится за мышкой! — сказала дрессировщица из цирка.

— Какие могут быть вопросы? Конечно, это руки пианиста, который импровизирует за роялем! — решительно сказал джазовый музыкант.

И бабушка Люба поняла, что каждый по-своему видит эти цветы, которыми играет июньский ветер. Интересно, а что сказали бы Ася, Артур, Сонечка, Катя, глядя на эти сиреневые кисточки-веточки?

А может, все просто — это пришло наконец лето, и каждое деревце, каждый кустик и цветок просто радуются солнышку и теплу. И совсем неважно, на что они похожи!

Июнь, 2013.

Фото Анастасии Сухаревской (Офенгейм)

Окончание следует.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии